Бойтесь корейцев, дары приносящих
Особенности национального правосудия

Asiopa.org.ru, 29 августа 2001 года

С. ФРОЛОВ, прислано по электронной почте

Пресловутый процесс над лидером казахстанской оппозиции Акежаном Кажегельдиным, помимо явного восхищения логикой местных силовиков и топорностью их работы, дал немало поводов и для серьезных раздумий.

Прежде всего, это касается свидетельских показаний президента корпорации "Казахмыс" Владимира Кима. Как писал местный официоз "Казахстанская правда": "Весной 1995 года А. Кажегельдин, противоправно используя должностные полномочия Премьер-Министра, за действия, направленные на создание благоприятных условий для деятельности АО "Корпорация "Казахмыс", потребовал от его президента В. Кима взятку в виде безвозмездной оплаты ремонта принадлежащей ему квартиры.

В. Ким вынужденно исполняя эти незаконные требования, в мае 1996 года оплатил стоимость произведенного ремонта квартиры Кажегельдина, расположенной в Алматы, на сумму 180 000 долларов США.

Весной 1997 года А. Кажегельдин вновь стал вымогать от президента АО "Корпорация "Казахмыс" В. Кима взятку в виде автомашины "Тойота". Последний для приобретения автомашины вынужден был перечислить 57 000 долларов США в г. Дубай (ОАЭ) и, получив автомобиль, передал его в собственность А. Кажегельдину.

В конце 1996 года экс-премьер потребовал от В.Кима 200 000 долларов для приобретения в личную собственность бронированной автомашины марки "Мерседес-Бенц 600 S". И это требование было выполнено".

Как известно, "Казахмыс" принадлежит к т.н. "корейской группе" и за ним стоят с одной стороны "Самсунг" (Южная Корея), а с другой, группа назарбаевских приближенных во главе с Владимиром НИ - бывшим управляющим делами Президента Казахстана, а ныне руководителя ЗАО "Хозяйственное управление" (ХОЗУ). Также в числе лидеров это группировки - Андрей Коржов, Булат и Марат Назарбаевы, Михаил Тё.

Да и в чисто "корейское" происхождение инвесторов верится с трудом. Почему контрольный пакет акций предприятий медной промышленности находится в руках никому неизвестного "Samsung-Deutchland", а Казахстан в его правлении представляют не чиновники из Минфина, как положено по законодательству, а президентский завхоз, президентский племянник и отсидевший несколько лет за взятки бывший банкир? Депутат Булат Абилов в недавнем интервью газете "Время" назвал "ХОЗУ" "государством в государстве".

Однако, "прачечная", которой стал конгломерат "Самсунг"-"Казахмыс"-"ХОЗУ"-"БН-Консалтинг", слишком уж "наследила". Казахстанский "смотрящий" за Бенилюксом Есимов приобретал за его счет недвижимость в Бельгии, "наместник" в Великобритании Абыкаев - соответственно, на Туманном Альбионе.

Да и само появление немецко-корейского "Самсунга" было предопределено заранее, и сомнительно, что решение о его появлении принимал какой-то там премьер-министр из Богом забытого Семипалатинска.

Вполне можно предположить, что заявления Кима, ставящие его, как минимум, в крайне дурацкое положение, были продиктованы ему сверху ("Самсунгом" или непосредственно Семьей). Дурацкое - потому как человек, давший взятку, также действует не вполне законным образом - и его собственный правовой статус (да и полученные за эти годы многомиллионные прибыли) подпадают под действие соответствующих статей Уголовного кодекса, и не только Казахстанского.

Выводы очевидны:

А) либо корейцы дорожат расположением Семьи (и ее главы в частности) больше чем собственной деловой репутацией, что вполне объяснимо логикой политической жизни страны;

Б) команда Кима получила хорошие отступные и готова покинуть злачное место (казахстанский и международный рынок меди). Вариант: получит их после того, как выполнить рекомендованную ей "сверху" политическую миссию.

В) корейцам это просто "до фени": и репутация, и бизнес, и сама казахстанская политика. Обиделись, мол, на Кажегельдина, и все тут. Просил, де, не бытовую технику (муз.центр), не корейские автомобили, а японскую "Тойоту". Они (корейцы) в этом плане крайне щепетильные.

