Что случилось в Вашингтоне
(Жумабай Доспанов о слушаниях в Конгрессе США)

Республика–2000 в XXI веке, 10 августа 2001 года

Как известно, слушания в Конгрессе США о положении с соблюдением прав человека и свободы слова в Казахстане наделали много шума в нашей стране. Чтобы получить достоверную информацию о происходившем на Капитолийских холмах, мы обратились к одному из делегатов от оппозиции – лидеру Атырауской областной организации РНПК, главному редактору еженедельника “Атырау акшамы - Вечерний Атырау” Жумабаю Доспанову.

- Как прошла поездка в Америку?

- Она началась с неожиданностей. Наша делегация должна была лететь несколькими группами. В первой нас было пять человек. И вдруг перед посадкой в самолет пограничники задержали двоих, отобрали их паспорта и билеты на самолет. На наш возмущенный вопрос о причине такого беспардонного поступка молодой офицер ответил, что указание поступило от руководства ДКНБ. Кстати, об этом инциденте в аэропорту Алматы много говорили и в Америке.

- А как начался рабочий день после прилета?

- Нас встретили представители Конгресса США. Разместили в гостинице. 16 июля состоялось четыре встречи. Все они были интересными и состоятельными. Все же я особо отметил бы встречу в Государственном департаменте. Нас приняли три чиновника из управления по делам Центральной, Южной Азии и Африки. С первой же минуты разговор пошел о роли американских инвестиций в развитии казахстанской экономики. Не секрет, казахстанцы надеялись, что американские инвесторы помогут выйти из глубокого кризиса и зажить нормальной жизнью. Но нефтяные компании, выкачивающие прикаспийскую нефть, думают и пекутся только о своей выгоде, не помогают развитию демократии, препятствуют созданию профсоюза. Разочаровавшись в своих ожиданиях, народ трезвеет и на участие американцев в нашей экономике смотрит более критически. Недалек тот час, когда он скажет: пусть инвесторы убираются, мы сами собственными силами освоим!.. А это будет выгодно власти. Она свое от инвесторов получила и смело может менять "пластинку". Что интересно, представители Госдепа удивились, потому что, как мне показалось, они до сих пор не задумывались над тем, что сегодняшний режим накопил достаточный капитал, чтобы полностью завладеть подземными богатствами и вытеснить желанных до сих пор инвесторов…

- Вы, кажется, побывали на радиостанции “Голос Америки”?

- Да, наша вторая и, думаю, немаловажная встреча состоялась на этой известной всему миру радиостанции. С нашей стороны в дискуссии участвовали Татьяна Дельцова и Сергей Дуванов. Следует отметить, что в Америку и от правящего режима поехала внушительная делегация. Возникает законный вопрос: за чей счет, на чьи деньги они поехали за океан? Среди них “заметной” фигурой был известный в Казахстане своей крикливостью и нахрапистостью журналист Квятковский. В этот раз так называемая “правительственная делегация” показала свое истинное лицо. Даже ведущая программу радиостанции Барбара Каменски несколько раз была вынуждена призвать Квятковского к порядку, настолько шумно он вел себя. Он с ходу ошарашил присутствующих своим заявлением, что в падении авторитета СМИ в Казахстане виноват Кажегельдин, потому что в бытность премьер-министром он не только не отвечал на критические выступления газет, но запрещал отвечать и своим подчиненным. А когда Квятковского приперли к стенке, приведя факты инакомыслия, он начал кричать, что женат на казашке и предан казахскому народу, готов до последней капли крови защищать интересы Казахстана. Нам ничего не оставалось, как громко засмеяться…

- Говорят, Квятковский предлагал Кажегельдину устроить на 31 канале дебаты с Назарбаевым…

- 17 июля состоялась встреча в “Дискуссионном клубе”, где Квятковский начал старую песню и заявил, что 31 канал ни от кого не зависим, что власть не оказывает на ТРК никаких давлений, что Квятковский-де может организовать теледебаты Кажегельдина с Назарбаевым. Меня на этой встрече не было, но потом мне рассказывали, как Татьяна Дельцова, ранее работавшая на 31 канале, дала аргументированный отпор наемному “трибуну” власти. Дело дошло до того, что когда Квятковский в очередной раз перешел на крик и впал в истерику, ведущий встречи, говорят, был вынужден крикнуть: “Заткнитесь!”. Ничего более позорного в своей жизни я не встречал!

- А как прошли слушания в Конгрессе?

