Нурсултан Назарбаев: "Держите деньги в Казахстане,
Экспресс-К, 15 декабря 2000 года
Подготовил Алишер ЕЛИКБАЕВ
В среду в прямом эфире телеканала "Хабар" президент отвечал на вопросы народа. Их было так много, что отведенное время продлили на полчаса. Но даже за этот срок глава государства успел ответить лишь на двадцать вопросов из четырехсот, поступивших в студию.
ОБ АМНИСТИИ КАПИТАЛА, СВОИХ ЗАРУБЕЖНЫХ СЧЕТАХ И СВОБОДЕ СЛОВА
Я принял решение и прошу парламент принять закон об амнистии капитала. Девять государств это сделали, в том числе Соединенные Штаты Америки. Мы же тех, кто сидит в тюрьмах, амнистируем? Во-первых, содержать их дорого, во-вторых, они исправляются. Так почему нельзя исправить деньги?
Есть, конечно, моральная сторона. Говорят, мы поможем отмыть наворованное. Мы не будем реабилитировать тех, кто находится под следствием. Что касается остальных, я лично, как президент, дам гарантию, и будет принят закон, что эти люди не будут преследоваться. Эти деньги должны работать на нашу экономику.
Мир борется с коррупцией. Хочу предупредить казахстанцев, оффшорных зон скоро не будет. Всех поймают, всех выявят!!! Поэтому держите деньги в Казахстане! Как я делаю это!
Никаких счетов у Назарбаева за рубежом нет и не было! Раньше говорили, что у меня есть остров в Средиземном море, вилла на Босфоре, у Черномырдина - пять миллиардов. Что там еще? Пора населению Казахстана понять, что той газеты "Правда" восьмидесятого года нет уже. Сегодня статьи покупаются, статьи продаются в любых газетах мира. Журналисты, извините меня, продаются и покупаются! Нет свободы слова сейчас ни в мире, ни в России, ни в Казахстане практически! Свобода слова будет тогда, когда СМИ будут принадлежать журналистским коллективам.
О КОРРУПЦИИ
Есть всемирные организации, которые проводят анализ среди девяноста пяти государств, подверженных коррупции. Каждый год выясняют, кто на каком месте находится. И благодаря нашей работе за последние два года мы поднялись в лучшую сторону и "перешагнули" через двадцать пять государств. На всем постсоветском пространстве лучше нас только два прибалтийских государства, остальные остались далеко позади. Так что мы должны похвалить себя в какой-то степени. Но останавливаться ни в коем случае нельзя.
Только в этом году около восьмисот государственных служащих привлечены к ответственности. Двадцать акимов осуждено, тридцать два понесли административное наказание. 172 работника органов внутренних дел, 92 таможенных работника и 10 судей сели за взятки и поборы... Но до сих пор продолжают вмешиваться в дела бизнеса, издаются незаконные постановления и решения акимов. Поэтому мы эту работу будем продолжать.
Это зло такое, которое может разрушить любое государство. Подточить доверие к власти! Мы этого допустить не можем! Ведь если кто-то берет, кто-то же дает. Так почему тот, кого заставляют давать, об этом не говорит? У нас есть телефоны доверия КНБ, МВД. Почему не сообщаем, не разоблачаем? Один президент или правительство не справится. Надо бороться всем миром! Результаты есть, но мы нажим по всем направлениям не ослабим.
ОБ ИНВЕСТОРАХ
Я считаю, что казахстанцы должны быть довольны инвесторами, пришедшими в республику. Мы не создавали олигархов, мы приводили в Казахстан портфельных инвесторов, которые дорожат своей репутацией. Я говорю о компаниях "Шеврон", "Эксон Мобил", возглавляющих мировые списки нефтяных компаний. Я говорю о таких мировых компаниях, как "Самсунг" и другие. Например, критикуйте не критикуйте, но Евразийская группа хорошо работает. Почему никто не говорит, что Соколовско-Сарбайский горно-обогатительный комбинат до девяносто третьего года лежал на боку? И у нас 80 процентов городов проблемные, построенные для одного предприятия. Темиртау, Кентау, Экибастуз - все предприятия не работали, они остановились. Все об этом забыли. И тогда я лихорадочно ездил и искал этих инвесторов - и вот теперь я буду требовать с них больших денег? Приватизация делается не ради получения больших денег от продажи предприятия, а для того, чтобы привести нормального менеджера, который поставит на ноги этот завод или фабрику. Поэтому все это - досужие разговоры дилетантов, которые просто рассуждают, ничего об этом не зная.
