"Бюджетный разделизм " становится реальностью
Аппарат Минфина заказал за границей красочный альбом "о себе", и всего за 350 тысяч долларов

"Ковчег" 10 марта 1999 года.

 

"Бюджетный разделизм " становится реальностью

Николай БУРБА

Сосед по подъезду, насмотревшись по телевизору парламентских баталий, сказал на днях: "Так у них же там, выходит, сплошные "драчки". Пришлось объяснить, что телевидение, как правило, выхватывает самые острые моменты рутинной работы депутатов, потому это только на первый взгляд кажется, что во время пленарных заседаний в зале то и дело взрываются "бомбы". На самом деле идет сложный, кропотливый (согласен, порой нервный) процесс законотворчества. Это видишь, когда день за днем всю сессию находишься рядом с людьми, принимающими документы, от которых, может быть, зависит дальнейшая судьба страны...

Таким документом без преувеличения можно назвать законопроект "О бюджетной системе". По словам руководителя депутатской рабочей группы Виктора Егорова, он в корне меняет сами подходы к составлению бюджета и налогообложению и является заглавным в блоке проектов, внесенных правительством в парламент.

Надо сразу оговориться, что документ этот довольно-таки детально обсуждался в комитетах мажилиса, и все же на окончательную его доработку ушло целых два дня. В правительственный вариант, который представила вице-министр финансов Жаннат Ертлесова, депутатами внесено 85 поправок. По сути, получился новый закон - цельный, логически выверенный.

Идея "бюджетного разделизма", о котором депутатам 3 февраля впервые поведал премьер-министр Нурлан Балгимбаев, выступивший тогда с докладом о новом варианте бюджета страны на 1999 год, сегодня уже прочно вошла в лексиконы законодателей. Более того, в своих поправках и дополнениях парламентарии попытались усилить роль регионов, придать более стройную систему разграничении доходной и расходной частей республиканского и местных бюджетов.

В первоначальном варианте разделение доходов предполагалось ограничить лишь подоходным налогом с физических лиц и социальным налогам, которые в полном объеме должны оставаться в регионах. Что касается подоходного налога с юридических лиц и акцизов на спирт и алкогольную продукцию, то они будут делиться поровну, 50 на 50, между республиканским и местными бюджетами. Кроме того, проектом закона местным бюджетам предоставляется возможность производить заимствование на внутреннем и внешнем рынках капитала, устанавливаются постоянные нормативы изъятий и субвенций.

Тем самым стимулируется работа акимов по собираемости налогов - раньше ведь объем изъятий и субвенций ежегодно пересматривался правительством в зависимости от потребностей регионов и прогнозных поступлений. Сейчас предлагается фиксировать эти отчисления из бюджета в бюджет, причем Минфин настаивает на установлении единого коэффициента, в соответствии с которым определяются твердые нормативы субвенций и изъятий на ближайшие три года для всех областей.

Этот тезис вызвал серьезные сомнения относительно того, что уровень расходов во всех регионах должен быть равномерным. Их высказали Серик Ашляев и Аманбек Рамазанов, которые были поддержаны спикером палаты Маратом Оспановым, заявившим, во-первых, что метод изъятия вряд ли решит проблему, а во-вторых, что возможности в регионах разные. В одних создан мощный производственный потенциал, а значит, есть база для налогообложения, в других такой базы нет, и социальное положение жителей такого региона будет хуже...

Поскольку дискуссия велась вокруг двух форм бюджета - республиканского и местных, - депутаты, понятное дело, старались отвоевать как можно больше для своих областей. Разделить, так делить... Кайролла Ережепов и Ирак Елекеев предложили оставлять на местах равную часть доходов от акцизов на нефть и газовый конденсат, а также платежей за загрязнение окружающей среды, которые до сего дня были исключительно общегосударственными.

Спор вокруг этого предложения длился долго. Ж. Ертлесова отстаивала позицию правительства, как могла, ссылаясь при этом и на Конституцию ("недра Казахстана принадлежат всему народу страны, а не области") и на то, что акцизы - налоги косвенные, а потому они-де должны полностью поступать в республиканскую казну. Но в конце концов было решено, что 15 % акцизов на нефть и газоконденсат и 50 % платежей за загрязнение окружающей среды будут оставаться в регионах. Впрочем, проект закона "О бюджетной системе" должен пройти еще через верхнюю палату-сенат...

И все-таки две "бомбочки" на этом заседании взорвались. Во-первых, депутаты, вопреки ожиданиям и возможным последствиям, горячо поддержали предложение правительства ввести налог на покупку физическими лицами иностранной валюты. Ставка его составила 0,5 % от общей суммы, и, по расчетам, это должно пополнить доходную часть бюджета почти на 2 млрд. тенге.

Второй "взрыв" произвел депутат Валерий Шлычков, предъявив на обозрение своих коллег богато изданный в Чехии фотоальбом об аппарате Минфина. В нем 101 фотография, тираж его 7 тысяч экземпляров, и издание альбома, по данным парламентария, "потянуло" аж на 350 тысяч долларов.

Депутат попросил вице-министра Ж. Ертлесову ответить на вопросы: кто заказал этот альбом, кто и сколько заплатил денег и каким образом в Минфине его намерены распространить среди налогоплательщиков... Ни устного, ни письменного ответа В. Шлычков пока не получил...

"Ковчег" 10 марта 1999 года

TNSE