Органы правосудия расследуют деятельность посредника
"Нэшнл Джорнэл", 8 июля 2000
Питер Г. СТОУН
Когда президент Казахстана Нурсултан Назарбаев приезжает в Соединенные Штаты, Джеймс Г. Гиффен, нью-йоркский банкир и главный советник этой богатой нефтью страны, неизменно находится рядом с ним.
Вот, например, 17 декабря прошлого года Гиффен устроил для Назарбаева обед в фешенебельном ресторане Нью-Йорка, на котором присутствовали несколько руководителей высшего ранга из разных нефтяных компаний и несколько вашингтонских лоббистов. Несколькими днями позже Лу Ното, исполнительный директор и вице-председатель корпорации "Эксон Мобил", дал обед в честь Назарбаева, которого опять-таки сопровождал Гиффен. Обед проходил в штаб-квартире нефтяного гиганта в Фейрфаксе, Вирджиния. В начале 1999г., когда Назарбаев прибыл в Вашингтон для участия в праздновании юбилея НАТО, при нем также был вездесущий Гиффен.
Гиффену сейчас 59 лет. Это человек, к которому часто применяют такие эпитеты как "дерзкий" и "неоднозначный", а на K Стрит и в кабинетах компаний он имеет репутацию человека, с которым нужно посоветоваться, если компания хочет продвинуться на казахстанский рынок.
"Всем было известно, что если вы хотите делать бизнес в Казахстане, вам придется пройти через Гиффена," - говорит один из вашингтонских лоббистов, хорошо знакомый с ситуацией в области каспийской нефти. У корпорация Гиффена под названием "Меркейтор" есть офисы в Нью-Йорке и Казахстане, где у богача Гиффен также имеется дом, в котором он проводит немало времени.
Но теперь роль Гиффена как исключительного посредника является предметом всестороннего расследования, которое ведет Департамент юстиции по делу о сомнительных переводах десятков миллионов долларов с банковских счетов трех американских нефтяных компаний на счета в Швейцарии. Следователи подозревают, что швейцарские счета контролировались Гиффеном и использовались для переправления денег Назарбаеву, а также другим нынешним и бывшим должностным лицам Казахстана и членам их семей.
Расследование, о котором первым сообщил журнал "Уолл Стрит Джорнэл", все еще находится на предварительной стадии. В центре его внимания переводы более 65 миллионов долларов, которые делались течение 1997 и 1998гг.. Органы правосудия тщательно изучают многомиллионные платежи, производившиеся филиалами трех американских нефтяных компаний - бывшей корпорацией "Амоко", бывшей корпорацией "Мобил", а также компанией "Филипс Петролеум", которые в недавнем прошлом вели переговоры об участии в разработке нефтяного месторождения Кашаган в Казахстане.
Задачей расследования, проводимого Департаментом юстиции является доказать, не являлась ли деятельность Гиффена по перекачке платежей нарушением Закона об иностранной коррупционной деятельности, а также других законов. Этот закон предусматривает наказание за дачу взяток за рубежом для получения контрактов. Органы правосудия работают в сотрудничестве со швейцарскими властями, у которых также в производстве есть собственное расследование.
Пока не известно, являются ли нефтяные компании потенциальными объектами этого расследования. По словам представителей компании "Эксон Мобил", они "активно помогают" расследованию. Компания "Амоко", которая теперь принадлежит "Бритиш Петролеум", заявила, что компанией не нарушались никакие законы
. По словам "Филипс", должностные лица Департамента юстиции к ним не обращались.В заявлении адвоката Гиффена, Марк МакДугалл из "Эйкин, Гамп, Страус, Хауэр энд Фолд" говорится, что Гиффен не был поставлен в известность о проводимом расследовании. В нем также говорится, что у компании "Меркейтор" существуют "официальные отношения с Республикой Казахстан и представителями нефтяной промышленности этой страны", и выражается уверенность в том, что "будет доказано, что компания действовала в рамках закона". Адвокатская контора, которая и раньше представляла интересы Гиффена, начиная с середины 1990ых также представляет интересы правительства Казахстана.
Гиффен начал делать себе имя в 1980ых, когда стал одним из чиновников теперь уже упраздненного Американо-Советского торгово-зкономического совета. Полемика вокруг Гиффена началась в конце 1980ых, когда он попытался продавать доступ к советским чиновникам через "Меркейтор". "Многие чувствовали, что он играет в политику предпочтений," - сказал один из лоббистов, знакомый с этой группой. "Он запрашивал у компаний большие деньги за получение такого доступа."
"Нэшнл Джорнэл", 8 июля 2000