Холодное лето 2000 года
Эл.почта, 2 августа 2000 г.
Александр Альбрехт
1.После бала
Скромность, к которой президент Казахстана призывал своих земляков в связи с его собственным 60-летием, не восторжествовала. Не получилось. Как ни хотел отказаться от шумных застолий и многословия Н. Назарбаев, все равно пришлось свозить гостей самолетами за государственный счет, поить, кормить, развлекать, дарить им подарки “на дорогу” по старому обычаю. Не могло не броситься в глаза, что из России приехали в основном “отставники” – Черномырдин, Примаков, Сосковец.
Михаил Горбачев уклонился, Аман Тулеев отказался разделить хлеб-соль. Американский президент не счел нужным телеграммку хотя бы отбить. Русский президент телеграммкой и ограничился. Зато русские артисты не подвели, во главе с Иосифом Кабзоном и спели, и пошутили от души. Но за деньги.
За огромные деньги приехал Никита Михалков. То есть, приехал он, может быть, и за свои, но увез с юбилея распоряжение президента заплатить полтора миллиона долларов за прокат в Казахстане “Сибирского цирюльника”. Деньги надлежит взять из бюджета министерства культуры. Недешево стоит любовь и уважение русского дворянина…
Конечно, не в деньгах дело. Никогда президент не скупился на торжества, особенно со своим участием, никогда не гнушался выпить с гостями, спеть, сплясать, на гармошке поиграть. А вот теперь настроения не оказалось. Потому что юбилей ознаменовался не только серией поздравительных статей, но и фейерверком скандальных разоблачений: 200 млн. долларов взяток от американских “нефтянников” 100 млн. долларов на замороженных счетах, 2 миллиарда долларов на строительстов Астаны, из которых половина ушла опять же на взятки… Кто больше? Что дальше? Где лучше?
2. Вопрос по географии
После торжеств, растянувшихся во времени и пространстве, президент отправился в отпуск не ведомо куда. В среде приближенной к власти обсуждались две версии: Иссык-Куль и Сардиния. Первая в конце концов получила подтверждение из официальных источников и поэтому верить ей никак нельзя. Потому что не было у президента Назарбаева повода и настроения ехать в поместье своего “младшего свата”. У того самого такие проблемы, что решать их приходится сходу и решительно. Одно объявление русского языка вторым государственным чего стоит! Кроме того, отношения детей явно разладились: Айдар уехал на родину, бросил “Казкоммерцбанк”, Алия отправилась за рубеж обучение продолжать. Учиться, так сказать, учиться и учиться…
На Сардинию, по мнению осведомленных людей, президент действительно собирался. Во всяком случае, именно там для него и свиты были зарезервировано 22 номера в лучшем пятизвездочном отеле. Кто из “спонсоров” был готов оплатить эту поездку, выяснится позже, как всегда выясняется с президентскими вояжами. Но факт тот, что на Сардинию Нурсултан Назарбаев с супругой не прибыли. Что говорит о провидческом даре президента. Если бы он оказался в дни, когда его главный соперник Акежан Кажегельдин был сначала задержан в Риме, а потом с почетом отпущен, то от журналистов Назарбаеву пришлось бы прятаться на дно морское.
Вместо Сардинии президент с “семьей” - в широком значении этого слова - поехал на Средиземноморское побережье Турции. Об этом можно судить по информации сотрудников алматинского аэропорта и маршрутам американских адвокатов правительства Казахстана и самого господина Гиффена. Они, как один, отправились именно туда. Никогда ранее среди адвокатом-миллионеров не было престижным отдыхать на таком экзотическом (в смысле сервиса) курорте. Можно с уверенностью говорить о том, что для президента, его окружения и советников из-за океана эти дни были полны труда. Потому что им необходимо было обсудить обстоятельства “Казахгейта” и разработать антикризисную программу.
