Провал уже очевиден
Последний день допросов

Радио Свободная Европа/Радио Свобода, 25 августа 2001 года

Брюс ПАННИЕР

Сегодня Верховный Суд Казахстана последний день заслушивал показания свидетелей по делу лидера оппозиции и бывшего премьер-министра страны Акежана Кажегельдина. Заседания Суда проходят заочно. Судя по сообщениям из зала суда, обвинению не удалось выстроить стройную линию в деле против Кажегельдина. Последние два дня заседание проходило за закрытыми дверями, т.к. было заявлено, что обсуждаемые в эти дни вопросы могут содержать государственную тайну. По некоторым данным, в эти дни могли прозвучать главные свидетельства против бывшего должностного лица, в настоящее время являющегося главным критиком президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. Сообщает корреспондент Радио Свободная Европа/Радио Свобода (РСЕ/РС) Брюс Панниер:

24 августа 2001 г. Сегодня закончилось слушание свидетельских показаний по делу Акежана Кажегельдина. Он обвиняется в превышении служебных полномочий во время своего пребывания в должности премьер-министра Казахстана в 1993-1997 гг. С начала заседания - 15 августа - Суд заслушал показания около 75 свидетелей, но бросалось в глаза отсутствие в зале суда одного человека, а именно самого Кажегельдина, уехавшего из Казахстана два года назад. Он отказался прибыть в Астану для участия в процессе, заявив, что опасается политических репрессий.

Остается неясным, когда будет вынесен приговор. Но наблюдатели отмечают, что обвинение не сумело выстроить дело против бывшего премьер-министра, который обвиняется в злоупотреблении служебным положением, уклонении от налогов, незаконном хранении оружия и принятии незаконных постановлений.

Однако последние два дня заседаний, во время которых предположительно обсуждались вопросы, содержащие государственную тайну, вследствие чего заседание проходило за закрытыми дверями, могут предоставить Верховному Суду Казахстана доказательства, необходимые для вынесения обвинительного приговора.

Кажегельдин, ставший главным критиком президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, неоднократно говорил, что процесс против него является политическим. Он не признает себя виновным ни по одному пункту обвинения. 17 августа через свою политическую партию - Республиканскую Народную Партию - он выступил с заявлением. В нем Кажегельдин выражал сомнение, что судебный процесс над ним будет справедливым. Адвокат Кажегельдина Александр Тарабрин, назначенный Судом, сказал, что он ни разу лично не встречался со своим подзащитным.

"Я лишь знаком с его заявлениями в прессе и знаю из Интернета о том, с чем он согласен и с чем не согласен. Главное, я знаю, что он категорически отрицает все предъявленные ему обвинения и заявляет, что он не делал ничего противозаконного", - говорит адвокат.

Прокуроры обвиняют Кажегельдина, что в качестве премьер-министра страны он обошелся государству в сотни миллионов долларов в результате заключенных им коррупционных сделок. В первые несколько дней основное внимание было сосредоточено на налоговых нарушениях, якобы заключавшихся в контрактах, подписанных Кажегельдиным без обсуждения с кем бы то ни было. Адвокат Тарабрин возразил, что многие из правительственных чиновников, вызванных в качестве свидетелей для дачи показаний против Кажегельдина, были причастны к тем деловым сделкам и поэтому должны в равной степени нести ответственность.

Некоторые даже говорили, что любые контракты, подписанные в период с марта по декабрь 1995 г., когда в стране не было парламента (он был распущен решением Конституционного Суда Казахстана), вообще не подлежат обсуждению. В этот период Назарбаев был последней правовой инстанцией в Казахстане. А раз так, то он несет полную ответственность за любой из контрактов, подписанных Кажегельдиным.

Амиржан Косанов является председателем Исполнительного комитета Республиканской Народной Партии, которую Кажегельдин создал в 1999 г. после того, когда немногим ранее в этом же году он не был допущен к участию в президентских выборах. На третий день заседания Косанов сделал заявление, что показания свидетелей, вызванных государственными обвинителями, не могут заслуживать доверия.

"Здесь надо отметить два момента. Во-первых, так называемые свидетели, вызванные в суд, занимают государственные должности и являются обязанными перед правительством. Можно представить, какие показания они будут давать. Они дадут те ответы, которые хотят услышать от них их руководители. Во-вторых, ни один ответ Кажегельдина на все эти обвинения, в том числе его письмо (Генеральному прокурору) Юрию Хитрину и последующее открытое письмо, не появились ни в одном из (местных) средств массовой информации (за исключением нескольких демократических изданий), и не были услышаны народом", - сказал Косанов.

Однако вскоре после показаний Косанова процесс неожиданно принял новый поворот. Свидетели, дававшие показания о налоговых нарушениях Кажегельдина, казалось, стали подтверждать его невиновность. Бывшие сотрудники Народного банка, где у Кажегельдина был счет, подтвердили, что в 1997 г. на этот счет поступили 100000 долларов США в качестве авторского гонорара за его книгу. Однако сотрудники банка заявили, что из этой суммы 23000 долларов были переведены в налоговые органы, хотя и с некоторым опозданием. Позже двое сотрудников налоговых служб подтвердили истинность этих показаний.

Несколькими днями раньше, 21 августа, в зал заседаний был вызван бывший телохранитель Кажегельдина для дачи показаний по обвинению бывшего премьер-министра в незаконном хранении оружия. Из сообщений было неясно, предоставил ли бывший телохранитель Сатжан Ибраев, который сам отбывает срок за незаконное хранение оружия, какую-либо информацию относительно преступлений, в которых обвиняется Кажегельдин. Однако Ибраев предупредил всех, чтобы они не верили рассказам о том, что он покончил жизнь самоубийством в случае его смерти в тюрьме.

На следующий день в суд по этому же вопросу были вызваны бывший губернатор Западно-Казахстанской области и его заместитель. Они заявили, что подарили бывшему премьер-министру револьвер в 1996 г.

Пока неясно, как тот или иной приговор (обвинительный или оправдательный) может повлиять на судьбу самого Кажегельдина, который живет на Западе с 1999 г. По словам сторонника Кажегельдина Еркожи Ерсаина, главная цель этого процесса - не допустить возвращения бывшего премьер-министра на политическую арену. Вот что сказал Ерсаин: "Это попытка создать препятствия для участия Кажегельдина в будущих выборах".

Если Кажегельдин будет найден виновным, это автоматически означает, что ему будет запрещено занимать любую государственную должность.

Радио Свободная Европа/Радио Свобода, 25 августа 2001 года