Выборы: еще один удар по демократии
"Конгрессионал Рекорд", 18 октября, 1999
Том ЛАНТОС
Докладная записка спикеру Конгресса США в Палате Представителей
Господин Спикер! Всего неделю с небольшим назад, 10 октября, прошел первый раунд выборов в Мажилис - нижнюю палату Парламента. Результаты их вызывали некоторую тревогу и озабоченность. Фактически некоторая тревога и неуверенность присутствовали еще до самих выборов. На самом деле выборы подтвердили недемократический характер правительства Казахстана. Они также поднимают чрезвычайно серьезный вопрос относительно будущего отношений Соединенных Штатов с этой страной.
Выборы были далеки от демократических по своей сущности, хотя для придания им вида свободных были проведены косметические процедуры. Более того, те скромные усилия по приданию выборам демократического характера не были приняты правительством добровольно. Они принимались с неохотой и лишь под давлением международных организаций. В частности, несколько месяцев назад Группа по правам человека Конгресса провела брифинг по вопросам проведения выборов. Однако выборы оказались далекими от стандарта честных и свободных выборов.
Господин Спикер! Бросая очевидный вызов принципам демократии, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в прошедший вторник представил уходящему парламенту своего кандидата на пост премьер-министра Казахстана - это произошло на второй день после выборов и за день до объявления результатов первого раунда голосования. В любой демократической стране стандартная процедура требует того, чтобы кандидатуру нового премьер-министра одобрял вновь избранный парламент. Демократической процедуре действительно нанесено лицемерное оскорбление!
Господин Спикер! Произошло не только то, что не переизбранный парламент принял кандидатуру премьер-министра. Сами результаты выборов весьма сомнительны. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) направила в Казахстан официальную делегацию международных наблюдателей, которые следили за ходом выборов. В их отчете об избирательной кампании отражена вся серьезность проблем. Согласно отчету, ОБСЕ считает, что имело место серьезное вмешательство в ход избирательной кампании, направленное против кандидатов от оппозиции и против независимой прессы (Сообщение
(OSCE says Kazakhstan failed democracy test in parliamentary vote. Agence France Presse, October 11, 1999 в рубрике news на англ.) агентства Франс Пресс, 11 октября 1999г).Международные обозреватели сообщали о широкомасштабных нарушениях в ходе избирательной кампании, предшествовавшей выборам в парламент и местные органы власти в Казахстане, этой центрально-азиатской стране. В их сообщениях также приводится мнение ОБСЕ относительно вмешательства правительства, дискриминации оппозиционных партий со стороны местных властей, запугивании отдельных кандидатов. В одном из избирательных округов Алматы, крупнейшего города в Казахстане, наблюдатели обнаружили дубликат счетных листов с фальсифицированными результатами голосования. Большинство в избирательных комиссиях, которые обязаны следить за ходом выборов и обеспечивать их чистоту, составляли люди, поддерживающие про-президентскую партию (Сообщение
(Сводка новостей: Обозреватели критикуют нарушения во время избирательной кампании в Казахстане Агентство “Дойче Прессе Агентур”, 11 октября 1999 г. в рубрике "зарубежная пресса") Дойче Пресс-Агентур, независимое немецкое агентство новостей, 11 октября 1999).В официальном заявлении ОБСЕ говорится, что на результаты выборов серьезно повлияло незаконное вмешательство высокопоставленных официальных лиц и предвзятость избирательных комиссий на местах в отношении представителей оппозиции поставило партии в неравные условия. Оппозиционным партиям чинились препятствия, кандидатов запугивали.
Наиболее ярко иллюстрируют недемократичность выборов согласованные действия правительства в отношение бывшего премьер-министра Казахстана Акежана Кажегельдина. Господин Кажегельдин создал Республиканскую народную партию и попытался принять участие в парламентских выборах, однако после того, как в 1997 году он оставил свой пост после пребывания на нем в течение трех лет, всякая его попытка принять участие в политической жизни страны встречала препятствия, чинимые правительством Казахстана. По формальной причине он был отстранен от участия в прошедших в 1998 г. президентских выборах. Вскоре после того, как он объявил о своем намерении баллотироваться на пост президента, правительство объявило о том, что он находится под следствием по делу о неуплате налогов. Утверждалось, что у него есть собственность за рубежом, которую он не декларировал в своей налоговой форме. Однако как только суд признал, что Кажегельдин не может принять участие в президентских выборах в связи с менее значительным проступком, участием в несанкционированном собрании, следствие по делу о его зарубежной собственности было прекращено.
