Закон падающего баурсака
Сбылась мечта президента. Теперь можно и на покой.

"Центрально-азиатский бюллетень", 16 августа 2001 года

Валерий СТЕШИН

После бесславного ухода с должности Генпрокурора РК Юрия Хитрина уголовно-процессуальная суета вокруг противника №1 как-то затихла. Поговаривали даже, что президент №1 ведет с противником №1 сепаратные переговоры и дело может обернуться перемирием. И вот - битва, схватка, буря. Сначала в Вашингтоне, теперь в Астане. Сначала в Конгрессе США, теперь в Верховном Суде Казахстана. Сначала публично, теперь - заочно и таинственно.

Встать, суд идет! Обвиняемый, вам предоставляется право на последнее слово! Говорите громче, вас плохо слышно, помехи на линии!

Давно замечено: все действия властей против Кажегельдина вызывают строго противоположный эффект. Это стало правилом, как закон падающего баурсака. Самое разумное - вообще не действовать, но как раз на это разума, как видно, и не хватает. Президент стучит по столу и требует принять меры. После чего весь мир узнает, что в Кажегельдина стреляли, что его пытаются арестовать за границей, что ему угрожают, что на него завели пять уголовных дел и т.д.

Слушания в Конгрессе по Казахстану - это по сути довольно скучная процедура. Кому интересны филиппики в адрес Назарбаева? Ну, диктатор, хан, коррупционер… Так бы все и дремали, если бы не доблестная попытка назарбаевских дипкурьеров вручить Кажегельдину "черную метку" прямо в здании Конгресса США. Пикантная приправа к плотному блюду, колоритная находка для журналистов.

И сразу за слушаниями в Вашингтоне - заочный суд над экс-премьером в Казахстане. Связь очевидна, ее даже не пытаются замаскировать. Назарбаев на виду у всего мира азартно, в открытую играет со своим противником: ты меня через американцев прищучил, а я тебя через свой Верховный Суд достану! Ты меня под статью в США подводишь, а я тебя под десять статей здесь подведу! Пусть меня не приглашают в Вашингтон, но и тебе, Акежан, путь в Казахстан заказан!

Если бы это показали в кино, никто бы не поверил. Политическая фантастика, трагикомический триллер: суд, на котором обвиняемый отсутствует, как тыняновский подпоручик Киже. Суд над ОБРАЗОМ противника №1, который осенью 1998 года навсегда разрушил мир и покой в душе президента №1. Потешный бой с чучелом неуловимого Акежана.

Президент готов уйти, но он опасается, как бы кто не подумал, будто он уходит из-за козней своего противника. Заочный суд и заочное возмездие призваны поставить последнюю точку в затянувшемся противостоянии. Фигурка экс-премьера проткнута острыми палочками. Увековечить себя в роли президента Назарбаеву, к счастью, не удалось, но он не теряет надежды увековечить своего противника в роли изгнанника.

"Центрально-азиатский бюллетень", 16 августа 2001 года