- Слушания начались 18 июля в 14 часов 20 минут и длились до самого вечера. Нас до начала заседания предупредили, что от оппозиции будет выступать бывший главный редактор “XXI века” Бигельды Габдуллин, а наши заготовленные на всякий случай выступления будут включены в протокол Конгресса. Но Бигельды выступил позже, а вначале выступали сами конгрессмены и устроили головомойку двум представителям Госдепа за то, что они не владеют ситуацией в Центральной Азии, особенно в Казахстане, что Госдеп не оказывает должного влияния на власть Казахстана, чтобы там не душили демократию, не преследовали инакомыслие и свободу слова. В своем вступительном слове председательствующая на слушаниях Илеана Рос-Летинен остановилась на тревожном наступлении авторитаризма, ухудшении демократии и свободы слова. Затем выступали несколько конгрессменов – Гилман, Питтс, Исса и другие, которые поддержали председательствующую и привели новые факты авторитаризма власти в Казахстане. При этом они показывали на пустующие два кресла, где должны были сидеть Косанов и Бапи, которые благодаря усилиям власти не смогли приехать…

- Квятковский заявляет, что соотношение было 6:4, что оппозиция потерпела поражение…

- Брехня! Всего на слушаниях выступило одиннадцать конгрессменов и Кассандра Ковано – представитель комиссии по правам человека. Из них только трое попытались замолвить слово в защиту нашей власти (в скобках замечу, что среди них был и Беккер, который позже занял жесткую позицию). Свои слова о процветании демократии в Казахстане они постарались аргументировать тем, что, мол, из Казахстана на слушания приехала внушительная по количеству делегация, а из других республик Центральной Азии никто не приехал. Кто из нас говорит правду, сможете убедиться позже, когда получите протокол слушаний. В Конгрессе обещали прислать протокол всем редакциям СМИ Казахстана. Кстати, Бигельды Габдуллин выступил на английском, и как нам говорили переводчики, выступил прекрасно. Я слышал, как в своих информациях Квятковский назвал его “провальным докладом”, но должен сказать, что это опять вранье. Конгрессмены выступление Бигельды встретили тепло, задавали много вопросов и, как нам показалось, остались довольны его ответами. В слушаниях дали слово и Квятковскому, который опять начал поливать грязью Кажегельдина…

- Кстати, а Кажегельдин с вами встретился?

- Конечно! Он присутствовал на заседании Конгресса. И там произошел “интересный” случай. Я обратил внимание на двух казахов, стоявших у одного из входов и когда во время заседания Кажегельдин направился к выходу, тоже побежали за ним. Заподозрив неладное, я тоже последовал за ними. В коридоре я увидел Акежана Магжановича и одного из парней. Когда я приблизился к ним, тот открыл папку и начал говорить, что ему поручено вручить приглашение на допрос. Кажегельдин движением руки закрыл папку и сказал: “Айналайын, мы находимся в другой стране, здесь и законы другие, если не прекратите подобные действия, могут быть неприятности”. А второй стоял за Кажегельдиным и руки держал в карманах. Его поза была подозрительной и я приготовил фотоаппарат для съемки. Они тут же исчезли. А когда мы вернулись, зал и конгрессмены от своих сотрудников узнали о случившемся, прервали заседание и потребовали пригласить посла Казахстана и разобраться…

- И чем закончилось это?

- Около получаса зал заседаний гудел как улей. Потом сообщили, что посол принес Конгрессу извинения. Конгрессмены в перерыве окружили Кажегельдина, жали ему руку, обнимали и что-то говорили. По их лицам было видно, что они говорят слова одобрения и поддержки. Мне было приятно, что конгрессмены его так уважают и ценят. Кстати, приехал представитель нашего посла и стал объяснять, что этот “инцидент” с вручением Кажегельдину в стенах Конгресса “приглашения” к следователю произошел из-за незнания законов США. Конгрессмены удивились: как так, посольские сотрудники не знают законы страны пребывания? Между тем, отвечая на вопросы конгрессменов, Габдуллин сказал буквально следующее: “Вы сами убедились, каковы методы работы нашей власти! Если они в стенах Конгресса США поступают таким образом, можете представить себе, как чувствуют себя наши граждане, особенно оппозиционно настроенные, в своей стране!” Зал опять загудел. Настроение конгрессменов опять было на нашей стороне. Так что пусть наймит власти Квятковский не заливает!

Республика–2000 в XXI веке, 10 августа 2001 года