Странный теневой мир нефтяного советника президента
Расследование по делу Джеймса Гиффена породило много споров

"Файнэншл Таймс", 11 декабря 2000 года

Роберт КОРЗИН

Вокруг деятельности американского бизнесмена и посредника при заключении контрактов с нефтяными компаниями, находящегося под следствием Департамента юстиции США, существует множество споров.

История развития мировой нефтяной индустрии знает много случаев, когда, оставаясь в тени, некоторые люди (в определенных случаях сами являясь "темными личностями") выступали посредниками в сделках между правительствами и политиками, владевшими нефтяными запасами, и нефтяными компаниями, преимущественно западными, которые жаждали получить доступ к этим запасам.

В 1896 году армянин Галуст Гульбенкян по прозвищу "М-р пять процентов" бежал в Америку от Оттоманской Империи. Свое знаменитое прозвище он получил благодаря сумме, которую он получал за организацию крупнейших для своего времени нефтяных сделок в каспийском бассейне и на Ближнем Востоке.

Однако, с развитием индустрии посредники не исчезли. Сегодня они занимают то же место, что и век назад, когда нефтяная индустрия только зарождалась.

За последние месяцы в прессе была опубликована серия статей о деятельности одного из современных последователей Гульбенкяна - главы нью-йоркской корпорации "Меркатор" Джеймса Гиффена.

Прошлым летом Департамент юстиции США начал против него расследование по подозрению в нарушении Закона о даче взяток зарубежным лицам.

Следствию предстоит определить, замешан ли Гиффен в незаконном переводе денег нефтяных компаний на счета высших государственных чиновников Казахстана.

В список этих компаний входят "Мобил", в настоящее время входящая в "ЭксонМобил", и "Амоко" - в настоящее время часть компании "БиПи", а также "Филипс Петролеум".

Новость о проводимом расследовании рассердила и повергла в смятение некоторых чиновников в Казахстане - она привлекла внимание общественности к опасной с политической точки зрения проблеме коррупции в высших эшелонах власти в Казахстане.

Премьер-министр Касымжомарт Токаев видит в этом деле политическую подоплеку и винит во всем лидеров оппозиции. По его мнению, причина расследования именно в этом. "Я не понимаю, почему это случилось. Я не исключаю политических мотивов", - говорит он.

Токаев характеризует Гиффена как "эксперта по финансовым и нефтяным вопросам. Он очень помог нам в решении ряда сложных проблем".

"Он оказал большую помощь правительству в подписании многих (нефтяных) контрактов. Нет явных свидетельств его причастности к коррупции", - говорит премьер.

Деятельность Гиффена как доверенного лица правительства на переговорах стоила ему потери многих друзей среди первых лиц зарубежных нефтяных компаний, которые вели дела в Казахстане.

"Гиффена никто не любит. Он очень неохотно идет на уступки нефтяным компаниям", - говорит один из западных дипломатов из Алматы.

Адвокаты Гиффена говорят, что он не похож на других западных предпринимателей и бизнесменов, хлынувших в бывший Советский Союз после его распада.

Они играли на отсутствии у новых правительств опыта в таких сложных делах как приватизация или ведение переговоров по сделкам так, как это принято на Западе. Особенно это касается природных ресурсов, таких как нефть и минеральное сырье.

"Джим не похож на других, устремившихся в бывший Советский Союз", - подчеркивает высокопоставленный чиновник в Алматы, знакомый с Гиффеном уже несколько лет.

"Он работал в Советском Союзе с 1960-х годов. В конце 1960-х годов он написал книгу о том, как надо вести бизнес в Советском Союзе. Это талантливый и энергичный человек, озабоченный не только добыванием денег", - продолжает чиновник.

Работа Гиффена в составе Американо-советского торгово-экономического совета позволила ему сформировать широкий круг знакомств, в том числе с президентом Нурсултаном Назарбаевым.

Именно в этом качестве Гиффен впервые начал заниматься вопросами нефтяной промышленности Казахстана. В конечном итоге Нурсултан Назарбаев попросил Гиффена стать советником по первому большому контракту, заключенному в начале девяностых с американской компанией "Шеврон" на эксплуатацию гигантского Тенгизского месторождения.

С этого момента без Гиффена не обходилась практически ни одна крупная нефтяная сделка Казахстана. Он стал непосредственным консультантом самого президента.

Сторонники Гиффена говорят о ряде услуг, которые он оказывал Казахстану: "Чтобы помочь Казахстану, Джим сколотил команду экспертов," - говорит один бизнесмен из Алматы, знакомый с деятельностью компании "Меркатор".

"Сюда входят юридический и финансовый анализ, техническая экспертная оценка - не сотрудников компании, а независимых экспертов."

Сторонники также подчеркивают, что Гиффен консультировал казахстанское правительство не только по нефтяным вопросам - он также оказывал услуги в рамках проектов, по которым они не получали ни цента.

"Джим обладает уникальной способностью сводить вместе людей на самых высоких уровнях," - говорит один из его друзей. "Не каждый может заставить все эти крупные корпорации прислушаться к себе. Или заставить слушать правительства. Он необыкновенно умный и целеустремленный человек."

Клеветники же считают, что Гиффен стоял преградой между компаниями и государственными служащими Казахстана.

Однако, по словам этих самых должностных лиц, они не намерены отказываться от услуг Гиффена, несмотря на расследование, проводимое Департаментом юстиции США, а компания "Меркатор", по сведениям, по-прежнему работает над целым рядом казахстанских проектов.

По мнению наблюдателей, американскому Департаменту юстиции может понадобиться до двух лет, чтобы завершить свое расследование и решить, будут ли предъявлены Гиффену конкретные обвинения.

Тем временем, сам факт проведения подобного расследования еще раз напомнил о том, что чем больше меняется нефтяная промышленность мира, тем больше все здесь остается по-прежнему.

"Файнэншл Таймс", 11 декабря 2000 года