Брифинг Кокуса по правам человека Конгресса США по вопросу прав человека в Казахстане
Отчет Кассандры КАВАНО, исследователя Контроля по правам человека

Доклад исследователя Контроля по правам человека Кассандры Кавано,16 июля 1999 г.

Прежде всего, хочется поблагодарить сопредседателей Кокуса конгрессменов Лантоса и Портера за предоставленную возможность принять участие в брифинге.

Контроль по правам человека (Human Rights Watch) – международная неправительственная некоммерческая организация. Мы проводим регулярные систематизированные исследования по проблемам нарушения прав человека в примерно 70 странах мира. Наша цель – заставить правительства нести ответственность, если они нарушают права своих народов.

Контроль по правам человека начал свою деятельность в 1978 г. с основания европейского и среднеазиатского отделов (в то время известных как “Хельсинкский контроль) для поддержки активистов в Восточной Европе и Советском Союзе, которые пытались исследовать степень приверженности своих стран Заключительному Акту Хельсинки. По Казахстану, в то время Советской республике, в 1989 г. мы подготовили подробный отчет на основе интервью с участниками антиправительственных демонстраций в декабре 1986 г. Эти демонстрации положили начало националистическим волнениям в СССР, что в конечном счете способствовало его распаду. С 1992 г. Контроль по правам человека провел в Казахстане ряд исследований. Последнее исследование выявило нарушения прав человека во время президентской кампании в ноябре и декабре 1998 г.

Важнейшие категории прав человека, закрепленные в международных договорах, в Казахстане нарушаются повседневно; от права на свободу от пыток и жестоких, нечеловеческих наказаний до прав женщин, детей, национальных меньшинств и беженцев. Как положительный фактор оценивается то, что деятельность местных групп по правам человека, таких как Международное бюро по правам человека и соблюдению законности в Казахстане и Алматинская Хельсинкская группа, осуществляется в большинстве случаев беспрепятственно.

Хотя настоящий брифинг организован в преддверии местных и национальных парламентских выборов, в своем докладе я остановлюсь на проблеме гражданских и политических свобод. Казахстан до сих пор не подписал Международную Конвенцию по гражданским и политическим правам и дополнительные соглашения к ней, хотя обещал сделать это. Но Казахстан связан с ОБСЕ обязательствами по внедрению демократических форм правления и защите необходимых для демократии гражданских свобод. Однако, как вы, возможно, слышали на предыдущем заседании, реальная ситуация далека от поставленной цели. С 1994 г. Президент Назарбаев сосредоточил в своих руках практически абсолютную власть надо всеми правительственными структурами. После того, как он распустил относительно независимую Законодательную ассамблею, Парламент оказался полностью подчинен Президенту, который назначает региональных губернаторов и с их помощью осуществляет контроль за деятельностью судей.

Отсутствие адекватного противодействия президентской власти является основным препятствием для осуществления гражданских и политических прав, что подтвердило голосование во время президентских выборов в январе. ОБСЕ в необычно жесткой для себя форме заключил, что те выборы “были весьма далеки” от международных стандартов. Контроль по правам человека установил, что правительство нарушило дух и букву международных соглашений по следующим позициям: не только не позволило зарегистрироваться оппозиционным кандидатам, но и всеми правдами и неправдами мешала симпатизировавшей оппозиции прессе и препятствовала организации и проведению кампании кандидата от коммунистической партии.

Самое ужасное, что правительство контролировало процесс регистрации кандидатов, заставляя граждан ставить свои подписи под петициями в поддержку кандидатуры Президента Назарбаева. Под интенсивным давлением отдельных правительств и ОБСЕ и после президентских выборов Казахстан внес поправки в Указ Президента о проведении выборов. Однако, по нашему мнению, недавние поправки имеют характер косметических изменений и не гарантируют свободных и честных выборов в законодательные органы. Эти поправки не гарантируют того, что в октябре не будет тех же нарушений, что и в январе.

Нарушения первого типа касаются регистрации политических партий.

В соответствии с измененным законодательством, только партии, зарегистрированные в 7 из 15 провинций Казахстана, получат 10 мест в соответствии с партийными списками.

Однако, регистрация партий находится под контролем Министерства юстиции каждой провинции, которое может затянуть регистрацию или отказать в ней. Обжалование теоретически возможно только через суд, который подотчетен тому же министерству. Республиканская народная партия, например, по состоянию на середину июля зарегистрирована только в 5 из 15 провинций. С теми же проблемами сталкиваются другие оппозиционные группы, например, движение Орлею, но только не многочисленные партии, открыто провозгласившие поддержку Президента.

