Билл Такер, Тэрри Кинан и Дарин Каган о деле Джеймся Гиффена
Эта история может стать сюжетом для фильма о Джеймсе Бонде

Текст репортажа Си-Эн-Эн, 3 июля 2000

... ТАКЕР: Компания "ЭксонМобил" подтвердила Си-Эн-Эн, что Департамент юстиции США ведет расследование по делу о деятельности американского финансового консультанта. Должностные лица подозревают, что Джеймс Гиффен направлял средства крупных нефтяных компаний высокопоставленным правительственным чиновникам Казахстана с целью обеспечить участие в разработке нефтяных месторождений в этой бывшей советской республике.

Китти Пилгрим занималась изучением этой проблемы и сейчас поделится с нами последними новостями. Фактически, эта история началась уже довольно давно. КИТТИ ПИЛГРИМ, КОРРЕСПОНДЕНТ СИ-ЭН-ЭН: Да, я следила за этими событиями начиная с 1991г. Я видела месторождения, о которых идет речь. Это одно из наиболее важных со стратегической точки зрения месторождений во всем мире.

Наши зрители могут сказать, что они практически ничего не знают об этом регионе - это район Тенгиз в Казахстане. Но если вы вспомните последний фильм о Джеймсе Бонде "Мира недостаточно", там речь идет практически о таком же трубопроводе и в том же самом регионе.

Но одно дело вымысел, а другое дело - реальность. Вот как это выглядит. Нефть залегает в районе Каспия. И вплоть до 1991 эти ресурсы были поделены между Советским Союзом и Ираном. Однако начиная с момента, когда распался Советский Союз, в игру вступили Азербайджан, Казахстан и Туркменистан, и они хотят свою часть нефтяных богатств.

Крупные американские нефтяные компании желают перехватить эту нефть и вступили в конкуренцию за контракты. Одним из главных советников правительства Казахстана является Джеймс Гиффен - человек, который на протяжении многих лет являлся посредником при заключении сделок в этом регионе. Он возглавляет Нью-йоркскую корпорацию "Меркатор".

Сейчас правительство разбирается, являлся ли Гиффен организатором операций, по которым около 35 миллионов долларов были выплачены через подставные оффшорные компании должностным лицам Казахстана. Платежи могли предназначаться руководителям самого высокого ранга и один из них - Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.

Согласно документу Департамента юстиции, который попал в распоряжение журнала "Ньюсуик", а также по нашим данным, три американских нефтяных компании - Мобил, Амоко и филиалы Филипс Петролеум - могли уплатить 65 миллионов долларов этим оффшорным компаниям, контролируемым Гиффеном.

Теперь Гиффену может быть предъявлены обвинения в нарушении Закона об иностранной коррупционной деятельности и Положения о рэкете, поскольку это действительно противозаконно для американской компании давать взятки иностранным должностным лицам для получения контракта.

ТАКЕР: Хорошо, а не делает ли все это бесполезным вопрос о стабильности? Этот регион никогда не был чист от коррупции. Китти, насколько я понимаю, в течение продолжительного времени у этого региона складывалась определенная репутация, и она фактически ставит Казахстан в ряд чрезвычайно коррумпированных стран. Это означает, что если вы хотите заниматься там бизнесом, вам придется платить правительственным чиновникам.

ПИЛГРИМ: Конечно, мы без конца слышим о фактах коррупции среди различного рода чиновников многих стран, некогда составлявших Советский Союз. Это не первый случай такого явления, Билл.

ТАКЕР: Верно.

ПИЛГРИМ: Конкурентная борьба за этот нефтепровод очень сильна, и Вы видите, что многие крупные нефтяные компании и некоторые зарубежные фирмы отчаянно сражаются за право получить доступ к этой нефти. И в этих обстоятельствах кто знает, что может случиться? История только начинается.

ТАКЕР: Это такая история, которая может стать сюжетом для фильма о Джеймсе Бонде.

ПИЛГРИМ: Абсолютно верно.

ТАКЕР: Спасибо, Китти.

Текст репортажа Си-Эн-Эн, 3 июля 2000