Нурсултанат
В Казахстане творится полный правовой произвол, а президент Назарбаев ведет себя по принципу “своя рука владыка”

"Советская Россия", 12 августа 1999 года

Юрий СЕРГЕЕВ

Бросок российских десантников в Приштину - единственное за последнее время напоминание о том, что еще совсем недавно мир не был однополярным. В целом же нет никакой надежды, что при нынешнем кремлевском руководстве Россия восстановит свои позиции на международной арене. Беда к том, что если Америка всегда помнит о своих национальных интересах, то Россия, точнее, власть предержащие думают только об интересах личных. Проявляется это во всем, в том числе во взаимоотношениях с бывшими советскими республиками, которые, казалось бы, по определению должны оставаться в сфере влияния Москвы.

Недавно конгресс США поддержал поправки к Закону “О Шелковом пути”, согласно которым Вашингтон будет отныне оказывать экономическую помощь государствам Центральной Азии только в том случае, если их президенты избраны с соблюдением демократических норм, а судебная система с вниманием относится к законным требованиям как своих граждан, так и иностранцев.

Поправки эти касаются прежде всего Казахстана, куда американцы имели неосторожность сделать значительные инвестиции, обольщенные псевдодемократическим режимом Нурсултана Назарбаева. Оказалось же, в стране творится полный правовой произвол, а Нурсултан Абишевич ведет себя как типичный хан - по принципу “своя рука владыка”.

Институт назарбаевского ханства был закреплен на президентских выборах в январе этого года, ставших, по сути, безальтернативными: единственный кандидат, способный составить конкуренцию Назарбаеву - лидер оппозиции Акежан-Кажегельдин, не был к ним допущен. На Западе расценивают эти выборы как нелегитимные. Россия их приветствовала.

В Москве вообще любят “друга Нурсултана”, причем настолько, что наградили его, мусульманина, православным орденом Андрея Первозванного. Хотя по логике у нас куда больше оснований быть недовольными Назарбаевым, чем у американцев. Уже потому, что ежегодно около 300 тысяч русскоязычных пополняют армию беженцев и спасаются от нынешнего казахского режима. Потому, что отчаявшихся русских стариков, с мая не видевших пенсий, казахская милиция разгоняет дубинками. Или потому, что Астана постоянно шантажирует Москву, причем делает это крайне нагло. Взять хотя бы недавнюю историю с аварией “Протона”. Даже в казахстанской прессе признают, что экологический ущерб от взрыва российской ракеты был невелик, а запрет запусков с Байконура преследовал цель выбить максимум компенсаций из большого соседа. Подобных примеров множество. В этом году правительство Казахстана запретило импорт продовольствия из России. В июле Назарбаев присоединился к международному соглашению о транспортировке каспийской нефти в обход российской территории... В общем, дружба дружбой, а доллары врозь. Почему же Кремль вместо того, чтобы ударить кулаком по столу, вешает ордена? Дело в том, что, по мнению экспертов, среди российского истеблишмента есть свои влиятельные персоны и даже целые группировки, лоббирующие интересы Назарбаева. К примеру, Русланы Орехов - в недавнем прошлом высокопоставленный чиновник в администрации Ельцина, который, согласно сведениям из осведомленных источников, остается неформальным советником правового отдела. Есть фигуры и покрупнее. Скажем, у дочери Назарбаева Дариги, возглавляющей казахстанский государственный телеканал “Хабар”, совместный бизнес с ОРТ, где, как известно, правит бал Борис Березовский. Выручка от рекламы на канале “ОРТ-Казахстан” поступает на счета зарегистрированной в Швейцарии фирмы. Нынешним летом, кстати, ею заинтересовалась местная полиция, и счета были арестованы. Тем временем г-н Березовский разглагольствует о том, что в РФ нет единой политики в отношении стран ближнего зарубежья. Откуда же такой политике взяться, если государственные интересы России давно подменены корпоративными, а каждый шаг Москвы - будь то подписание договора или награждение азиатского лидера - определяется деловыми аппетитами отдельных представителей ближайшего окружения Ельцина?!

Но давайте отвлечемся от конкретных персонажей. Что может противопоставить Москва выпадам казахстанского руководства? Меры экономического давления? Они неизбежно отрикошетят по интересам самой России. Остается играть с Астаной на политическом поле. И здесь у Кремля есть козырной туз - возможность присоединиться к борьбе за соблюдение соседями демократических норм и стандартов (кого-кого, а Россию не должно радовать, то, что Казахстан превращается в “Нурсултанат”, откуда завтра начнут выежать уже не сотни тысяч, а миллионы русскоязычных).

И такая возможность предоставится в самое ближайшее время: осенью в Казахстане пройдут парламентские выборы, на которых оппозиция выступит единым блоком. В блок этот вошли коммунисты, кажегелъдинская Республиканская партия, движение пенсионеров, ассоциация русских, славянских и казачьих общин. Политическая борьба в Казахстане приобретает новую окраску: теперь Назарбаеву придется бороться не с одним Кажегельдином. Ситуация усугубляется для казахских властей еще и тем, что они совсем потеряли чувство реальности;

Возвращаясь к застойным традициям, местные газеты воспевают “великого сына Алаша”, сравнивая Назарбаева с Чингисханом и Тимуром. В бюджетные организации приходят разнарядки: каждый патриот своей Родины обязан “добровольно” пожертвовать деньги или золото в специальный фонд. Официальная пресса пестрит репортажами с благотворительных акций назарбаевской семьи. На днях первая леди Казахстана продемонстрировала нищему народу очередной широкий жест - продала на аукционе свою верблюжью накидку с отделкой из леопарда.

Так или иначе, цена победы или поражения на парламентских выборах весьма высока. Для Назарбаева и его окружения карманный парламент - возможность сохранить нынешнюю систему бесконтрольной власти. Для России же это еще один шаг к потере Казахстана.

"Советская Россия", 12 августа 1999 года