"Голос за ширмой" и другие свидетели
Возможно, сроки проведения процесса по делу Кажегельдина будут сдвинуты

Панорама, 24 августа 2001 года

Канат ШАЙМЕРДЕНОВ

Из показаний свидетелей напрашивается вывод о рэкетирском стиле общения экс-премьера Кажегельдина с представителями крупного бизнеса.

В Верховном суде продолжается разбирательство по делу Акежана Кажегельдина.

На этой неделе рассматривался один из главных эпизодов уголовного обвинения, касающийся получения взятки бывшим премьер-министром республики. Первым свидетелем в суде по этому делу выступил президент корпорации "Казахмыс" Владимир КИМ, который, по показаниям, лично занимался удовлетворением "просьб" Кажегельдина о покупке автомобилей и финансировании ремонта его алматинской квартиры. В отличие от большинства свидетелей, показания г-н Кима были абсолютно конкретными. Так, он заявил суду, что в 1995 году Кажегельдин "в жесткой форме" потребовал от компании "Самсунг-Германия" в лице его представителя г-на Кима $180 тыс. на ремонт квартиры. Как говорит свидетель, такое предложение логически исходило из интересов "Самсунга" управлять казахстанскими предприятиями цветной металлургии, что напрямую зависело от руководства правительства республики, которое в то время вплотную занималось процессом приватизации в Казахстане. "Мы приняли решение, что надо помочь", - сказал г-н Ким, для чего "Самсунг" перечислил нужную сумму компании "Даскалос", специализирующейся на капитальных ремонтах зданий.

Позже, в 1997 году, Владимир Ким уже в качестве президента "Казахмыса" приобрел из средств Балхашского ГМК, входящего в корпорацию, автомобиль "Джип Лэнд Круизер" - также по просьбе Кажегельдина. Как отметил свидетель, он лично привез машину к бывшему зданию правительства в Алматы и передал ее начальнику охраны премьера Афанасенко (в настоящее время осужденного за незаконное хранение оружия). Однако автомобиль был оформлен не на Акежана Кажегельдина, а на сотрудника службы безопасности премьера Ибраева. Он был также осужден за хранение оружия, и на этой неделе в сопровождении конвоя был доставлен в суд и подтвердил данный факт. Между тем г-н ИБРАЕВ сделал заявление, что опасается давления на него в связи с начавшимся судебным процессом. По его словам, в тюрьме на него уже совершалось покушение и что по этому делу было начато уголовное расследование, о результатах которого он ничего не знает.

Далее, следуя показаниям президента "Казахмыса", в том же 1997 году для Кажегельдина был куплен бронированный "Мерседес-Бенц 600S" - также на средства корпорации. Причиной исполнения всех этих желаний были интересы "Самсунга" в металлургическом секторе казахстанской промышленности. "Интересы компании были превыше всего, в связи с чем мы шли на любые просьбы Кажегельдина", - заявил г-н Ким. На вопрос назначенного властями адвоката ТАРАБЛИНА, почему все-таки позже руководство корпорации обратилось в правоохранительные органы, Владимир Ким незатейливо объяснил, что "совесть замучила, поэтому я написал в КНБ". В общем, как видно, показания свидетеля были исчерпывающими.

Впрочем, так же, как и при вчерашнем допросе свидетелей по эпизоду приобретения для Кажегельдина недвижимости в Бельгии. Как говорится в обвинении, предприниматель Оразбаев перечислил на зарубежный счет г-на Ибрагимова сумму в $2,5 млн. Понятно, что такая сумма характеризует отнюдь не рядового предпринимателя. Ибрагимов и, вероятней всего, Оразбаев связаны с группой Евразийского банка. Г-н ОРАЗБАЕВ, желая оставаться неузнанным, давал показания за ширмой, где его мог видеть только судья. Он сообщил суду, что в 1996 году перечислил со своего счета в банке Цюриха $1 млн на счет Ибрагимова, а позже через г-на Шодиева (также известного своей связью с Евразийской группой) перевел еще $1,5 млн для покупки дома и земельного участка в Бельгии. Ввиду срочности сделки по купле дома (его прежний хозяин спешно уезжал в Африку) Ибрагимов, по просьбе Оразбаева, приобрел недвижимость на свое имя. Это подтвердил и свидетель ИБРАГИМОВ, который затем "продал" эти объекты фирме "Лостона", принадлежащей, по данным обвинения, жене экс-премьера.

Но если Оразбаев лично обсуждал с Кажегельдиным вопрос о недвижимости за рубежом, то, по показаниям Ибрагимова, ему сказали, что он оказывает услугу некому Мирахметову. На вопрос адвоката, какие интересы преследовал лично Оразбаев, делая такой подарок, тот ответил, что это было связано с его предпринимательской деятельностью в Казахстане и если бы он не исполнил просьбу Кажегельдина, для него были бы созданы "тяжелые условия". "Скажем так - это были настойчивые просьбы", - пояснил голос за ширмой и добавил, "человеку, который является премьером, создать трудности очень легко". Можно добавить, что оба свидетеля в настоящее время проживают далеко за пределами Казахстана.

Последним свидетелем вчера был сам руководитель группы Евразийского банка Александр МАШКЕВИЧ. Только он проходил по делу о принятии постановления №100, по которому двум предприятиям Евразийской группы были предоставлены значительные налоговые льготы. Поэтому его, как и вице-премьера Джандосова, акимов Метте и Сапарбаева, а также Александра Павлова допрашивали за закрытыми дверями - в силу секретного характера информации, необходимой суду.

В первые дни недели разбирались эпизоды об уклонении Кажегельдина от уплаты налогов. Необходимо отметить, что бывший премьер все же заявил в декларации гонорар за публикацию своей книги и заплатил, правда, с опозданием, все налоги и штрафы. Поэтому кажется странным, что в первый день процесса обвинение безо всяких оговорок заявило, что налог не был уплачен Кажегельдиным, чем сразу ввело в заблуждение присутствующих в суде. Непонятно еще, почему, озвучивая обвинительный акт в части получения взятки от руководства "Казахмыса", представители Генпрокуратуры настойчиво называли фамилию Ли - вероятно, имея в виду г-на Кима, который веско утверждает, что единолично решал все вопросы по оказанию услуг экс-премьеру.

Сегодня, по плану, допрос свидетелей должен быть завершен, хотя не исключено, что сроки проведения процесса будут сдвинуты. Суду предстоит еще допросить ряд свидетелей, в том числе вице-премьера Школьника, акима Даукеева, председателя Интеграционного комитета Исингарина, бывшего министра Радостовца и других государственных чиновников.

http://www.panorama.kz/info/index.asp?yearfolder=2001&num=32&NumArticle=20

Панорама, 24 августа 2001 года