Featured

Каковы главные угрозы нашей безопасности?

В экспертном сообществе, которое занимается Афганистаном и международным терроризмом имя журналиста и писателя Виталия Волкова хорошо известно. Широкую известность В.Волкову принесла в том числе и публикация в 2013 году интернет версии его книги "Век смертника".

 

 

 Не вдаваясь в весьма интересный сюжет книги, хотел бы привести в настоящей статье некоторые выдержки из предисловия, которое написал к книге "Век смертника" экс-премьер-министр Республики Казахстан А.Кажегельдин.

 

"Виталий Волков самим названием «Век смертника» посылает предупреждение читателям: жизненный век смертника недолог, но весь наш XXI век может стать «веком смертников». Люди, готовые на смерть ради торжества ложно понятой ими религиозной идеи, уже живут рядом с нами. И это - не чужаки или пришельцы, а наши земляки.

 

Гражданам стран Центральной Азии пришел черед со всей необходимостью понять и прочувствовать, что религиозный экстремизм с его стремлением террором добиться политической власти - это не заговор «их» против «нас». Это - жестокий и необузданный протест части НАС против несправедливости и противоречий НАШЕЙ жизни. Не изменив эту нашу жизнь, не обеспечив людям справедливости на земле, народы Центральной Азии рискуют оказаться заложниками тех, кто себе выбрал путь смертника.

 

Операции США и международных сил в Афганистане на несколько лет обеспечили правящим режимам в регионе защиту от проникновения вооруженных формирований из Афганистана. Вскоре эти войска будут выведены. Угроза смыкания фронта религиозных экстремистов внутри стран с отрядами закаленных боевиков становится реальностью. Противостоять этому альянсу не сможет никакая даже самая жестокая диктатура. Бронежилеты и автоматы в этих столкновениях не приносят безусловной победы. Того, кто не боится умереть, смертью не испугаешь. Он готов принести вместе с собой в жертву жизни невинных людей, своих же единоверцев.

 

Только широкое гражданское отторжение, неприятие экстремизма на уровне семьи, махали, государства и всего общества может остановить религиозных фанатиков. Для этого нужна не трескучая пропаганда, а широкий национальный консенсус по всем основным вопросам общественной жизни: о справедливости распределения благ, равном доступе к социальной лестнице, гарантиях правосудия и безопасности для всех. Достичь такого консенсуса можно, если реально вовлечь в общественную жизнь все политически активные группы населения: молодежь, интеллектуалов, духовенство, предпринимателей".

 

Осенью 2015 года в Кыргызской Республике состоятся очередные выборы в парламент страны. В рамках подготовки к этому мероприятию в республике активизировались все политические силы. Парламентские партии взвешивают свои шансы и, конечно, мечтают сохранить позиции. Для этого ведутся закулисные переговоры как внутри парламентских стен, так и за их пределами. Совершенно очевидно, что какие-то партии "выпадут из списка" и в Жогорку Кенеш страны не попадут. А остаться в парламенте очень хочется. А когда желание очень велико, то и возникает соблазн поступить против правил и совести. Одним из таких нарушений общих правил игры при избрании депутатов парламента эксперты нашего Института считают контакты политиков с авторитетами мусульманского духовенства разных уровней с целью использования религиозного фактора для увеличения числа своих избирателей.

 

На сегодня в Кыргызстане только партия Хизб ут Тахрир, согласно своим программным установкам, ставит задачу изменения в Кыргызстане государственного строя. Остальные представители радикальных течений ваххабиты, джихадисты и др. при том, что они также заявляют о необходимости строительства халифата, организационно не структурированы, у них нет программных документов, в которых были бы прописаны конкретные цели и задачи превратить Кыргызстан в чисто исламское государство. Однако это обстоятельство не умаляет опасности усиления процесса политизации религии, которая сегодня имеет место в первую очередь из-за действий политиков.

