Featured

Завещание Алихана или как Лидер Алаш планировал сотворить из страны вторую... Японию

alikhan bukeikhanКазахское государство Алаш имело реальный план и потенциал стать одной из мировых держав за 20-25 лет, следуя примеру Японии. Страна восходящего солнца из отсталой феодально-аграрной страны самураев превратилась в мировую державу за 21 год. Дания стала развитой страной также за 21 год. Однако Советская власть отбросила развитие казахского государства на более чем 100 лет назад...

Алихан Букейхан - японофил

«Японофил» - это одно из обвинений, на основании которых казахский национальный лидер начала ХХ века, основатель и глава воссозданного казахского государства Алаш Алихан Букейхан 27 сентября 1937 года был приговорён к смертной казни через расстрел (Следственное дело № 12-066 по обвинению Букейхана А.Н. – ЦА ФСБ РФ: Р-34862. Москва.). Ряд его соратников по национально-освободительному движению, партии и Автономии по идентичному названию Алаш были репрессированы по обвинению... в «шпионаже в пользу Японии».

Стоит ли доказывать, что Алихан не был японофилом, а его соратники – не шпионы. В тоже самое время эти обвинения, при всей своей абсурдности и чудовищности, послужившие «веским аргументом» для поголовного уничтожения всей казахской национальной элиты в 30-х годах ХХ века, имели свои основания. Но подчеркну - косвенные. Алихан планировал государство Алаш, воссозданное из руин Казахского ханства современное государство, превратить в одну из развитых стран мира за 20-25 лет, следуя примеру самых успешных стран мира, прежде всего Японии.

Япония в поле зрения степного народа впервые попала в период русско-японской войны 1904-1905 годов, о чём Алихан написал в своем историко-справочном очерке «Казахи» («Киргизы». - С.А.) в 1910 году: «Началась русско-японская война... Телеграммы приносили вести о непрерывных японских победах. Степь, знавшая со слов бродячего апологета ислама о том, что всё хорошее и справедливое связано с исламом, и на опыте обрусительной политики также убедившаяся, что ничего хорошего не может быть вне ислама, живо восприняла легенду о том, будто японцы – это те же мусульмане, с которыми казахи соединены родственной национальной связью. Последнее обстоятельство, по их мнению, потверждалось сходством японских портретов с типом казахского лица. Всё это вызывало в них глубокий интерес...»

В перехваченном царской жандармерией письме Халела Досмухамедулы (Досмухамедов) от 7 октября 1904 года, адресованном его другу, студенту казанского ветеринарного института Губайдулле Бердыулы (Бердиев), мы найдем такие строки: «Когда подумаешь, что кроме тебя, десятки или даже сотни казаховъ («киргизовъ». – С.А.) получаютъ высшѣе образованіе, то приходишь къ всяческимъ мыслямъ, что и этотъ народъ способенъ къ труду, къ прогрессу, что и онъ, можетъ быть когда-нибудь займетъ въ мировомъ господстве одно изъ почётных местъ, что и онъ можетъ сделаться второй Японіей».

Отмечу, что в октябре 1904 года Халел только поступил на І курс С.-Петербургской императорской военно-медицинской академии, которую закончил с отличием в 1909 году и пополнил ряды национальной элиты Алаш. В 1917 году стал членом Народного совета Алаш-Орда, правительства Автономии Алаш, в следующем году - одним из двух руководителей Западного отделения Правительства Алаш-Орда.

Нелишне напомнить, что отцы-основатели Автономии Алаш, назвав её высший государственный исполнительный орган в лице Народного Совета Алаш-Ордой, вложили в неё глубокий далекоидущий смысл: «Алаш» этническое имя казахов, «Орда» - государство, то есть «Государство Алаш».

Как известно, Российская империя, обладая более чем трёхкратным преимуществом в численности населения (141 млн. против 46 млн.), шестикратным превосходством по численности армии, потерпела сокрушительное поражение перед маленьким островным государством и подписала позорный Портсмутский мир, уступив Японии южную часть Сахалина и арендных прав на Ляодунский полуостров и Южно-Маньчжурскую железную дорогу.

Япония своего могущества достигла благодаря так называемой «Революции Мэйдзи», начавшейся в 1868 году. Её также называют «Обновление...» или «Реставрация Мэйдзи». Формирование японского национального государства нового времени и японской национальной идентичности связывают именно с «Обновлением Мэйдзи».

«Реставрацией Мэйдзи» назывался комплекс политических, военных и социально-экономических реформ в Японии 1868-1889 годов, превративший отсталую аграрную страну в одну из мировых держав. Годы Мэйдзи характеризовались ломкой японского традиционного образа жизни и ускоренным внедрением в стране достижений западной цивилизации. Политика реставрации радикально повлияла на государственный строй, законодательство, императорский двор, провинциальную администрацию, финансы, промышленность, дипломатию, образование, религию и другие сферы жизни японцев. Масштабные экономические реформы позволили к началу 1890-х годов провести модернизацию экономики, создав такие современные отрасли как производство станков и электрооборудования, начать экспорт угля и меди. Японская армия и флот также были созданы, обучены и оснащены новейшими видами оружия, боевой техники и военных кораблей западного образца.

