Президент обвиняется в присвоении 25 млн. фунтов стерлингов
The Times
, 10 июля 2000 годаДжайлз УИТТЕЛЛ
Каспийская нефтяная лихорадка приковала к себе пристальное внимание в связи с международным скандалом: президента Казахстана и двух его помощников обвиняют в незаконном присвоении 25 млн. фунтов стерлингов.
Президент Назарбаев, якобы, получил часть суммы в 35 млн. долларов, выплаченной тремя американскими нефтяными гигантами. В 1990-х годах эти средства были переведены на счета швейцарских банков неизвестным посредником, в отношении которого министерство юстиции США начало расследование.
Согласно данным департамента юстиции, оказавшимся в распоряжении "Newsweek", компании "Mobil", "Philips Petroleum" и "Amoco", принадлежащая BP, перечислили 65 млн. долларов на счета офшорных компаний, контролируемых американским миллионером Джеймсом Гиффеном.
Адвокаты г-на Гиффена, нью-йоркского банкира и официального советника президента Назарбаева, отрицают факт каких-либо нарушений. Согласно утверждениям департамента юстиции, более половины выплаченных средств перешли, в конечном итоге, к Назарбаеву и двум его бывшим премьер-министрам. Если это действительно так, то Гиффену может быть предъявлено обвинение в использовании средств, выделенных нефтяными компаниями на проведение законных сделок, для дачи взяток в особо крупных размерах.
Этот скандал проливает свет на методы, используемые западными нефтяными гигантами при дележе прав на проведение буровых работ на Каспии и в Казахстанских степях: этот район по запасам нефти и газа может соперничать с ближневосточным регионом.
Этот скандал можно считать еще одним подтверждением того, что доходы нового Клондайка поступают в карманы местных боссов, а не служат процветанию одного из самых бедных районов мира.
На прошлой неделе в ходе визита в Душанбе председатель КНР Дзен Дземинь согласился предоставить Туркмении, располагающей богатыми запасами природного газа, кредит в размере 55 млн. млн. долларов. Кроме того, китайский руководитель обещал рассмотреть вопрос о строительстве трубопровода, протяженностью 3400 мили, через горы Памира в Китай.
Между тем, президент Азербайджана Алиев рассматривает предложения, поступающие от России, Ирана, а также США, о перекачке азербайджанской нефти на мировые рынки.
Туркмения - самое авторитарное государство Средней Азии, где пышным цветом расцвел культ личности президента Ниязова. Бывший коммунист, он наслаждается комфортом в новом огромном дворце в Ашхабаде: его можно сравнить крайне редко посещаемыми роскошными отелями. Дворец был построен, несмотря на неуклонно ухудшающиеся условия жизни обычных граждан Туркмении.
На другом берегу Каспийского моря, президент Алиев возглавляет такую развитую коррупционную систему, что большая часть международных авиакомпаний прекратила полеты в Баку. С того дня, как три года назад Алиев и другие местные лидеры мазали свои лица нефтью на церемонии открытия нефтепровода, мечты о "новом Кувейте" в значительной степени поблекли.
С точки зрения уровня интереса иностранных государств и успехов в укреплении своей независимости, Казахстан можно считать барометром региона. Занимая территорию, в четыре раза превышающую территорию штата Техас, он может похвастаться Тенгизским месторождением нефти, запасы которого оцениваются в 13,5 млрд. баррелей, а также недавно открытым офшорным месторождением Кашаган на севере Каспия: его запасы в три раза превышают запасы Тенгизского месторождения. В Казахстане также сильна клептократия, а его экономика контролируется узким кругом соратников президента.
Пока Джеймс Гиффен считается единственным объектом расследования, проводимого департаментом юстиции. Вместе с тем, "Mobil" признала факт сотрудничества с ним и то, что его доля участия в прибылях была достаточно высокой. Одним из основных направлений во внешней политике обеих администраций Клинтона было расширение американского присутствия в Средней Азии в ущерб России. Если в этот период был отмечен рост коррупции, то губернатор Джордж Буш наверняка использует этот факт против вице-президента Альберта Гора в ходе их предвыборной борьбы
Важнее то, что попытки Путина восстановить то влияние, которое имел Советский Союз, укрепляют твердую руку президента. Большая игра, видимо, еще далека от завершения
.The Times
, 10 июля 2000 года