Борьба в Казахстане послужила искрой для американского расследования
Что навело международное расследование на след незаконных платежей?

"Уолл Стрит Джорнэл", 5 июля 2000

Штатные корреспонденты "Уолл Стрит Джорнэл" Хью ПОУП из Стамбула и Дэвид КЛАУД из Вашингтона

Борьба за власть в Казахстане, по-видимому, стала тем обстоятельством, которое и навело международное расследование на след незаконных платежей - того самого дела, которым сейчас занимается Департамент юстиции США. Целью этого расследования является установить, не занимался ли американский консультант по финансовым вопросам незаконной перекачкой денег со счетов нефтяных компаний США на счета лидеров Казахстана.

"Швейцарские следователи в Женеве натолкнулись на глухую стену сопротивления внутри страны. Власти кантонов [провинций] имеют право по собственному усмотрению не раскрывать "тайну вкладов", - говорит юрист, знакомый с существом дела. Таким образом, женевские следователи решили обойти кантональные власти с фланга, направив в США официальный запрос на предоставление информации. В 18-страничном документе Департамента юстиции подтверждается, что данные, которые швейцарские следственные органы "сочли необходимым передать" США в феврале и апреле, дали американским властям основания для открытия следствия по этому делу.

Из американского документа следует, что Швейцарией уже "начато уголовное расследование по факту отмывания денег против нескольких лиц, и среди них - Акежана Кажегельдина, бывшего премьер-министра Казахстана." Это следствие было начато на основании официального запроса, поступившего от правительства президента Нурсултана Назарбаева и бывшего премьер-министра Нурлана Балгимбаева. Однако данные, которыми располагает следствие, свидетельствуют о том, что денежные средства гораздо чаще направлялись гг. Назарбаеву и Балгимбаеву, чем г-ну Кажегельдину, говорится в документе Департамента юстиции.

Бертран Броссар, генеральный прокурор г. Женевы, ответственный за швейцарское расследование, не оспаривал такой взгляд на развитие событий. Однако в телефонном интервью он сказал: "Вопрос не ко мне. Это такое расследование, которое не подлежит разглашению."

В документе Департамента юстиции говорится, что США ведет расследование по делу о деятельности американского финансового консультанта Джеймса Гиффена, подозреваемого в перекачке на счета высокопоставленных должностных лиц Казахстана почти 60 из 115 миллионов долларов, переведенных на номерной счет в швейцарском банке отделениями крупных нефтяных компаний, включая "Филипс Петролеум" и бывшие корпорации "Мобил" и "Амоко". На данный момент ни нефтяные компании, ни должностные лица Казахстана не являются объектами расследования. Г-н Гиффен отказался прокомментировать эти сообщения. Его адвокат сказал: "Мы уверены, будет доказано, что все делалось [фирмой г-на Гиффена] в рамках закона."

Вчера, посетив оффшорную буровую платформу месторождения Кашаган в Каспийском море, г-н Балгимбаев, глава государственной нефтяной компании "Казахойл", заявил, что он не брал этих денег. Как передает российское информационное агентство Интерфакс, этот 52-летний нефтяной промышленник заявил следующее: "Я могу сразу сказать вам, что я чист. Я гарантирую вам это."

Президент Назарбаев, также посетивший буровую платформу, никак не прореагировал на проводимое расследование. Вместо этого, сообщения казахской прессы были полны высказываниями г-на Назарбаева о том, что Кашаган "в несколько раз " превысит размеры Тенгиза, крупнейшего нефтяного месторождения Центральной Азии. 60-летний президент также заявил, что нефть будет "легкой и чистой". Между тем, по словам представителя оффшорного консорциума, инженеры пока не начали тестирование испытательной скважины. "Мы разделяем надежды правительства, и надеемся, что через месяц сможем разделить и их воодушевление," - заявил этот представитель.

