Кукол дергают за нитки...
Спектакль состоялся, а кто же автор?

Республика-2000, 30 августа 2001 года

Нурлан БАЙУЛЫ

Итак, спектакль в Астане подходит к концу. Надо отдать должное, несмотря на то, что не все занятые в нем “артисты” - профессионалы, он почти удался и в течение десяти дней, не считая выходных, не раз срывал аплодисменты не только непосредственных зрителей и наблюдающих на расстоянии казахстанцев, но и далеко за пределами нашего независимого государства. Поэтому недалек тот день, когда мы с полным правом сможем скандировать: “Автора! Автора! Ав-то-ра!”

Сегодня очень трудно предположить, кто при этом может выйти на сцену. И выйдет ли вообще. А если никто не появится на сцене, то это будет не скромность, которая не давала некоторым “артистам” возможности появиться перед зрителями и вынуждала их произносить свои монологи за ширмой. Скорее всего, сошлются на коллективный характер представления. Но все же, надо бы попросить кого-нибудь показаться на сцене. Пусть будет подставной, наемный, скажем, из тех, кто разукрасил деревья на перекрестке Наурызбай батыра и Шевченко разными призывами и не пропускает ни одного мероприятия, на которых главными атрибутами являются кличи “Долой Кажегельдина!”, “Отдать под народный суд экс-премьера!”

Как известно, наш народ бедный, но не глупый. Скорее, думающий, способный анализировать, читать между строк и даже сквозь плотную ширму “любоваться” лысыми лбами и одутловатыми лицами авторов и постановщиков спектакля. Конечно, даже при таких его способностях, могут быть ошибки и незаслуженное признание автором другого.

Да, были разные попытки вернуть, заманить и заключить опального экс-премьера, нет, не в объятия, а в следственный изолятор. Были, кажется, и обещания предоставления высокой должности, создания идеальных условий, даже такие слова: “кто старое помянет...” Все это, естественно, взамен на то, чтобы Кажегельдин заявил всему миру: “Признаюсь, что ошибался и прошу у президента прощения”. Но почему-то он этого не захотел и с завидным упорством заявлял: “Я не ошибаюсь, делаю свои заявления осознанно и ни перед кем не собираюсь извиняться!” Тогда и появилась “прекрасная” идея заочного суда. По этому поводу закон о внесении некоторых изменений в законодательные акты был президентом подписан 16 марта текущего года. Но кто же автор этого “гениального” предложения? Кто же, прячась за ширмой, и не показывая своего лица, занимается кукловодством?

На этот счет есть несколько мнений и наверняка когда-нибудь народ узнает его имя. Вся история человечества свидетельствует о том, что рано или поздно любые “секреты” имеют обыкновение “всплывать”. Но надо все-таки признать, что идея достойна “похвалы”... Ведь возбуждение многочисленных уголовных дел в отношении экс-премьера не производило впечатления на зарубежных демократов. А вот когда он будет осужден и признан опасным коррупционером, тогда совсем другое дело. Кто же будет связываться с “виновным” и брать его под свое крылышко? Тут же и выдадут...

Но не окажется ли это судилище бумерангом? Ведь не только за рубежом, но и в собственной стране заочный суд над экс-премьером не поддержан многими здравомыслящими людьми. Они едины во мнении, что авторы этого “нововведения” в казахстанскую юриспруденцию и их сторонники придумали ловушку для ...самих себя. И действительно, из 73-х свидетелей, прошедших перед судом в Астане, многие в скором времени могут оказаться потенциальными претендентами на эту роль.

Пока же у некоторых из них появились весьма опасные симптомы различных болезней, признаками которых являются внезапные “провалы” в памяти, как у акима Алматы Виктора Храпунова и неожиданное пробуждение спокойно “спавшей” совести, как у президента корпорации “Казахмыс” Владимира Кима. А такие болезни, как свидетельствуют компетентные специалисты в этой области, можно лечить... только в условиях побега и заочного осуждения...

А пока в связи с нововведением в уголовное законодательство, судя по реакции зарубежных экспертов, пострадал лишь имидж Казахстана и в очередной раз президент страны был выставлен на посмешище. Ведь кто бы ни был автором спектакля, проходящего в эти дни в Астане, для мирового сообщества и автором, и постановщиком, и осветителем сцены будет лишь один человек: президент страны.

Скоро занавес закроется. В прошедший вторник на судебном процессе выступил государственный обвинитель Гарифулла Утибаев, речь которого длилась три часа. Он “попросил” суд назначить “подсудимому” меру наказания в виде лишения свободы сроком на 12 лет с отбыванием наказания в колонии общего режима. Странно, что не строгого... Кстати, это - максимальная мера наказания, предусмотренная статьей 311 части 4 – от 7 до 12 лет с конфискацией имущества.

Если учесть, что адвокат экс-премьера на всем протяжении процесса заявлял журналистам, что прямых доказательств получения взяток его подзащитным нет, и он намерен просить суд оправдать его по этой статье, нам остается только гадать: не разными ли законами руководствуются стороны обвинения и защиты?

Кстати, еще до начала судебного процесса наш осведомленный источник информации сообщил, что Кажегельдин будет осужден на 12 лет лишения свободы с конфискацией имущества. Тогда мы, в надежде на то, что власть еще не потеряла чувства меры, посмеялись этому источнику в лицо. А оказалось, что “смеется тот, кто смеется последним”...

И все же, дождемся окончательного приговора. Есть ведь и другое мнение. Могут и оправдать. А как же, суд-то у нас НЕ-ЗА-ВИ-СИ-МЫЙ!

http://respublica.boom.ru

Республика-2000, 30 августа 2001 года