Президент и его советник
Департамент юстиции США расследует дело о перекачке денег по каналу Большая Нефть - Центральная Азия

"Ньюсуик", 2 июля 2000

Стив ЛЕВАЙН и Билл ПАУЭЛЛ

Для американцев существовало всего 16 мест, где мог бы состояться последний государственный обед из проведенных когда-либо в Советском Союзе. Стоял июль 1991, и Михаил Горбачев принимал тогдашнего Президента Джорджа Буша на блестящем приеме в Кремле. В основном, все гости были знамениты, а имена приглашенных известны заранее: жена Джорджа Буша, Барбара; Госсекретарь Джеймс Бейкер и советник по национальной безопасности Брент Скоукрофт. Особняком стоял лишь один из присутствовавших на обеде— никому неизвестный бизнесмен по имени Джеймс Гиффен.

Тем вечером Гиффен попал на этот обед благодаря покровительству влиятельного советского чиновника, одного из высших руководителей Коммунистической партии из Казахстана, составлявшей союз 15 советских социалистических республик. Его звали Нурсултан Назарбаев. Эти два человека занимались организацией сделки, которая позволила бы "Шеврону", американскому нефтяному гиганту, вести разведку на нефтяном месторождении Тенгиз в Казахстане. Несколькими днями ранее, Назарбаев спросил Гиффена, не нужно ли тому что-нибудь. "Да", - ответил Гиффен, - "Не могли бы Вы провести меня на этот обед?". Назарбаев заколебался, и Гиффен поспешил уверить его, что это в самом деле не так важно. Позже, как вспоминает Гиффен, ему показалось, что Назарбаев воспринял этот инцидент как личное оскорбление - вызов его способности устраивать дела. "Я сказал, что это будет нелегко," - сказал ему Назарбаев. "Но я не говорил, что я не могу этого сделать". Таким образом Гиффен, сын торговца мужским платьем из Стоктона штата Калифорния, обедал тем вечером с двумя наиболее могущественными людьми в мире.

Весьма доходные отношения, установившиеся между этим бизнесменом и Назарбаевым, нынешним президентом независимого Казахстана, и являются предметом расследования Департамента юстиции США. Несколько недель назад правительство США начало подозревать, что Гиффен, официальный советник Назарбаева, мог преступить Закон об иностранной коррупционной деятельности, а также Положение о рэкете. Департамент расследует вопрос, не направлял ли он десятки миллионов долларов трех американских нефтяных компаний, а именно "Мобил" и филиалов "Филипс Петролеум" и "Амоко", в карманы высокопоставленных должностных лиц Казахстана "или членов их семей", включая Назарбаева.

Чиновники Департамента юстиции не уточняют, являются ли сами нефтяные компании предметом проводимого расследования. Однако "Ньюсуик" стало известно, что одна из компаний - "ЭксонМобил" - сотрудничает с ФБР, которое ищет дополнительные доказательства. Расследование сосредоточено на бесконтрольном ведении дел на новых рубежах нефтедобывающей промышленности. В ходе расследования также может быть поднят вопрос, не игнорировала ли администрация Клинтона разгул коррупции в странах бывшего Советского Союза намеренно, чтобы спасти свою политику в этом регионе. Гиффен, который управляет частным торговым банком в Нью-Йорке "Меркатор Корп.", отказался от комментариев. Его поверенный, Марк МакДугалл из вашингтонской юридической фирмы "Эйкин, Гамп, Страусс, Хауэр и Фельд" заявил, что "компания "Меркатор" имеет давние официальные связи с Республикой Казахстан и представителями нефтяной промышленности страны. Хотя все эти операции очень сложны, все они тщательно документировались и совершались абсолютно открыто для каждого участника. Мы не сомневаемся, что когда будут проанализированы все обстоятельства этого дела, станет ясно, что компания "Меркатор" действовала в рамках закона". Компания "Амоко", теперь принадлежащая "Бритиш Петролеум", также отрицает любое участие в незаконных операциях, а "Филипс" отказалась от комментариев.

