Богадельня для аутсайдеров
Исполнительная власть публично расписалась в странных с точки зрения демократии симпатиях к бывшим законодателям.

"Караван" 10 декабря 1999 года.


Дмитрий ШИШКИН

Руководитель администрации президента Сарыбай Калмурзаев на официальной пресс-конференции пообещал трудоустроить всех бывших депутатов сената и мажилиса. Причем посадить их не куда-нибудь, а в кресла не ниже консультанта в министерствах.

Сейчас же те из экс-парламентариев, кого пока не успели пристроить, получают... пособия по безработице. Им не пришлось бегать по инстанциям, собирая справки о том, что нечем кормить семью, - с 1 декабря они стали безработными автоматически.

Это все было бы смешно, если бы не было так грустно - за что исполнительная ветвь власти вдруг так полюбила законодательную? Теплые места получили именно те, кто не прошел повторно в парламент, либо просто не стал баллотироваться на второй срок (таких меньшинство). Они исчерпали кредит народного доверия, но никак не кредит доверия от власти. Лучше всех, видимо, вели себя при принятии бюджетов, законов и постановлений бывшие депутаты мажилиса Ашимжан Ахметов (ставший теперь вице-министром образования), Роза Куанышбаева (вице-министр труда), Мади Артыгалиев (советник премьер-министра), Виктор Пригодин (зам. акима Карагандинской области) и Шахизат Туребаев (зам. .акима Кызылординской области) - им достался самый смак из вакантных мест. Еще 22 экс-мажилисмена заняли места попроще: начальников департаментов, консультантов министерств и проч.

Серика Ашляева пристроили в администрацию президента, Анвара Баталова - в Минтранс-ком, Ергали Булегенова - в МИД, Владимира Выскубова - в Минобороны, Валерия Громова - в Минфин... Впрочем, хватит. Картина, думается, и так ясна.

Не ясно другое. Почему простой вопрос "Каравана" - "Кто, куда и за что устроен?" - вызвал совершенно неадекватную реакцию чиновников из аппаратов сената, правительства, президента. Это оказалось тайной за девятнадцатью печатями (число государственных мужей, к которым пришлось обращаться): из приемной сената переадресовывали в свою пресс-службу, оттуда - в другую пресс-службу, оттуда - ... Чего испугались, уважаемые?

Кстати, относительно вопроса "за что?" - все до единого чинуши в 19 кабинетах были уверены, что они должны трудоустроить пришедших в негодность законодателей. Вот, к примеру, мнение консультанта пресс-службы сената Владимира Бойко:"Я так думаю, что это на основании Закона о выборах".

Ошибаетесь - исчерпывающий ответ по поводу наличия законодательной базы для такой подозрительной заботы о судьбах народных избранников дала секретарь Центризбиркома Елена Кулешова: "Кому помогли устроиться, предложили место... А кому и не предложили -так никто и не обязан никому ничего предлагать! Нет такого ни в Законе о выборах, ни в других законодательных актах.

В общем, совет новым депутатам: вы там поменьше высовывайтесь - через пяток лет сторицей вернется. Народ от вас, конечно, откажется - зато власть подберет!

 

"Караван" 10 декабря 1999 года

TNSE