Господин Спикер! Кампания против господина Кажегельдина была возобновлена этой весной, одновременно с его заявлением о том, что вновь созданная им Республиканская народная партия примет участие в парламентских выборах. Господин Кажегельдин из Казахстана отправился в зарубежные страны, в частности, в США, чтобы познакомить их лидеров со вновь созданной партией. В ходе поездки здесь, в Вашингтоне, он принял участие в брифинге Группы по правам человека Конгресса. Однако как только он покинул страну, стало ясно, что генеральная прокуратура предпринимает меры к его аресту в связи с его делом об уклонении от уплаты налогов. Господин Кажегельдин заявил, что он не вернется домой до тех пор, пока не будут предоставлены гарантии того, что он не будет арестован, и до прошлого месяца он оставался за пределами Казахстана.
Публичные обвинения Кажегельдина в налоговом мошенничестве серьезно повредили участию Республиканской народной партии в выборах. Более того, кандидаты от партии выразили недовольство тем, что их участию в выборной кампании чинились препятствия со стороны правительства. 9 сентября, всего за месяц до назначенной даты выборов, Центральная избирательная комиссия заявила, что Кажегельдин не имеет права участвовать в выборах в связи с делом о неуплате
налогов, и на следующий день Республиканская народная партия объявила о своем выходе из предвыборной кампании.Господин Кажегельдин, который в тот момент находился в Москве на лечении высказался против того, чтобы партия бойкотировала выборы. Однако в тот же день он был задержан российской полицией, поскольку правительство Казахстана выдало ордер на его арест. Позднее под сильным давлением из-за рубежа, в частности, благодаря усилиям Государственного секретаря Мадлен Олбрайт, российские власти разрешили господину Кажегельдину вернуться в Лондон. Одновременно Центральная избирательная комиссия Казахстана заявила, что уже поздно объявлять о выходе из предвыборной борьбы и Республиканская народная партия не может этого сделать, и кандидаты от партии приняли участие в выборах. Арест Кажегельдина в Москве и призыв бойкотировать выборы привели к тому, что Республиканская народная партия и ее лидер имели на выборах, состоявшихся на прошлой неделе, минимальную поддержку.
Г-н спикер, по моей просьбе 15 июля этого года наша почтенная коллега Джэн Шаковски, член Конгресса от штата Иллинойс, председательствовала на слушаниях Группы по правам человека Конгресса, посвященных политической ситуации в Казахстане, на которых выступал г-н Кажегельдин. Его показания по поводу угроз защитникам демократии и прав человека подтвердились и предопределили его арест в Москве по запросу правительства Казахстана по надуманным обвинениям и подтасованные результаты прошедших выборов.
Г-н Спикер, я был сильно разочарован ответом правительства Казахстана по поводу июльских слушаний Группы по правам человека и его последовательными действиями, приведшими к провалу выборов. К моему глубочайшему сожалению, от правительства Президента Назарбаева не последовало ответа как на критику Группы по правам человека, так и на замечания, высказанные ранее Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ.
Г-н Спикер, Группа по правам человека Конгресса серьезно озабочена нарушениями прав человека и политических свобод в Казахстане, продемонстрированными наиболее ярко и убедительно во время состоявшихся две недели назад недемократических выборов. Тот факт, что правительство Президента Назарбаева продолжает игнорировать замечания Группы по правам человека, международных организаций, связанных с защитой демократизации и прав человека, а также ряда правительств, в том числе правительства США, наводит на серьезные размышления.
Опасения по поводу демократизации в Казахстане весьма серьезны сами по себе, г-н Спикер, но весьма серьезны также опасения по поводу безопасности в этой стране. Недавно мы узнали о продаже Казахстаном Северной Корее, главному центру международного терроризма, около 30 двигателей для истребителей МИГ-21. Эта безответственная продажа современной военной техники Северной Корее ставит под сомнение намерения правительства Казахстана построить добрые отношения с Западом, а также в его заинтересованности в международной безопасности и стабильности.
Я твердо уверен, г-н Спикер, что помощь США и международных финансовых организаций Казахстану должна быть поставлена в зависимость от утверждения политических прав и фундаментальных свобод в Казахстане. Мне кажется, г-н Спикер, что любые визиты г-на Назарбаева в Вашингтон должны быть отложены до тех пор, пока в Казахстане не произойдет утверждения названных выше прав и свобод.
Вашингтон, 18 октября 1999 г.