Зачем из Кажегельдина делать Манделу
"Если враг не сдается - его уничтожают" - М.Горький

Asiopa.org.ru, 4 сентября 2001 года

"Процессия была впечатляющей. Первым в ней шел толстолицый, за ним - двое назначенных старушками-матерями (никто, включая толстолицего, не знал, что это такое, - просто была такая традиция), которые сквозь слезы выкрикивали обидные слова Затворнику и Шестипалому, оплакивая их и проклиная их одновременно, затем вели самих преступников, и замыкала шествие толпа народной массы…"

Виктор Пелевин "Затворник и Шестипалый"

Что кого-то в Казахстане надо судить это факт. Причем большого и крупного. Ну как еще можно объяснить - страна по запасам всякой всячины одна из самых богатых в мире, а кругом - нищета и голь перекатная на тысячи километров от Уральской поймы до Балхашских песков. Где богатства? Где доходы? Кто попи%дил бахчевые и, главное, кто виноват?

Что судить надо именно Кажегельдина - вопрос уже не столь очевидный, но в этом не суть. По ряду формальных признаков подходит - отщепенец, мигрант, злопыхатель, занимал заметные посты - был на виду, фамилия на слуху, чем не идеальный подсудимый. А главное, ежу понятно, что сам он на суд не явится и поэтому можно безнаказанно клеймить его во всех тяжких и вешать не только дохлых собак, но и кошек, сусликов, тушканов и т.д.

Но почему все было сделано именно так, как всегда и все в Казахстане - коряво, неумело, фарсообразно, инициативно и с откровенной придурью - не ясно.

Закрадываются смутные сомнения. А не организовали ли суд в Астане сами же Кажегельдинские тайные почитатели и поклонники многих его талантов (если только главного сценариста - г-на Тажина можно к ним отнести). Профинансировали очередную "дурилку" Казахстанским властям - падким на поиск всяческих дешевых зрелищ.

Все не так, ребята. Надо было по другому.

Что-то уж больно много и в самых неприличных местах, торчит белых ниток. Все как-то не вяжется, не стыкуется, отдает дешевизной, любительщиной и кустарщиной.

Такое ощущение, что суд затеяли не убеленные сединами тертые калачи-следаки-правоохранители, а кучка комсомольских шоу-вожаков, причем в самый неподходящий момент главный и тучный диск-жокей перепутал ноты.

Конечно, читать без смешанного чувства справедливого гнева и трогательного умиления показания Храпунова или Кима - нельзя. Хотя, конечно, не песня, но близко, очень близко. Душевно, убедительно, с надрывом. Но… все равно, не хватает изюминки, нет интриги, нет кульминации. Нота взята верно, но нет полету, размаха нету.

Дилетанты, мать их итить. Ничего нельзя поручать дилетантам и энтузиастам, а особенно помеси первых со вторыми. Надо было по другому. Ведь есть же богатый мировой опыт, определенные исторические традиции, опять же - законы жанра. В почти родной России/СССР этих самых открытых процессов под расстрельную статью столько было - народу полегло с три Казахстана, если не с четыре. Опять же вспомним Лейпцигский процесс (вспомнили?), Нюрнбергский, процесс Дантона, дело Манчестерских маньяков-отравителей. Ну нельзя же опускаться до банальщины и пустяков. Дело-то серьезное, политическое.

Конечно, есть объективные трудности. Не спорим, есть. Главная из которых - отсутствие в наличии самого обвиняемого. В идеале начинать суд надо было сперва изловив Кажегельдина, но… на нет и суда нет, точнее суд то есть, Кажегельдина - нет, тьфу, неологизмы какие-то. Вполне можно было провернуть хорошее действо и без него, а с ним потом ледорубом разобраться.

Главное что нам - прогрессивно мыслящему и идущему в ногу со временем (Стратегией 2030) Казахстану и казахстанцам - нужно разобраться и убедиться, кто ж тот гад, от которого все плохо. Главное вскрыть первопричину неурядиц и источник бед.

И не просто разобраться, а получить веские доказательства безусловной виновности врагов, кем бы они не оказались, какие бы высокие посты (кроме президентского) не занимали. Народ взывает и задача власти удовлетворить эти взывания правдивой историей.

Итак. Что надо было делать и как, чтобы получился хороший, солидный такой процессище, чтобы ни у одной последней иностранной собаки и тени сомнений не осталось - вот он, вот, доктор Но, злобный черный карлик, изверг, изувер, продавший нас с вами за 30 серебряников "мировому злу".

