Совместные слушания Подкомитетов Конгресса США по вопросам демократии в странах Центральной Азии
Выступление Кассандры Кавано, исследователя правозащитной организации Хьюман Райтс Вотч

Получено по электронной почте, 12 апреля 2000

Совместные слушания Подкомитета по странам азиатско-тихоокеанского региона и Подкомитета по международным операциям и правам человека Комитета по международным отношениям Конгресса США

Состояние демократии в странах Центральной Азии
Среда, 12 апреля 2000 г.

Кассандра Кавано
Исследователь, Хьюман Райтс Вотч, Европейское и центрально-азиатское отделение

Введение

Правозащитная организация Хьюман Райтс Вотч хотела бы выразить благодарность Председателю Беройтеру и другим членам Подкомитета за предоставленную возможность выступить на сегодняшних слушаниях. Эти слушания предоставляют возможность проанализировать не только развитие политической ситуации в центрально-азиатских странах, но и политику США в этом регионе, что очень важно в преддверии визита Государственного Секретаря в Казахстан, Кыргызстан и Узбекистан.

С 1990 г. неправительственная некоммерческая организация Хьюман Райтс Вотч следит за развитием ситуации в области прав человека в пяти бывших советских республиках Центральной Азии. Мы регулярно направляем в этот регион свои исследовательские миссии. С 1994 г. у нас есть исследователи, базирующиеся в Душанбе, Таджикистан, а с 1996 г. - в Ташкенте, Узбекистан.

Распад Советского Союза, произошедший около 10 лет назад, породил надежду, что образовавшиеся на карте мира новые независимые государства изберут для себя демократические формы правления. Пять бывших советских республик Центральной Азии сделали немало для того, чтобы разрушить эти надежды. На рубеже нового века государства Центральной Азии, некогда рассматриваемые как “страны переходного периода”, похоже, завершили переход от коммунизма к другому политическому режиму. Однако оказалось, что переход произошел не к демократии, а к авторитаризму.

США проводили в этом регионе интегрированную политику, справедливо полагая, что демократизация, экономическое развитие и стабильность неотделимы друг от друга. В настоящее время процесс демократизации в регионе забуксовал, хотя США развивают двусторонние отношения по другим направлениям, таким как экономическая поддержка и помощь в обеспечении безопасности, без привязки к политическим реформам. Краткий обзор политических результатов прошедшего года, я надеюсь, покажет, насколько тесно взаимосвязаны демократизация и стабильность в регионе, и что они должны развиваться в тандеме и с равным усердием.

Права человека в Центральной Азии: общий обзор

С 1991 по 1999 гг. государства Центральной Азии добились некоторых успехов в создании демократического антуража. Во всех странах были избраны органы законодательной власти и приняты конституции, которые провозглашают принципы суверенитета, правопорядка и разделения ветвей власти. Все страны, за исключением Казахстана, подписали Международный договор о гражданских и политических правах.

Несмотря на эти перемены, реальная демократизация идет неровно. В Таджикистане под прикрытием гражданской войны 1992 г. региональные фракции пытались сместить представителей северных регионов, которые доминировали в советское время. В результате, в 1997 г. региональные группировки поменялись, что, однако не устранило поводов для недовольства, имевшего место по адресу предшествующих фракций. Узбекистан и Туркменистан никогда не допускали ни появления критически настроенной прессы, ни формирования полноценной политической оппозиции. В Туркменистане почти все диссиденты были либо арестованы, либо были вынуждены уехать. Правительство Узбекистана запретило все виды независимой политической деятельности, как религиозной, так и светской. Оппоненты правительства были арестованы, высланы или просто “исчезли”. Отсутствие законных форм выражения глубокого социального недовольства вылилось в рост исламских группировок, которые также были запрещены правительством. Напротив, в Казахстане и Туркменистане наблюдалась некоторая свобода прессы и законодательных органов, что фактически позволило сформироваться лояльной президенту оппозиции, при этом полномочия законодательных органов постоянно сокращались президентскими указами.

С середины 1990-х гг. Хьюман Райтс Вотч постоянно отмечает неуклонное ухудшение ситуации в области прав человека, включая гражданские и политические права, во всех пяти государствах Центральной Азии. Особенно ситуация ухудшилась в течение прошлого года, когда каждое правительство попыталось остаться у власти с помощью подтасовки назначенных на тот год президентских и парламентских выборов. Хотя в разных странах степень нарушения прав человека оказалась различной, во всем регионе наблюдается серьезное ухудшение ситуации в области гарантированных во всем мире прав человека.