3. Тяжелая нефть и легкие деньги
Следствие о взятках, которые из нефтяных компаний, по всей видимости, выколачивал ближайший советник президента Джеймс Гиффен, идет в США полным ходом. По подозрению в криминальном характере средств на счетах, в том числе и принадлежащих президенту, заморожено более 100 млн. долларов. Причем теперь стало известно, что заморожены они не только по распоряжению швейцарских следователей, но и по ордеру американского Министерства юстиции. Это значит, что все усилия адвокатов Казахстана на апелляции и протесты, которые были поданы в швейцарский суд, оказались безрезультатными. Теперь надо ждать окончания следствия в Штатах. А его итог спрогнозировать не трудно.
Дело выглядит следующим образом: в сговоре с президентом Казахстана и президентом “Казахойла”, лично контролирующими раздачу нефтяных концессий, некий господин Гиффен шантажировал крупные корпорации, как минимум три из них - “Мобил”, “Ексон”, “Филлипс”. Или корпорации выплачивают ему, Гиффену, десятки и сотни миллионов долларов, или не видать им бизнеса в Казахстане.
По-американски это называется “рэкет” и рэкетиры жесточайше караются тюрьмой и штрафами в трехкратном размере. Это понятно. Интересно, что компании, поддавшиеся рэкету, также подлежат уголовному наказанию и штрафам. Потому что они не имели права идти на сделку с рэкетирами, а обязаны были сообщить о шантаже в ФБР.
В сравнении с рэкетом обвинения во “взяточничество” и “отмывание денег” кажутся не такими страшными. Но и по этим статьям ведется расследование против Дж. Гиффена и его соучастников. Кто они, эти “повелители казахской нефти”, лично принимающие решение кому дать, а кому отказать, догадаться не трудно.
4. Чтоб тебе жить до смерти в Астане!
Шуточное проклятие алма-атинских чиновников, которым предстоял переезд в новую столицу, сбывается в отношении ее основателя в полной мере. Президент становится сомнительной персоной, с которой другим политикам опасно иметь не только дела, но и формальные отношения.
Его, естественно, не арестуют во время заграничного вояжа, поскольку на глав государств и правительств распространяется иммунитет в период нахождения на посту. Но и даже из этого правила допускаются исключения. Особенно американцами. Они не так давно позволили себе арестовать действующего президента Панамы генерала Нариегу и посадить его в тюрьму за пособничество наркомафии. Кто даст гарантию, что новый президент США не объявит “крестовый поход” против международной коррупции?
Судьба Нурлана Балгимбаева гораздо определеннее. Любая поездка на Запад может закончиться задержанием и неприятными допросами. Поэтому как никогда актуальным становится вопрос об организации для него иммунитета дипломатического. Еще в прошлом году МИД Казахстана зондировал почву в Вашингтоне на предмет назначения бывшего премьера послом. Но Госдепартамент недовольно скривился, а другой столицы “верный Нурлан” для себя тогда не мыслил. Тогда. Теперь же речь может идти только о посольствах в Пекине или Пхеньяне.
Первым звонком предстоящей изоляции самого Назарбаева стал отказ турецкого президента встретиться с “отдыхающим из Казахстана” и поговорить. Турция, все более последовательно готовящаяся войти в Европейский союз, стремиться в полной мере соответствовать стандартам Запада, в том числе и в отношении коррупции, отмывания незаконно нажитых капиталов и соблюдения прав человека. С любой из этих точек зрения Нурсултан Назарбаев – сомнительное знакомство.
Отстраненная позиция нового турецкого руководства по отношению к президенту Казахстана говорит еще и о том, расследование двухмиллиардной аферы со строительными подрядами в Астане турецкое правительство тормозить не собирается. Новый президент не причастен к строительному бизнесу, в частности, и бизнесу вообще. Он – юрист и
оттого сторонник неукоснительного соблюдения законов. А если его об этом еще попросят американские союзник…В Казахстане ни для кого не секрет, что крупные строительные корпорации из Турции свои контракты получили за огромные взятки. Казалось бы, сугубо внутреннее дело. Но если подтвердятся сведения римской газеты “Ла Репубблика” о том, что 2 млрд. долларов США были выплачены американскими фирмами под давлением все того же Гиффена на строительство Астаны, а половина из них по предварительному сговору была похищена, то и турецким строительным боссам придется предстать перед судом. Вот тогда они, спасая свою свободу и состояния, раскроют тайны турецких вилл казахского президента.
Но об этом позже.
(Продолжение следует)