Второй тип нарушений связан с регистрацией кандидатов по одномандатным округам. Поправки к закону о выборах отменяют противоречивое положение, отстраняющее кандидатов от участия в выборах за участие в незарегистрированных организациях. Такое же положение Кодекса об административных правонарушениях, использованное для устранения г-на Кажегельдина и других кандидатов от участия в президентских выборах, также отменено. Однако, по закону о выборах от участия в выборах по прежнему устраняются кандидаты, имеющие другие наказания, в том числе штрафы, например, за нарушение правил дорожного движения. Фактически, власти уже начали кампанию отстранения кандидатур известных членов оппозиционных партий путем взимания штрафов за нарушение правил дорожного движения, за просрочку лицензий на ношение газовых баллончиков и другого оружия самозащиты, за другие нарушения. Возможности правительства возбуждать дела против неугодных кандидатов поистине безграничны. Г-жа Савостина сообщает, что полиция фабрикует свидетельские показания по ее делу об участии в несанкционированном митинге. Университетские профессора просто заперли двух студентов в лекционном зале, сказали ми подписать показания, пригрозили полицией и, пожалуйста, – показания готовы.

Третий тип нарушений может затрагивать организацию партий, предвыборную агитацию и регистрацию кандидатов. Январские президентские выборы показали, что у правительства все еще огромный арсенал контроля за созданием и деятельностью избирательных комиссий, которые контролируют регистрацию кандидатов. Слушания, проведенные Контролем по правам человека, показали, что у независимых кандидатов, которым избирательная комиссия может отказать в регистрации, не существует эффективных способов обжалования решения комиссии. Подобным образом, местные правительственные структуры могут отказать кандидатам в проведении митингов, демонстраций и в возможности распространения информации среди избирателей. Местные власти регулярно отказывают оппозиционным партиям и движениям в проведении массовых демонстраций. Новости сообщают, что полиция по прежнему применяет силу для разгона бастующих рабочих, как, например, во время июньской голодной забастовки работников химических предприятий на юге Казахстана, протестовавших против невыплаты заработной платы.

Контроль по правам человека особенно обеспокоен нарушениями права рядовых граждан и избирателей свободно участвовать в политической жизни. Проведенное во время президентских выборов исследование подтвердило, что по всей стране местные и муниципальные правительства использовали средства контроля над бюджетным сектором с целью обеспечения поддержки кандидатуры нынешнего президента. Мы установили, что учителей, врачей, других работников бюджетного сектора заставляли подписывать петиции в поддержку президента, зачастую прямыми и непрямыми угрозами потери работы. Это нешуточная угроза в стране с такими тяжелыми экономическими условиями, как в Казахстане, где возможность устроиться на частную работу очень мала, и большие семьи могут зависеть от незначительной заработной платы государственных служащих. Мы также установили, что агитаторы часто обманом получали подписи пенсионеров и инвалидов, приходя к ним домой под видом работников домоуправления или переписи населения.

Подобная тактика применялась и в последние недели для организации насильственного вступления в про-президентскую партию “Отан”. Созданная в январе как движение в поддержку переизбрания Президента Назарбаева, партия насчитывает 167000 членов в 1000 местных организациях. Контроль по правам человека получил заслуживающие доверия отчеты, согласно которым работников бюджетного сектора и других заставляли вступать в партию работодатели или сотрудники местных органов власти. Газета “Поколение” сообщает, что даже неимущих пенсионеров заставляли подписывать заявления о приеме в партию и платить партийные взносы. Согласно другим отчетам, полученным Контролем по правам человека, организаторы просто записывали людей в партию без их ведома.

Кроме того, пресса в Казахстане постоянно подвергается преследованиям. В 1998 г. правительство Казахстана прибегало к клевете, к помощи налоговой и таможенной полиции и к прямому насилию для ограничения деятельности прессы, симпатизировавшей оппозиции. Эти преследования продолжаются в 1999 г. Например, были заморожены счета одной из наиболее популярных независимых газет “Начнем с понедельника”, автор серии очерков о коррупции, опубликованных в другой газете, был избит. Ни одно из действий правительства, в том числе проект нового закона о средствах массовой информации, не доказывает, что правительство намерено сократить преследование негосударственной прессы.

Имевшие место в прошлом и возможные в будущем нарушения демонстрируют неограниченную президентскую власть в Казахстане и нарастающую тенденцию использования ее для противодействия демократии. С момента объявления о президентских выборах осенью 1998 г. международное давление на Казахстан с целью проведения в стране реальных реформ неуклонно нарастало. Оно не должно ослабевать в этих критических условиях. Контроль по правам человека намерен просить Конгресс наращивать использование имеющихся в арсенале правительства США механизмов для давления на Казахстан.

Доклад исследователя Контроля по правам человека Кассандры Кавано,16 июля 1999 г.