Браться за вилы или еще потерпеть?
Казахи-переселенцы собрались на Курултай

ИА “Хабар”, 8 августа 2000 г.

Первый в республике областной курултай оралманов прошел в конце минувшей недели в Петропавловске.

Первые оралманы прибыли в Северный Казахстан из Монголии 1991 году. Сейчас число репатриантов в области составляет 4300 человек. Кроме переселенцев из Монголии - а их более 80%- этнические казахи прибывали из Узбекистана, России, Кыргызстана. Сейчас официально гражданином Казахстана является лишь каждый пятый северо-казахстанский оралман. Еще 3000 переселенцев ждут обещанного гражданства. Около 200 человек до сих пор не получили жилья. Это далеко не полный перечень проблем. Поэтому идею проведения курултая оралманы восприняли если не с воодушевлением, то, во всяком случае, с интересом. Для них - это еще одна возможность обратить внимание властей на свои проблемы. Хамитулла Мулдыкенов - один из 150 делегатов областного съезда оралманов. На родину предков он приехал в 1997 году из Узбекистана. И за прошедшие три года, несмотря на проблемы, утверждает Хамитулла, он ни разу не пожалел об этом шаге. У него есть земля и жилье. Остальное зависит от него самого, считает оралман.

- Надо работать, надо трудиться. Не надо жаловаться. Для своих детей надо жить, для своего будущего, - считает Хамитулла Мулдыкенов.

Это, пожалуй, главный вывод, который сделали для себя участники курултая. Репатриантов расселяют в отдаленных от областного центра районах, где уровень безработицы наиболее высок, и сегодня более половины из них не имеют работы. Оралманы, большинство среди которых - бывшие монгольские скотоводы, не сумевшие адаптироваться в новых условиях - редко становятся организаторами собственного дела. Поэтому на курултае была принята областная программа поддержки оралманов. Она предусматривает в основном меры по созданию рабочих мест для репатриантов.

- В течение уже этого года мы создадим базовые хозяйства для оралманов в Айыртаусском и Булаевском районах. Кроме того, мы поставили задачу, чтобы в течение двух лет каждый оралман имел землю, имел твердо рабочее место, имел жилье, - говорит Владимир Никандров, заместитель акима Северо-Казахстанской области.

Двухлетняя областная программа поддержки переселенцев готовилась при их непосредственном участии несколько месяцев. Контролировать же исполнение этого документа также будут сами репатрианты.

Среди оралманов, прибывших из ближнего и дальнего зарубежья в Жамбылскую область, немало тех, кто с успехом смог развить здесь свой бизнес. Семья Танатаровых вернулась на историческую родину из Узбекистана, открыла свое дело и обзавелась большим хозяйством.

Семья Танатаровых переехала в Казахстан несколько лет назад. Собравшись у нового домашнего очага в полном составе - семеро детей и семнадцать внуков - семья решила: их любительское занятие – прикладное искусство станет профессиональным бизнесом. От главы семейства к сыновьям перешло умение делать юрты, а дочери впитали мастерство рукодельниц с молоком матери. Первая их продукция - роскошная белая юрта с расписными коврами и украшениями - была куплена для кинофильма известного Асанали Ашимова. Именно в ней согласно сценарию хрупкие и нежные чувства Козы-Корпеш и Баян - Сулу переродились в большую любовь. Так было положено начало бизнесу Танатаровых. На всех праздниках и свадьбах их труд стал незаменимым и хорошо оплачиваемым: платили за отдельные изделия и аренду юрт.

- Сейчас в Жуалинском районе ценят нашу работу. От этой работы мозоли бывают. Но это нам приносит деньги, мы покупаем скот, часть продаем, дом купили. Все у нас свое: молоко, кефир, сметана, ничего не покупаем, все это экономит наш бюджет семейный, - рассказывает Пердегуль Танатарова.

- Дочь моя не рассказала вам еще, что мы смогли на сэкономленные деньги купить машину "Жигули". Наши женщины работают, и без мужской помощи им не обойтись. Нелегко, но наш труд оправдывается, - говорит Бексуин Танатаров, глава семейства.

Даже узкая лента требует много времени и труда. Маленькая Назира в день может выткать орнамент в две ее детские ладошки, а внучка-студентка Алтынай - полметра. Зато из-под рук уже опытной Пердегуль узоры простираются в метровую длину. В юрте их изделия - не просто украшения. Каждый бубон и так называемый бау имеют свое предназначение. К примеру, ленты служат шифоньером, а яркие гроздья из цветной шерсти поддерживают деревянную основу шанырака.

- Моя внучка-студентка Алтынай участвовала в конкурсе красоты, и она стала "мисс". И знаете, почему? Она единственная смогла спрясть шерсть в конкурсе, - рассказывает Базаркуль Кыдырбаева, хозяйка.

ИА “Хабар”, 8 августа 2000 г.


Примечание ИАЦ “Евразия”
“Оралман” - буквально с казахского “возвращенец”. Термин введен для обозначения этнических казахов вернувшихся в Казахстан после обретения независимости. Главным образом возвратились казахи из Монголии, Узбекистана, Афганистана. Расселяли “оралманов”, видимо из соображений национальной безопасности”, в том числе и в районах преимущественного проживания русского населения – в Северных областях Казахстана.