Первое и непременное условие. Надо было по ходу дела и получения первых развернутых показаний переквалифицировать часть свидетелей в обвиняемые. Непременно. А то все, как сказал бы товарищ Хрюн Моржов - "не внушает". Из показаний Кима и Храпунова получается - воровали вместе, но Мы - воры хорошие, а он - плохой. Давайте его посадим, а нас - за откровенность - наградим. В этой версии вообще нет стержня, здорового зерна, порочна она изначально и вот почему. Власть, сам Суд, должны быть непогрешимы и чисты, чтобы усугубить своим примером глубину падения подсудимых. Иначе получается эффект винегрета, свои судят своего и непонятно за что. Действующий мэр, крупный предприниматель, высокопоставленный дипломат (речь идет о Б.Иришеве) не должны быть свидетелями. Их надо либо вытаскивать на суд в качестве подельников и обвиняемых, или вообще не трогать. Это просто азы, очевидные как голубое небо и черная земля.

Если как подельников, то данный сценарный ход позволит сразу, одним махом, превратить действо в торжество демократического правосудия. Но видать г-ну Тажину все это как-то невдомек.

Кима надо было сходу "колануть" на предмет того, сколько он передавал откупных Какимжанову с каждой налоговой проверки, и Джандосову - за посредничество в улаживании спорных вопросов. Не признался бы? Да бросьте. По почкам надо было корейца, по почкам. Молчит - угольки ему под пятки, бормочет что-то бессвязное - щипчиками за ребро. Все расскажет, восточные люди - это они только в кино такие стойкие, а на деле - тушка из того же самого обычного теста слеплена, с сальцом, с гнильцой.

По морде видно что он корейский шпиен. Причем сразу обеих Корей, Южной и Северной. Первым сбывал по дешевке стратегическое сырье - медную катанку, вторые из этой катанки мастерили паронагнетатели для своих атомных реакторов. Не слабо. Да здесь нить к общемировому заговору корейцев тянется. Кто в России председатель Агентства по боеприпасам - Зиновий Пак, а кто пресс-секретарь московского мэра - Сережа Ким. Кимы они все между собой родственники, одного жуза (тьфу - рода). Наш Ким продавал московскому Киму военные секреты и вместе с Зиновием координировали международные поставки нелегальных боеприпасов албанским моджахедам… В обход санкций ООН.

Расколоть Кима на корейско-оружейный заговор, и в Гаагу, пускай Дель Понте высосет из него подробности. Полно ей марать честные имена Пал Палыча, Нурсултана Абишыча и прочих добропорядочных граждан, пускай побалуется настоящим преступничком, кровопийцей, заговорщиком. Будет Ким упираться, этапируем обратно в Казахстан для очных ставок, вколем в глаз сапожную иглу, запишем показания на пленку, запротоколируем и назад.

Какимжанов - не виноват? Бросьте. Кто его откопал и подсунул Н.Назарбаеву как молодое и подающее надежды дарование - Кажегельдин. Взрастил, вскормил его с аппаратной ложечки, а зачем? Не праздный вопрос. Да чтоб отравить дорогого Первого Президента синильной кислотой, вот! Не верите, а чистосердечные признания, а колбочка с Зейнуллиными отпечатками пальцев, из которой он должен был спрыснуть телефонную трубку "первого", а потом ему же коварно и позвонить. Поздравить с очередным юбилеем безальтернативного избрания.

Вдобавок, сам же Зейнулла проболтался, что будучи бизнесменом не платил налогов (помните такой факт). Кажик знал про эту его червоточинку и на этом и взял, - "а ну-ка, сукин сын, или выполняешь мои указания или я тебя…". Сломался Зейнулла, подался на тлетворные уговоры международного брокера. А раз в одном душенка замарана, пусть и в мелком, то и на большое потянет.

Да потянуть Какимжаныча за язык плоскогубцами, он такое поведает. Ха-ха, рытье туннеля под Ламаншем с целью подтопления Англии - веселой сказочкой покажется.

В таких делах мелочиться и скромничать нельзя. Обвинения должны быть солидными, тяжелыми, весомыми как могильная плита, как крышка гроба графа Дракулы. Прихлопнуть чтоб махом всех врагов, сомневающихся застращать, неуверенных - убедить, сочувствующих - запугать.

Нужны массовые демонстрации, нужны факельные шествия перед зданием суда. Чучело там, какое-нибудь, самого ли Кажика, либо же его покровителей из международного сионистского заговора сжечь в прямом эфире "Хабара". Нужны письма с мест. "Требуем расстрела банде Кажегельдина", "Собакам - собачья смерть", "Вырубим под корень вражье семя!" и т.д. За опытом организации массовых петиций - к Машкевичу и его "Гражданской партии".

Хотя и самого Машкевича тоже надо, того. "Сионистский заговор узбекских металлургов" - это хорошо, это нетривиально, свежо, ново.

