Разделенная элита
(Окончание. Начало см. в № 6)

"451 по Фаренгейту" июнь 1999 года.


ДИСКРЕДИТАЦИЯ С.ЭГГЕРСА

В июле 1998 года группа казахстанских бизнесменов решила блокировать деятельность Стивена Эггерса на Павлодарском нефтеперерабатывающем заводе Справка. Эггерс - владелец американской компании "CCL-Oil", выигравшей тендер на концессию ПНПЗ. Предполагалось полностью отстранить Эггерса от участия в управлении предприятием Неформальным лидером блокирующей группы стал Тимур Кулибаев. В августе 1998 года газета "Караван" выступила с серией разоблачительных статей о фирме "CCL", требуя расторгнуть контракт на концессию как незаконный и наносящий вред экономическим интересам РК Успех кампании был относительным "Каравану" и стоящему за ним Т.Кулибаеву так и не удалось полностью передать ПНПЗ в ведение "Казахойла". Основной причиной послужила конкуренция внутри самой блокирующей группы между представителями "Казахойла", Казкоммерцбанка и группы Олега Ли (бывший представитель Эггерса в РК) В итоге управление предприятием перешло к группе Ли, а "ККБ" и Кулибаев стали долевыми собственниками ПНПЗ Поскольку группа Ли не в состоянии стабилизировать ситуацию на заводе, ныне борьба за ПНПЗ продолжается с вовлечением в нее силовых структур.

ДИСКРЕДИТАЦИЯ К.АБДУЛЛАЕВА

Осенью 1998 года аким Южно-Казахстанской области Калык Абдуллаев лоббировал приоритетное участие компании КЕГОК в обеспечении Шымкента электроэнергией (итоги тендера, организованного ранее городским акиматом, были аннулированы). В то время КЕГОК курировал исключительно М.Аблязов, который до этого занимал пост президента компании Схема платежей за электроэнергию для ЮКО включала бартерные операции с участием предприятий, входящих в группу М.Аблязова (уроженца Южно-Казахстанской области) Сформировавшийся альянс между влиятельным акимом (ЮКО получает самые крупные дотации из республиканского бюджета) и группой Аблязова вызвал тревогу конкурирующих группировок К кампании дискредитации Абдуллаева активно подключился "Караван". Достигнутый эффект Абдуллаев остался на своем посту, зато был заменен президент КЕГОКа. Место ставленника М.Аблязова А.Наурызбаева занял управляющий директор Казкоммерцбанка Е.Фельд. Таким образом, электрические сети оказались в значительной степени выведены из сферы влияния конкурирующей группы Аблязова и переданы другой конкурирующей группе - Казкоммерцбанку.

БОРЬБА ЗА АЙДАБУЛСКИЙ СПИРТЗАВОД

В июле 1998 года областная налоговая служба (не путать с налоговой полицией) заблокировала счета Айдабулского спиртзавода (Северо-Казахстанская область) за неуплату акцизного налога и НДС на сумму около 3 млрд тенге ($40 млн ) Справка завод в октябре 1995 года был передан в управление фирме "Акцепт", которая получила право реализовать его продукцию и получать 7 процентов от прибыли Действия областного налогового комитета пытались заблокировать лояльные "Акцепту" представители республиканской налоговой службы, однако в дело неожиданно вмешалась вице-министр финансов Ж Ертлесова (близка к группе Казкоммерцбанка), которая добилась ареста счетов завода. Подробную информацию об этом размещала газета "Панорама". Косвенную поддержку группе "ККБ" оказала группа Р.Алиева, информация о криминале на предприятии прозвучала по телеканалу "Хабар". Со стороны парламента лоббистом действий против "Акцепта" стал секретарь комитета по обороне и безопасности депутат Т.Симамбаев. В этой ситуации газета "Караван" была активно использована "Акцептом" для защиты своих интересов и дискредитации противников. Были опубликованы статьи о неблаговидных делах Симамбаева, о "лоббистах иностранного капитала" в Минфине В октябре 1998 года Верховный суд РК принял решение в пользу "Акцепта". Уже в декабре 1998 года "Караван" припомнил Ертлесовой ее прежнюю активность в газетной статье она была названа "макроэкономической Дюймовочкой", "серым кардиналом экономики" и обвинена во всех провалах экономической политики правительства.

"НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ"

Газета в ее нынешнем виде появилась в мае 1998 года Издатель - информационная компания Kazakhstan today. Руководители компании братья Шуховы являются давними деловыми партнерами Дариги Назарбаевой. Именно им принадлежала идея создания на государственном телеканале "Казахстан-1" информационного агентства "Хабар" во главе с Д.Назарбаевой, которое вскоре отделилось от своего канала и далеко превзошло его по объемам бюджетного финансирования и техническим возможностям. В "Новое поколение" был набран новый творческий состав, осуществлены массированные финансовые вливания со стороны предприятий, входящих в группу Алиева. Характер газеты изменился под покровительством президентского зятя-силовика она стала более скандальной, агрессивной, получила доступ к оперативной информации из закрытых источников (прежде всего - из налоговой полиции и КНБ), что в сочетании с профессиональной подачей материалов позволило увеличить тираж и приобрести устойчивое влияние на политическую элиту РК. В отличие от "Каравана" "Новому поколению" практически не приходится защищать деловые интересы "Сахарного центра" и других компаний группы Алиева, поскольку в Казахстане никто не решается покушаться на их интересы.

Основатель группы Р.Алиев продемонстрировал свое влияние в мае 1997 года, когда Н.Назарбаев с подачи дочери Дариги и ее мужа освободил от должности председателя КНБ генерала Джуманбекова и назначил на эту должность заместителя начальника охранной службы полковника Мусаева. До этого Джуманбеков санкционировал расследование ряда дел, в которых фигурировали предприятия, входящие в группу Алиева. Новый глава КНБ являлся другом и партнером Алиева по спортивным упражнениям Сформировался мощный "силовой альянс" Алиев-Мусаев, стремящийся расширить сферу влияния на МВД, прокуратуру, таможню. Группа ставит перед контролируемой ею прессой следующие основные цели

1. Борьба с политическими противниками Н. Назарбаева.

2. Влияние на кадровую политику президента через вбрасывание компрометирующих материалов на известных чиновников.

3. Формирование позитивного имиджа семьи президента РК и защита ее деловых интересов

4 Формирование позитивного имиджа налоговой полиции и КНБ как двух наиболее "незапятнанных" силовых структур, последовательно отстаивающих исключительно высшие государственные интересы

Парадоксально, но наиболее сильный удар по группе нанес сам президент незадолго до объявления досрочных выборов (сентябрь 1998 г.) он назначил председателем КНБ Нуртая Абыкаееа (Мусаев был понижен до его заместителя). Новый глава КНБ осторожно отнесся к влиянию со стороны амбициозного президентского зятя. В настоящее время Р.Алиев активно "заигрывает" с Абыкаевым (в том числе с использованием прессы), пытаясь привлечь его в ряды своих сторонников, однако тот сохраняет дистанцию. С середины мая в Казахстане муссируются слухи о скором назначении Абыкаева новым премьером, а Алиева - его первым заместителем.

За последний год группа Алиева организовала в "Новом поколении" следующие PR-кампании.

ВЛИЯНИЕ НА СИЛОВЫЕ ВЕДОМСТВА

По мнению экспертов, Р.Алиев стремится включить в зону своего неформального влияния основные правоохранительные и силовые ведомства республики (исключение составляет Министерство обороны - ведомство, тщательно дистанцированное от участия во внутренней политике). При этом задача максимум - добиться отставки недостаточно лояльных по отношению к группе лиц и назначение вместо них ставленников группы. Главными объектами дискредитации стали руководители МВД (см., например, материал "Коммерсанты в погонах", 11 09.98), Генеральной прокуратуры (см. материал "Прокурорский надзор хуже бандитского наезда", 30.10.98) и Таможенного комитета. Итоги кампании неоднозначны В апреле с.г., несмотря на усиленное лоббирование Р.Алиевым на пост председателя таможкома Сергея Кузьменко, президент Назарбаев отдал предпочтение кандидатуре Мараткали Нукенова, предложенной Н.Абыкаевым. Сохраняет свой пост министр внутренних дел К.Сулейменов, находящийся в состоянии перманентного конфликта с руководством КНБ и группой Алиева (в отместку "НП" дала ему следующую характеристику "обыкновенный троечник, считающий воров"). Сулейменов выступает за перераспределение полномочий в борьбе с экономической преступностью в пользу МВД, в частности, он покушается на право налоговой полиции самостоятельно возбуждать и расследовать уголовные дела. Судя по скромным результатам кампании против Сулейменова, Н.Назарбаев опасается усиления влияния своего зятя Р.Алиева и поощряет межгрупповые противостояния в силовых структурах. В то же время группе Алиева удалось добиться значительного усиления лояльности со стороны генпрокурора Хитрина, который в апреле 1999 года перехватил у Мусаева инициативу в кампании дискредитации Кажегельдина.

