Приговор здравому смыслу
"Комсомолка" опросила казахстанцев

Комсомольская правда, 14 сентября 2001 года

Закончился заочный суд над экс-премьером А. Кажегельдиным. Он признан виновным и приговорен к десяти годам заключения с конфискацией имущества.

Наш вопрос: Каково ваше отношение к заочному суду над Кажегельдиным?

Евгений ЖОВТИС, директор Казахстанского международного бюро по правам человека:

- Я крайне негативно отношусь к любым заочным процессам. Следствие без допроса подозреваемого, без предъявления ему обвинения, без выслушивания его аргументов и очных ставок, без оценки его доказательств никакого отношения не имеет к нормальному процессу правосудия и поиску истины.

Никоим образом ситуацию не оправдывает то, что обвиняемый или подозреваемый не хочет являться в органы следствия или подсудимый - в суд. Не оправдывает по той простой причине, что тогда мы могли бы вообще все судопроизводство вести заочно. Причем не только по отношению к человеку, который находится за пределами Казахстана, но и к тем, кто здесь прячется от органов правопорядка!

Всегда существовала процедура приостановления дела производством до момента, пока не будет пойман обвиняемый. Ведь главная цель правосудия - не просто осудить какое-то лицо, а установить истину.

Самое интересное то, что этот приговор - 10 лет с конфискацией имущества - не имеет практически никаких последствий ни для самого осужденного, ни для страны в целом! Ну, арестуют какие-то счета, ну, конфискуют какое-то имущество внутри страны. Сам же осужденный как находился за ее пределами, так там и находится. Как его не выдавали, хотя и задерживали в Италии и России, так и не выдают.

Юрий ХИТРИН, председатель Конституционного Совета РК:

- Институт заочного судопроизводства в Казахстане существует с 1960года. Когда я занимал должность прокурора, в год заочно осуждалось свыше 100 человек. В основном это были проводники пассажирских поездов, получавшие незаконное вознаграждение за безбилетный провоз пассажиров.

Институт заочного судопроизводства существует не только в Казахстане, но и в таких демократических странах, как Швейцария, Швеция. Поэтому никаких нарушений законности в этом я не вижу.

Серикболсын АБДИЛЬДИН, лидер парламентской фракции коммунистов:

- Я категорически против такого метода. Тем более если он применяется в отношении таких фигур, как государственные деятели. Это, считаю, одна из тенденций для культивирования в Казахстане беззакония. Сегодня - Кажегельдин, а кто знает, кто на его месте окажется завтра? И поэтому не поддерживал всю идею проведения процесса. Так же, как и вероятность осуждения экс-премьера сроком на 12 лет с конфискацией имущества. Данное дело должно быть рассмотрено в соответствии с существующими правилами и соблюдением Гражданского кодекса. Заочно осуждать - это нехорошо.

Сагитжан ТАСМАГАНБЕТОВ, генерал-майор, председатель Военной коллегии Верховного суда РК:

- Закон есть закон, и не дело правоохранительных органов размышлять над тем, плох он или хорош, устраивает их или нет. Мы, судьи, обязаны соблюдать закон, который принят и действует. А ныне действующее законодательство РК предусматривает возможность заочного судопроизводства. Мировой судебной практике также известны подобные примеры.

Владимир ПРОСКУРИН, писатель-краевед, заслуженный деятель культуры РК:

- Как можно вообще относиться к заочному суду? Заочно обвинили, заочно осудили, заочно расстреливать будем? Это же ненормально с точки зрения обычной человеческой логики. Заочный суд - что заочное образование: проку от него мало.

Валериан ЗЕМЛЯНОВ, депутат мажилиса:

- Это политический спектакль. Таких, как Кажегельдин, по улицам Астаны ходят десятки, сотни. Он протянул руки к власти, и ему решили дать по рукам. А если его осудят и привезут сюда, уверен, еще и по голове настучат. В прямом смысле. Меня поразило, как выступали свидетели на судебном процессе. Одни давали показания из-за ширмочки, другие - из-за занавесочки. А где доказательства, материалы?

Татьяна КВЯТКОВСКАЯ, депутат мажилиса:

- Это очередной этап для поднятия популярности экс-премьера. Суд заочным быть не может, все вопросы должны решаться с участием обвиняемого. Эффективным он тоже не может быть, поскольку не является всесторонним. Просто кто-то заботится о том, что бы увеличить популярность А. Кажегельдина.

Комсомольская правда, 14 сентября 2001 года