"Узбеки-сионисты" налицо - одна банда Ибрагимовых чего стоит - Сатыбалды, Алиджан, Алмаз - сначала выбить показания, что все эти Ибрагимовы - братья, добавить к ним часть братьев Шодиевых (всего их как известно 11, и кого-то наверняка удастся наловить).

А Машкевич всем им - сестра… ну не сестра, так дальний родственник по линии общей матери. Присовокупить сюда международных торговцев оружием "француза" Гайдамака, "американо-бельгийца" Рича, "анголо-бухарца" Леваева.

Как там говорил Киссинджер - Зорину: "Ты советский…, а я американский…" и хитро подмигивал. И Зорин ему в ответ так же хитро… Ха-ха.

Дохахакались. Всех этих французских, американских, узбекских, бельгийских в одну кучу, сверху Сатыбалды - Назарбаевского племянника, а почему у него фамилия совпадает с именем Сатыбалды Ибрагимова - явно не спроста и в кутузку, дней так на 10-15 на хлеб и воду, а лучше только на хлеб, черствый, грязный, с опилками, да с водой из Большого Алматинского канала, да они через неделю как шелковые начнут давать показания.

"Узбекские сионисты" готовили государственный переворот с целью приведения к власти нелигитимного племянника Сатыбалды, извести хотели дядьку Первого Президента путем наведения на его дворец радиоактивного солнечного луча из космоса. Изверги. Вынашивали далеко идущие планы раздела казахстанской государственности на две части - одна должна была отойти к Узбекистану, вторая - к Израилю, куда израильское руководство собиралось отселить всю палестинскую автономию вместе с Арафатом. Соответствующий секретный договор и протоколы к нему - имеются - ничего что на плохом русском языке и мятой обойной бумаге, зато печать - как настоящая, большая, с гербовым беркутом, высматривающим падаль из-под солнца.

Не признаются - а яйца Машкевичу дверью… хрусть, а Сатыбалды по голове табуреткой. Да, кстати, Сатыбалды-то Ибрагимов в тюряге уже сидел, порядки местные знает, кинуть в камеру "маляву", что Перуашев - "петух, гамбургский", да тому расстрел в радость покажется.

Всю эту "евразийскую" шайку-лейку можно раскрутить на солидный процесс буквально месяца за полтора-два и как раскрутить, с какими версиями, ходами и многоходовками, какими сюжетными линиями, пальчики оближешь - Леваев выкупив Степногорский комбинат биологического оружия и снабдил Кажегельдина банкой с кузнечиками зараженными тубулямической малярией Симпсона и бубунной чумой, одновременно.

Откуда появилась в Казахстане ни с того ни с сего этим летом сразу - чума, холера, сибирская язва и губочный лишай - Кажегельдин привез.

Вместе с Шодиевыми-Ибрагимовыми тащили эту банку, передавая по цепочке в Аральск, там распылили с нанятого вертолета, вертолетчика зарезали, вертолет зарыли в песках. Тут им в нос вещдок - пропеллер от вертолета и окровавленную куртку пилота… Красота!

Или почему высох Арал, - Гайдамак сделал подземный водоотвод в засушливый Израиль и теперь жирует на нашей беде, гнида казематная. А Кажегельдин помогал ему завинчивать трубки, а насос держал Машкевич. Вот показания свидетелей - аральских рыбаков, вот насос, вот - высохший Арал. Какие тут еще нужны доказательства.

А взрыв оружейных складов в Токрау. Как могли следователи мимо пройти - это же 100-пудовая диверсия темных сил, стремящихся ослабить всепобеждающее военное могущество нашей державы. Это же все они - подлые торговцы оружием, сначала растащили все, что можно выгодно продать, а теперь взорвали - чтоб концы в воду Балхаша. Не выйдет. Мы их показаниями прапорщика Бердыева! Того самого, который лично видел, как Кажегельдин лез с фитилем через колючую проволоку, а Машкевич зубами прогрызал в ней проход. А, что скажете? Нечем крыть. А вот сержант Нуркенов, тот вообще, видел как Калмурзаев с Тажиным первыми с огнетушителями бежали пожар тушить. На фоне страшного преступления всегда должен иметь место простой человеческий подвиг (доказательства - а вот Тажин уже третий день с бинтом на мизинце ходит - обжег при исполнении).

Банда международных убийц подняла руку на простой народ, рядовых тружеников сел и выселков, нагадили в соль земли, плюнули в колодец, предали заветы предков и потоптали их могилы. У-у-ух. Сам бы разорвал манкуртов-душегубов.