1999-2000: Поворотный момент

В течение всего периода, прошедшего с момента обретения независимости, международное сообщество терпеливо ждало, когда в регионе победит демократия. Миллионы долларов были направлены в регион в качестве технической помощи и для строительства демократических институтов. Парламентские выборы, назначенные в этих странах на 1999-2000 гг., и президентские выборы в Узбекистане, Таджикистане и Кыргызстане, назначенные на этот же срок, расценивались как своего рода тест на соблюдение обещаний демократических реформ. Все пять стран провались на этом экзамене, чего и следовало ожидать.

Президентские и парламентские выборы 1999 г. прошли в условиях скоординированных действий правительств, направленных на ограничение свободы слова, собраний и ассоциаций, что не позволило гражданам принять информированное решение и осуществить свободное волеизъявление в день голосования. Каждое правительство с помощью спорных методов исключило реальных претендентов из бюллетеней для голосования. Допуская вопиющие нарушения собственных законов о выборах, местные власти использовали все имеющиеся средства для продвижения кандидатов, пользовавшихся поддержкой правительства, а также для того, чтобы сорвать проведение эффективной предвыборной кампании представителями оппозиции. В довершение всего, местные и зарубежные наблюдатели документально подтвердили, как именно представители исполнительных органов власти фальсифицировали подсчет голосов во время выборов в Казахстане, Кыргызстане и Таджикистане. По мнению ОБСЕ, парламентские выборы в Туркменистане и Узбекистане были настолько бессмысленными, что даже не заслуживали присутствия полномасштабной наблюдательной миссии.

Выборы 1999 г. и начала 2000 г. сопровождались серьезными и систематическими нарушениями прав граждан. Более того, консолидация авторитарного правления в каждой из этих стран усложняет поиски путей преодоления глубокого социального кризиса, оздоровления разрушающихся экономик и отражения внешней опасности.

В Туркменистане виртуальное правительство одного человека, Президента Ниязова, усилило давление на непрочные ростки гражданского общества, особенно на протестантов и другие нетрадиционные религиозные группы. Ниязов продолжает держать в заключении некоторых оставшихся оппонентов правительства. Чтобы стать пожизненным президентом, он приказал отменить все сроки нахождения у власти.

В Таджикистане выборы проходили в атмосфере насилия при попустительстве властей, запугивания оппозиционных кандидатов и репрессий в отношении средств массовой информации. Явившееся результатом этого исключение представителей большинства оппозиционных партий из законодательных и исполнительных органов правительства не отвело угрозу хрупкому миру.

В Узбекистане правительство обвинило лидеров запрещенных оппозиционных групп светского и религиозного направления в организации февральских взрывов в центре Ташкента прошлого года. В 1999 г. тысячи их сторонников были арестованы, подвергнуты пыткам и заключены в тюрьму. Сотни уехали из страны, а некоторые вступили в вооруженные бандитские формирования, которые называют себя Исламским Движением Узбекистана в соседнем Таджикистане. В августе эти банды вторглись в соседний Кыргызстан, взяли заложников и требовали предоставления коридора в Узбекистан и освобождения несправедливо осужденных мусульман. Они возвратились в Таджикистан и, по слухам, планируют новые вооруженные акции. Только партии, имеющие государственную поддержку, получили разрешение участвовать в парламентских выборах в ноябре. Во время президентских выборов даже единственный альтернативный кандидат (лидер бывшей Коммунистической партии) согласился проголосовать за Президента Ислама Каримова. Арестов за ведение антиправительственных разговоров по надуманному обвинению в “религиозном экстремизме” в 2000 г не убавилось. Нарушения процессуальных прав, жестокие пытки, длительное содержание под стражей без связи с внешним миром, сфабрикованные судебные процессы, являются насмешкой над международными гарантиями прав человека и все более и более усугубляются.

В Казахстане правительство Президента Назарбаева просто не выполнило многих рекомендаций ОБСЕ по результатам выборов и отказалось от своих обещаний провести губернаторские выборы, данных США здесь в Вашингтоне во время встречи Совместной Комиссии в декабре. Правительство продолжает оскорблять и оказывать давление на немногие оставшиеся независимые издания, не подконтрольные семье Президента. Правительство не брезгует клеветой для закрытия независимых газет, а также организует увольнения неугодных журналистов с помощью угроз и запугивания. Все, кто выходит на улицы, чтобы выразить общественный протест, рискуют оказаться в тюрьме.

