Борьба за передел собственности, или Как сохранить честь мундира
"Аргументы и факты" август 1999 года.
Елена БРУСИЛОВСКАЯ
"Генеральный прокурор в присутствии главы государства обвинил нас в том, что мы, работая в Карагандинской области, незаконно приватизировали 204 объекта", - заявили на встрече с журналистами в Алматы государственный инспектор (теперь уже бывший) организационно-контрольного отдела администрации президента Виталий РОЗЕ и главный эксперт отдела социально-экономического анализа администрации президента Александр ПЕРЕГРИН.
Хроника событий
Началось все с того, что 9 июня нынешнего года на совместном заседании правительства с участием президента Н. Назарбаева Генеральный прокурор РК Юрий Хитрин заявил о якобы имевших место нарушениях законодательства в период приватизации 1997-1998 годов в Карагандинской области.
Прозвучали и фамилии "нарушителей": Петр Нефедов, бывший аким Карагандинской области, Виталий Розе, бывший председатель Карагандинского теркома по управлению госимуществом, и его заместитель Александр Перегрин.
Как сказано в распространенном пресс-релизе, "глава государства специально, прервав выступление Хитрина, задал ему вопрос о степени достоверности приведенных сведений. Получив подтверждение от Хитрина, президент задал новый вопрос: есть ли состав уголовного преступления в действиях П. П. Нефедова и В. Е. Розе? Хитрин ответил, что состава преступления нет, но есть состав административных правонарушений.
...Президент заявил о личной ответственности Хитрина в случае, если приведенные им факты окажутся "липой".
Таким образом, по сути, на карту была поставлена не только честь мундира Генерального прокурора, но и его кресло.
Прокурор пошел в атаку: уже на следующий день, выступая на международной конференции по борьбе с коррупцией, он вновь назвал те же самые имена.
В свою очередь, оскорбленная сторона тоже начала действовать.
В. Е. Розе и А Г. Перегрин обратились в Комиссию по борьбе с коррупцией с заявлением о незаконных действиях Генеральной прокуратуры и о нарушениях, совершенных работниками Карагандинского акимата нынешнего состава и прокуратуры области.
В первой половине июня Генеральным прокурором РК Хитриным в Комиссию по борьбе с коррупцией было внесено представление об освобождении от должности Петра Нефедова и Виталия Розе. Причина - "нарушение законодательства о приватизации", якобы ими допущенное.
Рассмотрев представление Хитрина, комиссия составила акт, подтверждающий сведения, которые содержались в представлении Генерального прокурора.
На войне - как на войне
Видимо, поняв, что в чиновничьих кабинетах они не найдут правды, Виталий Розе и Александр Перегрин провели в Алматы пресс-конференцию.
В адрес Генерального прокурора принародно покатилась весомая "бочка".
"Мы заявляем, что это заведомая и преднамеренная ложь. На каждый факт, который был им приведен, у нас есть либо состоявшееся судебное решение, которое говорит о полной законности наших действий, либо заключение компетентных органов о том, что наши действия правомерны".
В доказательство они привели такие факты:
1. Все до единого объекты, о незаконности приватизации которых публично объявил Хитрин, а за ним и прокурор Карагандинской области Абдыкаримов, являются объектами коммунальной собственности, управление которыми возложено на акима области.
2. При Петре Нефедове ни один из 204 объектов не был передан в частную собственность.
3. Все объекты (из 204 названных) были переданы в частную собственность при новом акиме Карагандинской области Мажите Есенбаеве (в том числе скандально известный Дворец спорта "Октябрьский").
4. Законность действий Петра Нефедова была подтверждена Карагандинским областным судом еще в феврале 1998 года, когда было отказано в удовлетворении иска прокуратуре Карагандинской области.
5. В июне этого года Карагандинский областной суд повторно рассмотрел иск прокуратуры и вновь принял решение о полной законности принятых распоряжений бывшего акима Карагандинской области Петра Нефедова.
Почему искали криминал
А суть проблемы такова. В Карагандинской области были приняты необычные схемы управления государственной коммунальной собственностью. Они заключаются в том, что арендатор государственного объекта, вкладывая свои средства на его содержание и улучшение (например, в ремонт), становится собственником доли, пропорционально размеру вложенных им инвестиций.
Первоначально планировалось выставить госдолю на приватизацию, однако в этом было отказано, потому что на основании действующих законов доля объектов совместной собственности не является объектом приватизации. И тогда 24 февраля и 19 мая 1997 года Нефедов принял два распоряжения: "О механизме реформирования коммунальной собственности в Карагандинской области" и "О порядке выделения государственной доли в объектах общей (долевой) собственности". Тем самым, как считают одни из авторов проекта Виталий Розе и Александр Перегрин, "был определен и узаконен новый способ отчуждения объектов государственной коммунальной собственности в частную".