Г-н Балгимбаев отметил, что причиной для расследования, проводимого Департаментом юстиции, могло стать то, что "кому-то не дает спать " Кашаган, в котором содержится, по его словам, более 50 миллиардов баррелей нефти (семь миллионов тонн). Или же, продолжил он свою мысль, это "как-то связано с президентскими выборами в США," или с тем, что "кто-то не может смириться с тем фактом, что Россия и Казахстан вошли в новую стадию своих отношений после избрания президентом Владимира Путина."

Г-н Балгимбаев также сказал, что основой для этой полемики могли стать сообщения, распространяемые бывшими гражданами Казахстана, на которых уже заведены уголовные дела - явный намек на своего самого яростного конкурента, Акежана Кажегельдина, которому США в последнее время оказывали публичную поддержку.

Г-н Кажегельдин, человек, который после распада Советского Союза сделал себе состояние на металлоломе и добыче угля, внезапно в 1994 был поставлен Назарбаевым на пост премьер-министра. Правительство Кажегельдина провело реформу законодательной базы и сбило инфляцию с ежегодных 2,265 % в 1993 г. до около 20 % в октябре 1997 г., когда Назарбаев уволил его и заменял г-ном Балгимбаевым.

В отличие от гг. Назарбаева и Балгимбаева, которые, как свидетельствует документ Департамента юстиции, получали деньги от всех трех описанных в нем сделок, г-н Кажегельдин упомянут в нем только один раз. В документе говорится, что его "ближайшие родственники" получили часть денег из тех 62 миллионов долларов, которые были переведены отделениями компании "Амоко" в марте 1997 на номерной счет швейцарского банка в Нью-Йорке, и из которых 29 миллионов были впоследствии переведены г-ном Гиффеном должностным лицам Казахстана.

Сторонники г-на Кажегельдина утверждают, что президент Назарбаев направил деньги ему и членам его семьи в попытке скомпрометировать бывшего премьер-министра и подорвать его реформистские и политические устремления. По их словам, 9 июля 1997 г. на его счет в швейцарском банке действительно поступили 6 миллионов долларов. Однако они предъявили "Уолл Стрит Джорнэл" документы, свидетельствующие о том, что 16 июля деньги были возвращены отправителю, компании "Ховлон Трейдинг".

Согласно данным, которыми располагает Департамент юстиции, некоторые денежные переводы делались "подставной компанией, управляемой Гиффеном и зарегистрированной на Британских Виргинских Островах. По словам Лайзы Пенн, чиновника по регистрации компаний на Британских Виргинских Островах, компания под названием "Ховлон Трейдинг" была образована в 1995г. на Британских Виргинских Островах и она "вполне платежеспособна". Никакой другой информации в обычном порядке получить не удалось.

В том же самом июне 1996 г., когда тогдашний премьер-министр Кажегельдин открыл счет в Лугано (Швейцария), им также было предоставлено г-ну Гиффену "право на ограниченный доступ к информации". Адвокат г-на Гиффена заявил вчера следующее: "Пусть г-н Кажегельдин и его коллеги дают объяснения относительно его оффшорных корпораций и банковских операций в Швейцарии, если такие объяснения существуют."

Сторонники г-на Кажегельдина подтвердили, что в конечном итоге 6 миллионов долларов оказались на счете, управляемом зятем г-на Кажегельдина, но не смогли объяснять как или почему это случилось. "По иронии судьбы эти деньги были использованы на поддержку действий Кажегельдина по реформированию правительства и его политического движения," - сказал Чарльз Бот, адвокат из Вашингтона, который в течение последних двух лет представляет интересы г-на Кажегельдина в США.

В интервью, которое он дал в Нью-Йорке в марте, г-н Кажегельдин предсказал ожидающие впереди трудности. "Режим говорит всем: "подождите еще немного, и наступит рай" в виде доходов с нефти, сказал он. "Рай не наступит, а вот люди разучатся работать .... а если даже и наступит, то в условиях отсутствия демократии все деньги осядут у пары-тройки молодцов."

Статья написана при участии Майкла Вильямса.

"Уолл Стрит Джорнэл", 5 июля 2000