Вообще, привлечение такого солидного "зарубежного" инвестора как "Самсунг"- "Казахмыс" к узкополитическому событию, каковым является процесс над так и не пойманным Кажегельдиным, обставлено совершенно без учета мирового исторического опыта.

Если уж взялись вести процессы над такими фигурами, то следовало их, как минимум, поймать. Однако, эта задача, в силу явного нежелания исполнителей, выполнена не была. Хорошо, приняли поправки в УПК - можно судить заочно.

Для легализации такого процесса за рубежом как раз и необходимы "Самсунги" и "Гленкоры". "Преступная деятельность" Кажегельдина должна вызывать праведные ужас и гнев мирового сообщества, как, например, получилось с Павло Лазаренко. "Паша-Хохол" и его показания, правда, не сильно то помогли местному президенту, который, как выяснилось, по уши замешан в коммерческой политики (или политической коммерции) по-украински. Что, у нас не так? Обратитесь к американцам - пусть посадят беглого премьера и попытаются его осудить. Последствия напрашиваются сами собой: Кажегельдин сразу же попадет под действие закона по охране свидетелей и будет с удовольствием давать показания против своего бывшего патрона, но уже не на "Евразии", а американскому правосудию - весьма щепетильному и настойчивому. Палка о двух концах...

К сожалению, менталитет этих господ-товарищей уже сменился казахстанским вариантом деловой этики. Президент (папа, рулевой, вождь) сказал "Надо", бизнес ответил "Есть!". Но опять-таки, все это в духе местных традиций. Когда несколько лет назад доктору Тажину пришла в голову создания казахской "Промпартии", он привлек не профсоюзы нацкомпаний, а компании, находящиеся под контролем "японо-бельгийско-узбекских инвесторов" Машкевича-Шодиева.

Смотря свежим взглядом на всю эту трогательную картину массового и публичного братания идеологически-репрессивного госаппарата и оффшорных горе-инвесторов, можно сделать следующий вывод: произошло ясное и безоговорочное единение бизнеса и политики под общей крышей Семьи и ее приближенных (Тажин, Утемуратов, Ни, Сарсенбаев, Тасмагамбетов).

Совет 1. Господа нынешние и будущие Премьер-Министры Казахстана, не просите у иностранцев джипы, джакузи, баксы и пр.! Надо будет - сами дадут.

Совет 2. Господа иностранные инвесторы! Если вас просят сделать дорогие подарки, не соглашайтесь - как говорят в плохих американских детективах. Вы можете сохранять молчание, иначе все сказанное вами будет использовано против вас в суде.

Совет 3. К ним же. Если вы собираетесь нарушить правило 3, помните, что делать это можно только в пределах Центральной Азии (то бишь, Азиопы).

Совет 4. Уважаемые прокуроры, помните: при заочном процессе главное - не мелочится с обвинениями. Кражей миллионов (и даже миллиардов) долларов уже никого не удивишь и не проймешь. Сейчас в моде педофилия, торговля человеческими органами, геноцид. Получить необходимые показания, думается, весьма легко и вам не в новинку.

Совет 5. Будьте людьми творческими. Думайте головой. Нет своих свидетелей и прокуроров, обратитесь к известным специалистам: С.Хуссейну, М.Каддафи и А.Лукашенко (последний даже кражу табуретки под "измену Родине" подведет).

Нельзя не удивиться и крайне избирательному вызову свидетелей. Почему-то в их число не попали Ахметжан Есимов и Сарыбай Калмурзаев, руками, которых и проводилась практически вся приватизация по-казахски. Нет там и Нуртая Абыкаева - идейного вдохновителя и их политической "крыши". У любого нормального и информированного человека сразу же возникнет вопрос: если уж судить Кажегельдина, то эта троица должна быть, как минимум, соучастниками. А их не вызвали даже как свидетелей… Даже на "заочный" суд по рецептам Тажина, Мами и Тусупбекова.

Чем бы не закончилось это судилище, главный его итог ясен уже сейчас - Кажегельдин, не шелохнув мизинцем, опять переиграл назарбаевскую команду, переиграл даже не участвуя в игре. Планы по его дискредитации полностью дискредитированы казахстанскими властями, лишний раз доказавшими свою некомпетентность.

А "Самсунг"? Какой, извините, дурак теперь будет вести нормальный бизнес с соучастниками казахского 37-го

http://asiopa.ru/?S=3.200108291000.html

Asiopa.org.ru, 29 августа 2001 года