Для политических оппонентов двери здесь закрыты
Правительство не должно относиться к оппозиции как к своему врагу

"Файнэншнл Таймс" (Лондон), 11 декабря 2000 года

Дэвид СТЕРН

Проснувшись одним мартовским утром, три активиста политической оппозиции Казахстана начали собираться на разрешенную властями демонстрацию. Подобная демонстрация - довольно редкое явление для этой бывшей советской республики, население которой составляет 15 миллионов человек.

Однако все эти три человека не смогли выйти из своих квартир, так как ночью двери их квартир были зацементированы. Об этом происшествии сообщили телевидение и ряд демократических организаций.

По мнению представителей международных правозащитных организаций, подобного рода "дружеская шутка", как назвал эту выходку один западный чиновник, представляется совсем не смешной, если посмотреть на нее с точки зрения постоянно ухудшающейся ситуации в области демократии и прав человека в Казахстане.

Вокруг же самой демонстрации, которая должна была состояться в Алматы накануне прибытия в страну Госсекретаря США Мадлен Олбрайт, также разгорелись страсти. Целью демонстрации было привлечь внимание к проблемам соблюдения прав человека и вопросам безопасности в странах Центральной Азии.

Татьяна Дельцова, одна из популярных тележурналистов страны, была уволена с работы за репортаж о зацементированных дверях деятелей оппозиции.

Как объяснили руководители канала, она была освобождена от занимаемой должности по причинам личного характера, однако западные наблюдатели связывают ее увольнение именно с этем выпуском новостей. За несколько дней до другого митинга другого еще одного члена оппозиции, Сергея Бондарцева, выволокли из интернет-кафе и жестоко избили.

Наблюдатели утверждают, что, начиная с 1996 года, политическая ситуация в Казахстане не перестает ухудшаться. Из всех республик бывшего Советского Союза эта страна подавала очень большие надежды в отношении построения гражданского общества. Теперь же о ней все чаще говорят как о стране "идущей ко дну демократии".

Выход в свет оппозиционных газет сопряжен здесь с рядом трудностей, зачастую они вынуждены искать возможности быть напечатанными за рубежом.

Власти блокируют доступ по сети Интернет к независимым веб-сайтам, например таким, как сайт, связываемый с именем бывшего премьер-министра Акежана Кажегельдина - главного политического оппонента президента Нурсултана Назарбаева.

Ни президентские, ни парламентские выборы, состоявшиеся в прошлом году, не способствовали воскрешению веры в демократическое будущее страны.

Для достижения своих целей президент Назарбаев не раз прибегал к сомнительным методам - сначала он перенес дату проведения выборов, потом отстранил Акежана Кажегельдина, в настоящее время проживающего в изгнании в Лондоне, от участия в выборах. В результате Нурсултан Назарбаев был переизбран на новый семилетний срок 80 процентами голосов.

Парламентские выборы ничем не отличались от президентских. По мнению международных наблюдателей, более половины членов нижней палаты парламента, Мажилиса, не были бы избраны, будь эти выборы свободными и справедливыми.

"Правительство должно относиться к политической оппозиции не как к врагам, а как к оппонентам", - подчеркивает один из чиновников ЕС. В то же время оппозиция, сконцентрированная главным образом вокруг Кажегельдина, остается еще довольно слабой.

Акежан Кажегельдин, возглавлявший правительство в 1994-97 гг., по-прежнему раздражает власти. На него охотятся в стране, чтобы предать суду по целому ряду обвинений, включая уклонение от налогов, отмывание денег и незаконное владение собственностью за рубежом.

Он отвергает все эти обвинения. В июле по запросу казахстанских властей он был задержан в аэропорту г. Рима, однако вскоре был отпущен.

Другие же считают, что бывший премьер-министр мазан тем же миром, что и остальные члены правительства. В нем ищут причину экономических трудностей, приписывают такое же участие в коррупции, и ставят под сомнение его способность апеллировать к широкому электорату.

Руководство Казахстана заявляет, что в стране строится открытое и демократическое общество, но своим собственным путем. В начале этого года премьер-министр Казахстана Касымжомарт Токаев заявил следующее: "Мы принимаем критику от наших партнеров, но за один день построить демократию невозможно", и затем: "Странам Запада понадобились для этого долгие годы, поэтому за 8 лет это абсолютно невозможно".

В то же время президент начинает выказывать открытое неповиновение. "Как я уже говорил г-же Олбрайт во время ее визита в нашу страну, мы не станем, задрав штаны, бежать за США. Мы не приемлем никакой критики по поводу демократии или нашей внутренней политики", - сказал президент спустя непродолжительное время после встречи с Госсекретарем США.

Некоторые наблюдатели сходятся во мнении, что бессмысленно ожидать демократии западного образца от страны, которая только совсем недавно обрела независимость и которая практически не имеет никакого понятия о представительном правлении.

Они также считают, что в сравнении с другими странами региона Казахстан ведет себя довольно мягко в отношении своих политических противников. "В этой стране никто не подвешивает людей вниз головой", - говорит один из высокопоставленных западных дипломатов.

Вероятно, наиболее серьезные политические проблемы ожидают Казахстан тогда, когда Нурсултан Назарбаев, которому уже исполнилось шестьдесят, решит, наконец, уйти в отставку. В июне лидеру Казахстана были предоставлены пожизненные привилегии, в том числе право после своей отставки участвовать в работе правительства, а также гарантии неприкосновенности в отношении любого судебного преследования.

Однако Назарбаев не выказывает признаков пошатнувшегося здоровья, Также не похоже, чтобы он хотел покинуть занимаемую должность. Он уже намекнул о своем желании остаться на третий семилетний срок, когда в 2006 г. его полномочия истекут. Однако на пути этого желания может встать конституция. Назарбаев также пользуется популярностью у большинства населения.

Тем не менее, наблюдатели уже начали обсуждать кандидатуры его возможных преемников. Наиболее часто упоминается имя зятя Назарбаева, заместителя главы КНБ Рахата Алиева, однако никакой реакции в этой связи со стороны президента пока не последовало.

Опасения по поводу хаоса пост-назарбаевского периода, даже при наличии провозглашенного преемника, все же остаются. "Правительство, которое столь сильно сопротивляется демократическим реформам, никогда не будет стабильным", - подчеркивает один западный эксперт.

"Файнэншнл Таймс" (Лондон), 11 декабря 2000 года