ДИСКРЕДИТАЦИЯ А.КАЖЕГЕЛЬДИНА

С бывшим премьер-министром Кажегельдиным у Р.Алиева были старые счеты В августе 1997 года Кажегельдин открыто выступил против практики показательных арестов работающих в РК иностранных предпринимателей, которые подозреваются в нарушении налогового законодательства Накануне "Хабар" показал арест представителя швейцарской фирмы "Витол" Гевина де Салиса. "Витол" совместно с Казкоммерцбанком управлял Шымкентским нефтеперерабатывающим заводом. Роковой ошибкой "Витола" и его менеджера стала попытка организации сахарного производства в Киргизстане и импорт в Казахстан более дешевого киргизского сахара. Тем самым Салис попытался эффективно конкурировать с "Сахарным центром" Акция устрашения, предпринятая в ответ Р.Алиевым и транслированная Д.Назарбаевой, вызвала резко отрицательную реакцию премьера. Месяц спустя Кажегельдин был отправлен в отставку по болезни, однако политической деятельности не прекратил, более того - явно давал понять, что намерен стать следующим президентом РК

Для нейтрализации опасного противника была использована традиционная PR-технология А Мусаев как официальный представитель КНБ регулярно давал "утечки информации" о том, что Кажегельдин подозревается в отмывании денег и коррупции, а "Новое поколение" использовала это в своих публикациях как доказанные факты. Шеф Мусаева Н. Абыкаев предусмотрительно уклонился от этой кампании. В качестве PR-приема "Новым поколением" была использована и откровенная дезинформация, в октябре 1998 года газета сообщила, что Кажегельдин отказался от участия в выборах. Ныне газета регулярно публикует материалы, в которых проводит параллель между А.Кажегельдиным и бывшим украинским премьером П.Лазаренко. Читателям предлагается поверить в то, что Кажегельдин выступил против Назарбаева и вообще занялся активной политической деятельностью исключительно для того, чтобы отвлечь внимание от своих сомнительных финансовых сделок

Результат акции по дискредитации Кажегельдина не оправдал первоначальных ожиданий Многочисленные публикации с обвинениями в его адрес вызвали во многом обратный эффект. Соцопросы показывают, что богатство, в котором обвиняют Кажегельдина (якобы владельца нескольких роскошных вилл в Бельгии), не вызывает запланированных негативных эмоций у большей части электората. В центре внимания бельгийских властей оказались реальные владельцы вилл, среди которых - известные бизнесмены, сторонники президента Назарбаева (в частности, видный представитель группы Машкевича А Ибрагимов). По мнению экспертов, настойчивые попытки дискредитации Кажегельдина негативно отражаются на реноме издания, которое в целом отличается достаточно высоким профессионализмом. "Генеральная линия", продиктованная газете группой Алиева, ангажированность подхода к указанной теме является болезненной проблемой для руководства и коллектива редакции.