В Кыргызстане наблюдается стремительный отход к наиболее репрессивной практике соседей. Во время недавних парламентских выборов оппозиционные кандидаты были исключены из бюллетеней или устранены путем явного обмана. В условиях приближения президентских выборов, назначенных на декабрь 2000 г., Президент Акаев заключил в тюрьму своего главного конкурента, бывшего Вице-президента Феликса Кулова, а также заявил, что другой кандидат будет дисквалифицирован. В период подготовки к выборам независимые средства массовой информации и НПО подвергаются усиленному давлению, в то время как демонстранты, протестующие против обмана на выборах, арестовываются и избиваются.

Ответ США

Если 1999 год явился проверкой для центрально-азиатских стран на соответствие их действительности демократическим обещаниям, он также стал для США проверкой их политики в Центральной Азии.

С момента распада Советского Союза главным рецептом Администрации по обеспечению стабильности в регионе была поддержка демократии вкупе с оказанием помощи в области экономического развития (особенно в секторе нефтяной и газовой промышленности) и безопасности.

После выборов 1999-2000 гг. демократизация зашла в тупик. Однако это не привело к изменению взаимоотношений в других областях. Случай с Кыргызстаном наглядно показывает, как несоблюдение соответствия между всеми направлениями политики США работает против самого прогресса, которому США пытается способствовать.

Сразу после ареста Феликса Кулова, Замира Сыдыкова, известная и одна из наиболее уважаемых в Кыргызстане журналистов, опубликовала фрагменты интервью с высокопоставленным чиновником правительства Кыргызстана. Этот чиновник, советник Президента Акаева, отмел критику ОБСЕ и США по поводу нарушений в ходе выборов в Кыргызстане. В качестве главной причины для этого он указал тот факт, что Казахстан во время прошлогодних выборов тоже подвергался критике, однако страна от этого ничуть не пострадала. В дополнение этот чиновник заявил, что в то время как Госдеп США направляет в адрес Кыргызстана стрелы критики, американская помощь продолжает поступать в Кыргызстан, а это является доказательством того, что у США нет последовательной политики в отношении нарушений прав человека в регионе. Бесспорно, такая логика способствовала принятию Президентом Акаевым решения об аресте своего конкурента.

Мы пришли к выводу, что критических выступлений совсем недостаточно для того, чтобы реально что-то изменилось. Особенно, если значение этих выступлений принижается такими аспектами как возрастающий объем помощи, предоставление Эксимбанком необлагаемых налогом кредитов, поддержка деятельности международных кредитных организаций. США следует оказывать экономическую и политическую поддержку странам Центральной Азии, которая зависела бы от проведения ими реальных демократических реформ.

Однако Администрация совершенно не ставит оказание помощи в зависимость от ситуации в области прав человека. На первый план выходят военные проблемы и проблемы безопасности, что подтверждают недавние визиты в Узбекистан и Казахстан Директора ФБР г-на Фрича и Директора ЦРУ г-на Джорджа Теннета. Визит Государственного Секретаря в регион представлен как начало этих новых, “расширенных” взаимоотношений. Упорно циркулируют слухи, что все страны, которые посетит Госсекретарь, получат военную помощь в рамках программы “Сокращение коллективной угрозы”, хотя Государственный Департамент признает, что в Узбекистане систематически и открыто нарушаются основные права граждан.

Горькая ирония, как отмечают обозреватели и политологи, пишущие о проблемах региона, заключается в том, что ни полноценные рыночные реформы и развитие торговых связей, ни внутренняя и внешняя стабильность, которую США намерены поддерживать с помощью нового вида помощи, не могут быть достигнуты без демократизации и уважения законности и правопорядка.

США следует отклонить доводы центрально-азиатских государств, оправдывающие их антидемократическую практику, спекулирующие на опасности исламского радикализма и прочих угроз для безопасности как непродуктивные и придуманные для самооправдания. Граждане будут нетерпимы к экстремизму только в том обществе, где широкие слои населения чувствуют, что правительство несет за них ответственность и защищает их интересы.

Выводы

Демократизация и прогресс в области защиты прав человека в странах Центральной Азии очень важны для США не только потому, что они являются главными ценностями этой страны, но и потому, что демократизация и правопорядок необходимы для долгосрочного развития и стабильности в этом важном регионе. Хьюман Райтс Вотч призывает Конгресс дать понять этим странам, что антидемократическая практика и систематические нарушения прав человека имеют и будут иметь негативные последствия для отношениях с США.

Получено по электронной почте, 12 апреля 2000