Алихан Букейхан не планировал слепо копировать опыт Японии и переносить японскую модель ускоренного развития в казахские степи. «Нам необходимо беречь нашу национальную особенность, идентичность и единство, чётко следуя примеру Японии, а не потворствовать пустым декларациям русских пролетарских утопистов о всеобщим благоденствии и счастьи», писал накануне установления советской власти в Казахстане представитель элиты Алаш второй волны Хошмухамед Кеменгерулы (Кеменгеров).

«В 1918 году, - отмечал в 2011 году своем научном докладе Томохико Уяма, профессор, ученый-историк из Японии, исследующий историю «Алаш», - два молодых казахских интеллигента написали статьи о Японии. Первый из них, Султанмахмут Торайгырулы, считал, что состояние японцев в 1860 годах было не лучше казахов, но они быстро догнали европейцев, поэтому казахи тоже, если сплотятся, смогут догнать европейцев в течение 20–30 лет. Мухтар Ауэзулы более подробно изучал причины развития Японии, и подчеркнул, что японцы ввели конституцию и установили справедливую власть, и усердно принимают из европейской науки, системы управления, экономики и дипломатии то, что себе подходит, не забывая при этом свои хорошие черты. Таким образом, казахские интеллигенты видели в Японии модель быстрого развития небольших азиатских стран».

Собственно точное повторение опыта «Обновления Мэйдзи» было невозможно на просторах великой казахской степи. Поскольку, во-первых, Япония хоть и являлась отсталой феодальной страной, но была независимым государством и свою программу «Обновления Мэйдзи» реализовала без вмешательства или влияния из-вне. Казахский народ, в тот период самый крупный этнос в мире с самобытной кочевой культурой и народным хозяйством, после гибели хана Кенесары в 1847 году, приведшей к окончательному распаду Казахского ханства, попал под колониальное иго Российской империи. Впоследствии лишился своей и национальной государственности и исконных земель. Во-вторых, Страна восходящего солнца сохранила монархию в лице императора и усилила её, тогда как казахская элита Алаш во главе с Алиханом считала архаичным воссоздание прежнего Ханства и видела будущее своей страны подлинно демократической республикой западного образца. Будучи прямым потомком, правнуком хана Букея, одного из последних ханов Среднего жуза в 1816-1818 годах, Алихан видел Казахстан демократической республикой с парламентско-президентской формой правления, развив самобытную культуру казахов до уровня Западной Европы, о чём писал в том же «Казахи». «Западное направление, - заявлял он, имея в виду западноориентированную элиту Алаш, которую сам же возглавлял, - видит будущее казахской степи в сознательном претворении западной культуры – в самом широком смысле этого слова». Создание парламентско-президентского государства с развитым местным самоуправлением (земством) было отражено в программе партии «Алаш» в 1917 году. Здесь необходимо подчеркнуть, что изначально воссозданное казахское государство - современный Казахстан – с 13 декабря 1917 года называлось иначе – Автономная Республика Алаш (Национально-территориальная Автономия Алаш). После присоединения Алаш к Советской власти, большевики в августе 1920 года на её фундаменте образовали Киргизстан (не путать с нынешним Киргизстаном. – С.А.) - с прибавкой «стан» - Киргизскую Автономную Советскую Социалистическую Республику, продолжая тем самым уничижительную политику царской России. Национальной элите Алаш понадобилось еще 4 с лишним лет, чтобы с помощью казахских коммунистов, среди которых были бывшие алашординцы и сочувствующие им в лице Смагула Садуакасулы (Садвакасов), Сайлау Мынбайулы (Мынбаев), Салимгерея Қаратлеулы (Каратлеуов) и др., а также Сакена Сейфоллаулы (Сейфуллина), вернуть родному народу его подлинное этническое имя «казак» (не «казах») в январе 1925 года. О восстановлении прежнего названия «Алаш» речи не могло быть по определению. Не сумев победить идею Алаш, безраздельно властвовавшей над всей Казахской советской республикой вплоть до середины 1930-х годов, большевики решились на неслыханное злодеяние – поголовную репрессию самих носителей этой идеи – элиту Алаш. Но вожди большевиков не предполагали, что носителем идеи «Алаш» являлся собственно весь народ и каждый казах в отдельности.

Следующая страница >>

 

Султан Хан Аккулы,
директор НИИ «Алаш» ЕНУ им. Л.Н. Гумилёва.

1. Завещание Алихана или как Лидер Алаш планировал сотвоирить из страны вторую... Японию (PDF file)

2. Состав национального или народного совета (правительства) Алаш-Орда (PDF file)

 

Статьи по теме

Это возврат активов или сделка с ворами?

Это возврат активов или сделка с ворами?

More details
Депутат требует запретить банкам, получившим помощь из Нацфонда, выплачивать дивиденды акционерам

Депутат требует запретить банкам, получившим помощь из Нацфонда, выплачивать дивиденды акционерам

More details
Эксперты Комитета против пыток высоко оценивают усовершенствование законодательства Казахстана

Эксперты Комитета против пыток высоко оценивают усовершенствование законодательства Казахстана

More details