ОСЛАБЛЕНИЕ ГРУППЫ КАЗКОММЕРЦБАНКА

"НП" подвергает резкой критике представителей правительства, близких к группе ККБ Это министр, госдоходов З.Какимжанов (формально - непосредственный начальник Р. Алиева), вице-премьер У.Джандосов, ранее - министр финансов С.Мынбаев. В частности, газета выступила против идеи Какимжанова ввести налоговый мониторинг крупных иностранных инвесторов. Какимжанов был обвинен в стремлении переложить ответственность за сбор налогов на другие ведомства. Группа Алиева проявляет серьезное беспокойство в связи с перспективой сближения Какимжанова с К.Сулейменовым, вплоть до формирования их тактического альянса с целью убедить президента ограничить полномочия налоговой полиции. Кроме того, в конфликте между администрацией Шымкентского НПЗ (группа ККБ) и компанией "Харрикейн Кумколь Мунай" (октябрь 1998 г) "Новое поколение" выступало на стороне "Харрикейн" Летом 1998 г. в газете был опубликован ряд материалов против продажи Казкоммерцбанку акций "Казахтелекома". В целом группа Алиева действует скоординированно с нефтяной группой в кампании против общего конкурента - ККБ. Соответственно некоторые традиционные темы для критических выступлений "Каравана" ("Казахтелеком", РГП "Алтеба", С Буркитбаев) поддерживаются и развиваются в "Новом поколении" Однако это не мешает "НП" при каждом удобном случае язвить по поводу "народной" газеты, утрачивающей остатки былой популярности

КОНКУРЕНЦИЯ С "КАРАВАНОМ". ПРОТИВОСТОЯНИЕ АЛИЕВ-КУЛИБАЕВ

Широкие возможности доступа к оперативным источникам информации и обеспечение высокого политического покровительства дают "НП" шанс сформировать имидж смелого, "антимафиозного" издания - имидж, который ныне практически уже утратила газета "Караван" Противостояние между "НП" и "Караваном" отчасти отражает скрытое противостояние двух так называемых "семейных" групп, в которых лидируют два президентских зятя Особенности этой борьбы обусловлены спецификой статуса Р.Алиева и Т.Кулибаева, различиями уровня их амбиций и темпераментов.

Т.Кулибаев - удачливый бизнесмен, грамотный экономист, сторонник компромиссных, согласованных решений Неоднократно отмечено его сотрудничество с конкурирующей группировкой ККБ. Кулибаев подчеркнуто демонстрирует отсутствие всяких политических амбиций, он отказывается от интервью и вообще от контактов с журналистами В отличие от него Р.Алиев с начала 1997 года старательно осуществляет масштабный информационно-пропагандистский проект под условным названием "Я, бесстрашный и неподкупный, наведу порядок в родной стране". Алиев более агрессивен, менее образован и интеллектуально развит, его сахарный бизнес процветает главным образом благодаря силовому подавлению конкурентов, он слаб как экономист, юрист, медик, однако усилиями имиджмейкеров при поддержке Д.Назарбаевой вокруг него создается ореол одаренного администратора, героического борца за "народные деньги".

Характерно, что в ситуации растущего противостояния между экс-премьером Кажегельдиным и представителями семьи Н.Назарбаева нефтяная группа Кулибаева внешне дистанцировалась от конфликта и действовала скрытыми "рыночными" методами (в частности, приобрела "Караван", лишив Кажегельдина потенциальной трибуны), тогда как Р. Алиев предпочел силовой вариант с арестом Де Салиса По мнению некоторых экспертов, именно Алиев стоит и за известной акцией, направленной на запугивание Кажегельдина в период предвыборной кампании

Подобными субъективными факторами во многом объясняется неожиданно агрессивный характер выпадов "НП" против "Каравана". К примеру, в марте этого года нефтяная группа попыталась развить тему возможного назначения Р.Алиева послом РК в Швейцарии "НП" со скрытой угрозой ответила на это бизнесмену Кулибаеву "Видимо, активная работа налоговой полиции не дает кому-то покоя Мы вынуждены огорчить всех, кто уклоняется от уплаты налогов, расхищает и разбазаривает бюджетные средства"

В конце марта с.г. журналисты "НП" назвали "Караван" "некогда зубастой "народной" газетой" и отчитали "новых хозяев каравановской империи" за безответственное распространение панических слухов о скором падении тенге (через неделю после этой отповеди "паникерам" тенге действительно упал). Характерно, что "Караван", до этого не упускавший возможности повести жесткую публичную полемику со своими обидчиками, со стоическим молчанием сносит любые насмешки "НП" По мнению экспертов, это свидетельствует о своеобразной тактике, избранной Т.Кулибаевым и Н.Каппаровым в отношении силовой группы Алиева - уход от открытой полемики, от явной конфронтации и следование восточному правилу сиди спокойно, и тело твоего врага пронесут мимо тебя

Материал предоставлен Институтом актуальных политических исследований (Москва, май 1999 г.)

 

"451 по Фаренгейту" июнь 1999 года

TNSE