Вообще, хорошо бы чтоб простой народ не только посмотрел на сам процесс (т.е. сделать его открытым, транслировать по ТВ и радио, видеозаписи отправлять в дальние аулы, нет видео - организовать агитпоезда, делать спецпостановки на "буранных полустанках"), но и поучаствовал в приведении приговора в исполнение. Забил бы кого палками, закидал камнями в приступе праведного гнева. Надо дать простору творчеству масс, массы - они всегда правы и безошибочным своим классовым чутьем (правильно подогретым и сфокусированным) сами определят - кто враг, а кто - отец родной.

Вот дипломат Берлин Иришев не поленился, прилетел из Парижу и высказал правильную мысль, что Кажегельдин "экономический диверсант". Абсолютно верно, но ведь надо развить, усугубить, развернуть тезис вширь и вглубь. Показать где конкретно Кажегельдин минировал угольные шахты и вызвал обрушения горных выработок, разбирал рельсы на пути следования поездов с зерном, поджигал поля и амбары, травил скот ядохимикатами. Хороша версия о том, что именно он завез из Англии (где живет) в Казахстан коровье бешенство. Поставил эшелон бешеных коров и разогнал их по Сары-Арке хворостиной, чтоб твари пошире разбежались и позаражали соседей. Почему власти раньше не сообщали об эпидемии? - стеснялись коров, не хотели вызвать среди них ненужную панику, берегли их легко ранимую психику. А кто в той же Караганде, точнее в Темиртау, людей СПИДом позаражал? Не знаете? Это странно - сам Главный Сценарист туда же своего любимого наперстника - Берьку Абдигалиева выслал, а показаний нет…

Наконец, и это просто совершенно обязательно, нужно чтобы среди "банды Кажегельдинских убийц" оказалась и женщина. Прекрасный пол всегда в подобных случаях придавал общественным мероприятиям нужный шарм, усиливал психологизм, надрыв. Ну какой приличный суд без женских истерик, рванья волос на голове, криков - "Это все он, обманул, обещал, а сам…" и так далее, текст можно подготовить заранее и согласовать. Неужто нет таких женщин в казахских аулах? А Жаннат Джургалиевна, а Гульжана Жанпеисовна, а Айгуль Байгазиевна? Кем-то, правда, придется пожертвовать - две Жанны и ни одну нельзя публично сжечь на костре? Бросьте.

Только в этом случае нужно подойти более творчески, к женщинам больше подходят преступления эмоциональные, связанные с членовредительством, желательно массовым. В идеале хороша история с торговлей человеческими органами. Представляете. Ночь, огни полусгоревшего, полунедостроенного аэропорта в одном южном городке, косые лучи прожекторов шарят по пустынному и зловещему взлетному полю, выхватывают мужественное лицо Рахата Алиева в генеральской фуражке и камуфляжной тужурке на голое тело. Лицо генерала усталое, в левой руке - футбольный мяч, в правой - все еще дымящийся автомат. И вот он, смущенно утирая со лба рисинки пота, мужественно шевеля губами, скупо говорит - "Да, мы сегодня, благодаря бдительности наших добровольных помощников (не могу перечислить всех героев по имени, многие из них стали героями посмертно), разоблачили и задержали банду торговцев трансплантантами".

Камера берет крупный план. Затем приближается к темному силуэту небольшого самолета иностранной конструкции с красными звездами на крыльях. Бойцы спецназа вытаскивают за шиворот из салона две упирающиеся фигуры - первый Кажегельдин, из рук которого вырывают кейс. Открывают при помощи консервного ножа, а там деньги - тыщи, нет миллионы долларов. Затем освещают вторую фигуру в капюшоне, сбрасывают капюшон. Ах! Это жена мэра Алма-Аты Храпунова Лейла Храпунова-Бекетова - в руках у нее трехлитровая банка доверху забитая какими-то шевелящимися органами. Камера ближе, еще ближе - ужас, это детские ручки и ножки, сцепившиеся в последнем руко-ного-пожатии. Ох! Калибековна кусает губы, роняет слезу, теребит ус и, наконец, рухает на поле с звериным воплем, - "Не виноватая я. Он сам прилетел"…

Вот как надо работать. Вот. Учитесь.

Нурсултан Абишевич, право дело, нужно навести в процессе порядок. Просто срочно необходимо. Народ ждет от Вас порядка и справедливости, мудрости и доброты. В оконцовке Кажегельдина надо и помиловать, простить его на все четыре стороны, сказать - "Да не держу я на тебя зла" и махнуть рукой. По царски так, по доброму. И реабилитировать его, но посмертно.

http://asiopa.ru/?S=7.200109041000.html

Asiopa.org.ru, 4 сентября 2001 года