 

По словам известных духовных авторитетов Кыргызстана, весна 2015 года ознаменовалась многочисленными обращениями бывших и действующих депутатов с просьбами помочь склонить голоса верующих избирателей в пользу той или иной политической партии. Сегодня практически на каждой пятничной проповеди имамы громко озвучивают официальную точку зрения Духовного управления мусульман Кыргызстана, согласно которой в мечетях страны недопустима какая-либо агитационная работа в поддержку той или иной политической партии. Но значимость личной связи, землячества и силу денег никто не отменял. В этой связи и простые верующие и те, кто составляет т.н. мусульманское духовенство страны на самом деле оказываются втянутыми в политические процессы, связанные с выборами в парламент.

 

Говоря о главных угрозах безопасности страны, представляется целесообразным все-таки акцентировать внимание на религиозном факторе, в котором есть существенная составляющая необдуманного, корыстного участия политиков. Многочисленные факты выезда наших граждан в Сирию в первую очередь говорят о том, что большинство из них не имеет правильного представления о джихаде, в котором намерены участвовать, а самое главное - они где-то в глубине души все-таки приняли решение и морально готовы покинуть этот мир ради "торжества ложно понятой ими религиозной идеи". В этой связи все более актуальным становится вопрос об элементарной религиозной и светской грамотности подрастающего поколения. В Кыргызстане и во многих других государствах Содружества вот уже долгие годы идут дискуссии по поводу введения в обычных средних школах предметов по религии. Вопрос до сих пор не нашел своего оптимального решения, а подрастающее поколение получает первые знания о религии от активистов Хизб ут Тахрир или проповедников-дааватчиков. В то же время те, кто окончил религиозное учебное заведение в Кыргызстане или за его пределами, как правило, оказываются безграмотными во многих вопросах светского характера.

 

Сегодня в Кыргызстане даават - процесс призыва к исламу де-факто приобрел законный статус. В Духовном управлении мусульман Кыргызстана есть подразделение, которое курирует этот вопрос. Т.н. "выход на даават" сроком от трех дней до нескольких месяцев все больше становится популярным. При заметной активности призывающих к исламу и при том, что сами призывающие и те, кто оказался призванным в подавляющей своей массе имеют смутные представления о сути ислама, складывается весьма тревожная ситуация с высокой степенью ее непредсказуемости. Сетевая структура, которая выстраивается представителями даавата (призывающих к исламу) на самом деле сепарировала верующих. Произошел фактический раздел верующих на тех, кто занимается дааватом и тех, кто к ним не причастен. Первые в отличие обычных, рядовых верующих обладают иным чувством коллективизма. У них уже есть своя корпоративность. В отдельных мечетях имеют место факты взаимной неприязни между теми, кто занимается призывом и считает себя дааватчиком и теми, кто себя таковым не считает.

 

Подобное расслоение в самой среде верующих еще больше раскалывает общество, порождает взаимную нетерпимость не только между верующими и неверующими, но и внутри сообщества мусульман. В стране уже зарегистрированы факты противоправных действий верующих в отношении т.н. атеистов, которые отмечали День Валентина, Нооруз, другие светские праздники. Под предлогом соблюдения морали и нравственности некоторые молодые люди совершили самоуправные действия в отношении посетителей ночных клубов. При всем при этом нельзя не заметить то обстоятельство, что и обычные граждане, не причастные ни к какой вере, сегодня начинают выражать тихое недовольство поведением ярых правоверных. Поведение курящих или обнимающихся с молодыми людьми девушек в хиджабах только усиливает отторжение и неприятие всего того, что связано с верой. Низкий уровень религиозного и светского образования среднестатистического верующего способствует росту главной угрозы - усилению радикализации верующих, многие из которых для себя однозначно решили, что все действия им совершаемые - правильные. Именно это обстоятельство способствует повышению градуса кризисной ситуации, когда вчерашние друзья могут стать непримиримыми врагами. А поскольку малограмотный верующий крепко убежден в своей правоте, то он полагает не только возможным, но и неизбежным изменение образа жизни всего общества согласно его представлениям. В этой ситуации остается только подкинуть немного дров в огонь и наступление арабской весны или очередной цветной революции обеспечено.

