Тайны русского газа
"Трактебель" пойман на переговорах с мафией

Ле Суар, Брюссель, февраль 2000.

Президент Казахстана назначил своим представителем на переговорах с "Трактебелем" известного мафиози. Бельгийская энергетическая компания пошла на переговоры, несмотря на то, что скандал под названием "Казахгейт" находится в полном разгаре.

Для того, чтобы как-то распутать отношения с Казахстаном, где "Трактебель" втянут в малорентабельные финансовые операции, компания на протяжении двух с половиной месяцев участвовала в переговорах, и это - несмотря на то, что "Трактебель" обожглась на "Казахгейте" и связанных с ним расследованиях. (Скандал с взяткой в 55 млн. долларов, данной "Трактебелем" трем казахстанским бизнесменам - Машкевичу, Ибрагимову и Шодиеву. Примечание переводчика). Компания попала в этот скандал в июле. Но "Трактебель" продолжает связываться с подозрительными личностями, он вынужден "крутиться", чтобы хоть как-то вернуть вложения в Казахстан. Почему? Это может показаться бредом, но "Трактебель" не имел другого выхода.

Григорий Лучанский начиная с осени 1996 г. объявлен в Израиле одним из 35 "мафиозных русских", которым закрыт въезд в страну. Он взят на учет израильской разведкой "Моссад" как торговец оружием, принадлежащим к русской мафии. Бельгийская госбезопасность связывает его имя с "Солнцевской преступной группировкой" Михайлова (Михася). Компания "Нордекс", принадлежащая Григорию Лучанскому, в частности, подозревается в поставках баллистических ракет в Ирак, через Северную Корею и Украину в начале 90-х годов.

Очевидно, что Лучанский, который в свое время неудачно пробовал свои силы на рынке золота в Казахстане и был изгнан откуда в начале прошлого десятилетия премьер-министром, захотел заново обосноваться в этой стране. Он собирается вернуться туда на этот раз в качестве деятеля российского газового рынка.

Тайна русского газа

На рынке русского сырья теперь уживаются вместе официальная российская структура Газпром и структура, скажем, "паразитическая", которая существует при нем и находится под весьма выгодным покровительством большой мафиозной московской Семьи. Эта компания называется "Итера" и управляется неким Игорем Макаровым. Макаров известен в Бельгии по махинациям с поддельными дипломатическими удостоверениями личности, проданными ему подкупленным работником Министерства иностранных дел Бельгии. Это дело ведется следственными органами департамента Ипр.

Лучанский и Макаров возобновили контакт с казахским президентом в нынешнем июле, а тремя месяцами позднее 15 октября 1999, Лучанский связался с Пьером Боке, менеджером компании Трактебель, ответственным за центрально-азиатский регион. Лучанский предложил провести переговоры...

Боке знал, кто такой Лучанский, и удивился, когда услышал, что он уполномочен "Газпромом" и казахской администрацией на переговоры с "Трактебельем". Невероятно, но это факт: Казахстан назначил своим представителем человека, которого в Соединенных Штатах и Европе считают торговцем оружием!

Несмотря на очевидную угрозу имиджу компании, "Трактебель" решает пойти на переговоры, но конфиденциально. Целью "Трактебеля" является вывод всех своих "газовых" инвестиций из Казахстана.

Подлинность полномочий Лучанского на ведение переговоров может подтвердить, по крайней мере, один официальный источник - прокуратура Женевы. 20 октября 1999 г. следователь финансового отдела прокуратуры Женевы "перехвати" Лучанского, когда тот направлялся на встречу с представителем "Трактебеля" и в женевском отеле. Следователю удалось "бросить взгляд" на документы, которые нес Лучанский. Из них следовало, что он действительно представлял "Газпром" и должен был вести переговоры с "Трактебелем". Боке и Лучанский встретились в Женеве 21 октября, потом еще раз в ноябре в более широком кругу в Москве.

На встрече с людьми "Газпрома" Пьер Боке поднял вопрос о том, что если "Трактебель" и может продать свои 55 % акций в предприятии, занимающимся транзитом газа в Казахстане, то ничего не сможет сделать с тем, что преимущественное право покупки этих акций принадлежит другим акционерам, в данном случае - компания "Кальвертон", в которую входят американские инвеститоры и "казахское трио". Это "трио" является причиной первых судебных неприятностей "Трактебеля" в Бельгии.

Об этом первом деле представители "Трактебеля" решительно не хотят ничего говорить. Известно, что правительство Казахстана взялось решить эту проблему. Но, очевидно, что приемлемый для всех участников результат в этих переговорах достигнут не будет.

Препятствие Аферинос

Вопрос был снова поднят в начале декабря прошлого года в кулуарах заседания Совета иностранных инвесторов в Казахстне. В эту ассамблею входят двенадцати наиболее крупных инвеститоров в Казахстане, в том числе и "Трактебель".

Противодействие акционеров, относящихся к меньшинству, оставалось весьма упорным. Общая линия переговоров, подтвержденная "Трактебелем" письмом к президенту Назарбаеву от 8 декабря 1999 г., проста: "Трактебель" продает "Газпрому" свою долю "трансгаза", партнеры, имеющие меньшее количество акций, продают свою долю вновь создающейся казахской национальной компании, а "Трактебель" добивается разрешения на повышение тарифов на электроэнергию в Алма-Ате. Таким образом, наконец, деятельность Трактебель в Казахстане может стать рентабельной.

Увы, этим благим начинаниям никогда не суждено сбыться, поскольку они решительно не имеет успеха в Нью-Йорке. Компания "Кальвертон" требует прекращаения судебное дело против бывшего вице-президента "Трактебеля" Афериноса. Это топ-менеджер украл в "Трактебеле" несколько миллионов долларов, против него 10 ноября 1999 г. компанией был подан иск. Отчего такая забота компании "Кальвертон" об Афериносе? Дело в том, что покинув "Трактебель", Аферинос быстро нашел свое место в ...компании "Кальвертон". Это условие для "Трактебель" совершенно неприемлемо. Казахские партнеры, которые смогли бы согласовать увеличение тарифов для "Трактебель", в данном случае ничего предпринять не могут.

Попытка коррупции

Одним словом, соглашение под угрозой. Известно, что 28 декабря 1999 г. в Москве, в помещении компании "Итера", в отсутствие всех представителей "Газпрома", Лучанский и Макаров последний раз (насколько нам известно) вели обсуждение с делегацией "Трактебель". В ходе частной беседы Пьеру Боке была предложена взятка в 7 миллионов долларов (280 миллионов франков), чтобы добиться его содействия в окончании торговли "Трактебель" - "Итера". Он от нее отказался.

Ле Суар, Брюссель, 16 февраля 2000.