Это так называемая программа "Сары-Арка".
Кому это выгодно?
Как любил повторять Шерлок Холмс, приступая к расследованию очередного преступления, ищите мотив - кому это было бы выгодно?
Виталий Розе: "Два года назад сменился аким области, и сразу стали заметны попытки пересмотра приватизации. Новым акимом области была создана Комиссия по проверке приватизации - сами предприниматели окрестили ее комиссией по переделу собственности. На одном из заседаний маслихата я выступил и сказал, что начинаются два губительных для области процесса: замена умных на угодных и передел собственности".
"Сегодня область сотрясают скандалы и конфликты, - заявили господа Розе и Перегрин. - Достаточно назвать угольный разрез "Шубаркуль", АО "Нан", когда орудием передела была областная прокуратура. Отняли объекты, а люди незаконно подверглись репрессиям".
Всколыхнуло Караганду и недавнее самоубийство первого заместителя акима области Игоря Богатырева, которого Александр Перегрин назвал "последним светлым человеком в окружении Есенбаева". Хотя уже на следующий день после этого ЧП Генеральный прокурор, выступая на одном из телевизионных каналов, заявил, что это, скорее всего, самоубийство на семейно-бытовой почве.
Но Розе и Перегрин придерживаются иного мнения: "Мы уверены, что события, которые сейчас развиваются в Карагандинской области, приведут еще не к одному громкому скандалу. Боимся, что Игоря Богатырева, которого мы давно знаем как порядочного человека, могут сделать здесь крайним - ведь, как заместитель акима, он курировал все финансы, в том числе и бюджетные потоки.
Поступок Игоря - это последний шаг честного человека".
Политическое шоу
С другой стороны, и заявление Юрия Хитрина о "незаконной приватизации" 204 объектов тоже, по мнению Розе и Перегрина, появилось не случайно. Масштаб "вскрытых" нарушений, во-первых, должен подтверждать служебную состоятельность и рвение в защите закона, а во-вторых - показывать радение об интересах государства.
Хотя, как утверждает Александр Перегрин, уже за один тот факт, что Генеральному прокурору удалось обнаружить нарушения сразу в 204 объектах в одной области ("все равно что при Сталине заявить о поимке сразу 100 английских шпионов"), он достоин занесения в Книгу рекордов Гиннесса!
"Когда Генпрокуратура обнаружила нарушение закона, она первым делом должна была принять меры прокурорского реагирования. Вместо этого рождается справка о проверке и публичное заявление Хитрина о незаконной приватизации этих объектов.
С той поры прошло уже больше двух месяцев, но никто палец о палец не ударяет, чтобы исправить те нарушения закона, которые прокуратура якобы установила.
И это лучшее подтверждение тому, что перед нами разыгрывается политическое шоу".
Кто кого?
23 июля состоялось заседание Государственной комиссии по борьбе с коррупцией.
Она рассмотрела вопрос об ответственности советника премьер-министра Петра Нефедова и государственного инспектора администрации президента Виталия Розе.
Комиссия рекомендовала освободить Петра Нефедова и Виталия Розе от занимаемых должностей без права работы в государственных органах. По некоторым фактам, выявленным в ходе разбирательства, будет возбуждено уголовное дело.
Со своей стороны Виталий Розе и Александр Перегрин (последний, кстати, тоже собирается подать прошение об отставке - "чтобы меня не обвинили в том, что я бьюсь за сохранение своей должности") намерены обратиться в международные правозащитные органы.
Во всяком случае, они уже предоставили посольствам, аккредитованным в Казахстане, информацию в связи с происходящими событиями.
А 24 августа в одном из районных судов Астаны, куда Розе и Перегрин подали иск в отношении действий Генеральной прокуратуры, должно состояться судебное разбирательство.
Можно предположить, что в этой скандальной истории есть два основных момента, вокруг которых и разворачиваются все события.
С одной стороны, стремление Генпрокуратуры отстоять свою позицию и не упасть в глазах президента.
А с другой, вполне вероятно, идет скрытая борьба между определенными кланами за передел собственности, а проще говоря - за деньги. И не просто за деньги, а за очень большие.
Не случайно 204 объекта, которые якобы собираются отнять у их нынешних хозяев, приносят неплохой доход. По замечанию г-на Розе, "несколько миллиардов тенге".
А там, где делят очень большие деньги, все средства хороши.
Ну что ж, война началась. Посмотрим, кто кого.
"Аргументы и факты" август 1999 года
TNSE