 

А вот подвозом дров и их подкидыванием в огонь сегодня заняты наши заокеанские друзья. Назначение известного американского дипломата, автора различных социальных и цветных революций Р.Майлза в качестве Временного поверенного в делах США в Кыргызстане поначалу вызвало в обществе много разнотолков. Общая версия причины назначения почтенного аксакала на дипломатическую работу в Кыргызстан была одна - Майлз будет готовить очередную революцию, тем более, что поводов к этому у Вашингтона более чем достаточно: действующее руководство Кыргызстана все-таки выдворило из гражданского аэропорта Манас американскую авиабазу, да к тому же взяло курс на вхождение в Евразийский Экономический Союз, который воспринимается за океаном не иначе как усиление российского влияния в регионе или как реализация Москвой своих имперских амбиций.

 

Учитывая, что прозападные политики Кыргызстана до сих пор себя никак не проявили и на первый взгляд в обществе нет серьезных поводов для очередной революции, есть основание полагать, что Майлзу сегодня практически не на что опереться, чтобы можно было диктовать кыргызским властям свои условия. Можно согласиться с тем, что Майлз пока использует личные и дипломатические каналы для работы с конкретными чиновниками и политиками для решения той задачи, которую Госдеп США для него обозначил на период до конца текущего года. Есть серьезные основания полагать, что 2015 год внесет ясность в целый ряд проектов, которые реализуются на пространстве СНГ и ШОС.

 

Возвращаясь к основной теме статьи, видимо, есть целесообразность отметить, что наши западные коллеги будут разными средствами противодействовать любой интеграции в рамках СНГ и при этом постараются максимально задействовать религиозный фактор, который уже "работает" под флагом ИГИЛ в Ираке, Сирии. В случае с Кыргызстаном особая роль отводится радикальным религиозным группам, основную массу которых составляет молодежь 25-30 лет, со средним и высшим образованием, которая в течение последних 10-15 лет стала не только свидетелем, но и участником т.н. революций, в результате которых в стране власть менялась, а ситуация на местах качественных изменений не претерпела.

 

Нынешний состав нашего парламента, в котором обосновались народные избранники с поддельным дипломом, владельцы развлекательных центров с проститутками, расхитители бюджетных средств, предназначенных для тяжелобольных и просто очень богатые сограждане, потерявшие связь с народом, в немалой степени способствует той самой радикализации молодежи, которая при том, что с точки зрения религии абсолютно безграмотна, но уже определилась со своими ближайшими задачами - убрать действующую власть и построить халифат, в котором всем его гражданам будет гарантировано справедливое распределения благ, равный доступ к социальной лестнице, обеспечено правосудие и безопасность для всех. Логика действий этих молодых людей классическая - снести все, а потом посмотрим.

 

Пока же государство отдает предпочтение силовым методам борьбы с проявлениями религиозного радикализма. Но как указывал в своем предисловии к книге "Век смертника" экс-премьер-министр Республики Казахстан А.Кажегельдин, - "Того, кто не боится умереть, смертью не испугаешь".

 

Источник: Время Востока

 

Статьи по теме

Это возврат активов или сделка с ворами?

Это возврат активов или сделка с ворами?

More details
Депутат требует запретить банкам, получившим помощь из Нацфонда, выплачивать дивиденды акционерам

Депутат требует запретить банкам, получившим помощь из Нацфонда, выплачивать дивиденды акционерам

More details
Эксперты Комитета против пыток высоко оценивают усовершенствование законодательства Казахстана

Эксперты Комитета против пыток высоко оценивают усовершенствование законодательства Казахстана

More details