Если расследование завершится обвинительным заключением, а на данный момент это большой вопрос, это станет первым случаем возбуждения дела против американской фирмы, ведущей дела на территории бывшего Советского Союза, на основании Закона о Акта о коррупционной деятельности. Дело Гиффена берет начало в Швейцарии, где прокуратура занимается расследованием отмывания денег высокопоставленными чиновниками бывших советских республик. Ранее в этом же году Швейцария предоставила Вашингтону информацию о переводах значительных сумм из американских банков в швейцарские, осуществляемых под контролем Гиффена. В ответ Министерство Юстиции США 12 июня направило в Швейцарию формальный запрос о предоставлении более подробной информации. В документе, попавшем в распоряжение "Ньюсуик", приводятся подробные ссылки на то, что три компании выплатили более 65 млн. долларов США оффшорным нефтяным компаниям, и что деньги поступили на счета, предположительно находящиеся под контролем Гиффена. Из этой суммы около 35 млн. долларов США отошли к трем нынешним и бывшим казахстанским чиновникам, в том числе Президенту Назарбаеву. Посольство Казахстана в Вашингтоне не отвечает на звонки из "Ньюсуик".

Расследование не лишено политической окраски. Новое дело ставит вопрос о ключевой цели внешней политики Администрации Клинтона: оградить контроль за месторождениями нефти и газа в таких странах как Казахстан и Азербайджан от имперских устремлений России. Американским нефтяным компаниям отводится главная роль в осуществлении этой цели. Администрация надеется с их помощью получить права на разработку месторождений и строительство нефтепровода для транспортировки нефти на западные рынки. Если выяснится, что для достижения этой цели миллионы были истрачены на взятки, критика в адрес Эла Гора резко возрастет.

В данный момент юридические пути сошлись на Гиффене. В течение ряда лет он был главным теневым брокером власти в Москве, а позднее в Казахстане. Гиффен, которому сейчас 59, из простой семьи, не тяготится своим благосостоянием. Молодым человеком он женился на правнучке Гарри Хопкинса, доверенного лица Франклина Рузвельта. Гиффен работает в прекрасно оборудованном офисе в Манхэттене, каждый день носит темно-синий костюм, рубашку пастельного цвета с белым воротничком, золотые запонки и часы на браслете. Его офис – место поклонения Назарбаеву и собственному успеху. На стенах офиса висят фотографии Президента Казахстана и Гиффена в обществе других бывших советских лидеров, в том числе Михаила Горбачева. Дом Гиффена находится по соседству с полем для гольфа, куда в качестве члена клуба он с гордостью приводил Назарбаева.

Гиффен стал важным советником Назарбаева в 1995 г. Он способствовал лишению нечистого на руку нефтяного промышленника по имени Джон Деусс контрольного пакета акций нефтепровода, который был предназначен нести казахскую нефть к Черному морю. С тех пор за Гиффеном закрепилась прочная репутация проницательного - и жесткого - дельца. Он разработал для Казахстана стратегию переговоров по продаже концессий на разработку месторождения Кашаган в Каспийском море, которое может оказаться крупнейшим месторождением, открытым в последние десятилетия.

Связи с Казахстаном упрочили его благосостояние. Только месторождение Тенгиз - контракт, который Гиффен 10 лет назад помог заключить с Назарбаевым и Горбачевым, приносит ему 7,5 центов с каждой добытой баррели. В прошлом году его доход составил 5 млн. долларов США. Сейчас же, по словам близких друзей, его интересуют не деньги, а его статус и возможность оказывать влияние на власть предержащих как дома, так и за границей. Гиффен надеялся стать основоположником ведения бизнеса в сложнейших условиях и фактически достиг своей цели. Сейчас же он должен или опровергнуть подозрения Департамента юстиции или стать символом совсем другого рода, а именно коррупции, которая определяет способ ведения дел в бывшем Советском Союзе.

"Ньюсуик", 2 июля 2000