Другое дело, тогда мы делали преференции, тогда мы помогали, потому что нам надо было их затащить! Но теперь мы смелые стали, уже условия ставим. Слава Богу, что мы дожили до этого! Мы просто начинаем говорить, дорогие друзья, давайте жить по мировым стандартам. В мире от нефтяных сверхприбылей государство имеет 85 процентов, а инвестор - 15. А у нас инвестор имеет 20, государство - 80. Давайте решим вопрос с этими пятью процентами. Мы понимаем, что контракты не пересматриваются. В конце концов это честное слово, данное государством! И слава Богу, что инвесторы идут нам навстречу!
О НАЦИОНАЛЬНЫХ КОМПАНИЯХ
Правительство поступило совершенно правильно, поддержав национальные компании. Понимаете, это чисто советский менталитет, если где-то что-то идет хорошо, надо пойти разобраться. Вообще-то национальные компании - это бизнес. Ни правительство, ни парламент не должны были вмешиваться в эти дела. Национальные компании работают всего три-четыре года, и они являются самыми крупными на сегодняшний день налогоплательщиками. Мы должны помочь им выйти на международные рынки. А "Казахойл" обвиняют, почему он пошел в Одессу. Он должен идти в Иран, идти в Саудовскую Аравию. Он должен идти в Европу, покупать там предприятия, расширять свои возможности. К нам же приходят компании из других государств. То же касается и "Казахстан темир жолы", и "Атомпрома", и "КЕГОКа", и "Казтрансойла". Наша задача - поддерживать становление национальных компаний. Это будущее лицо Казахстана в мире. Мы только-только их создаем, а сейчас будем их сверху душить, чтобы они присели? Это неправильно. Мы должны взращивать, если хотите, своих олигархов!
ОБ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИИ И ЗАЖИТОЧНЫХ ЛЮДЯХ
Мы заставили ветошь не возить, молоко не возить, минеральную воду не возить и оборудование, которое возможно делать в Казахстане, делайте у нас. Впервые - и это я ставлю в заслугу нынешнему правительству - на сто тринадцать миллионов долларов размещены были заказы в Казахстане. Заработали заводы в Кокшетау, Петропавловске, в Восточном Казахстане
. Сегодня мне сообщил Школьник, что на следующий год заключены контракты на 270 миллионов долларов. Представьте себе, сколько людей получит работу.Надо исходить из того, что зажиточный человек - это хорошо для страны! Зажиточный человек научился хорошо одеваться, питаться, ездить на хорошем автомобиле, он всегда будет этого хотеть, поэтому ленивым не будет. Он будет больше зарабатывать, от больших заработков государство будет получать большие налоги. И он своих детей научит так же работать, как вол, чтобы
не потерять то, что отец заработал.О НЕФТИ, НЕФТЕДОЛЛАРАХ И НЕФТЯНОМ ФОНДЕ
Конъюнктура цен на нефть сейчас хорошая. Но не надо забывать, что три года назад баррель стоил 9-10 долларов. Фактически мы добывали нефть в убыток. Затем рост мировой экономики востребовал большое количество энергоресурсов, и цены поползли вверх. Не надо считать, что всегда так будет!
Если у нас сейчас нет задолженности по выплате денег бюджетникам, это, надо думать, происходит потому, что существует такая благоприятная конъюнктура. Никуда эти деньги не девались, как говорят некоторые. Можно поговорить на эту тему! Существует жесткий контроль. Сорок процентов бюджета республики составляют поступления от продажи нефти.
Следующий вопрос - это создание нефтяного фонда. Ничего нового мы здесь не придумали. Многие государства, работающие на сырьевых ресурсах, создавали такие фонды. Как раз в эти дни по моему поручению председатель Национального банка и министр финансов находятся в Норвегии, где подобный нефтяной фонд существует уже давно, чтобы посмотреть, как это все работает. Я повторяю, цены в мире могут меняться, и если сейчас есть сверхдоходы от продажи нефти, то мы должны их откладывать на тот случай, когда подобной конъюнктуры не будет. Государство должно уверенно идти в будущее
, а для этого мы должны иметь резервы. Я считаю создание нефтяного фонда обязательным. Часть - для стабилизации, вторая часть - для будущего поколения и третья - для развития новых производств, чтобы не зависеть в будущем от сырьевых ресурсов.Финансовые потоки этого фонда будут абсолютно прозрачными. Мы создадим специальный попечительский совет, куда войдут не только члены правительства, депутаты, но, может быть, и представители каких-то общественных движений. И каждый год поступление и расходование денег
будет докладываться в парламенте. Народ будет знать об этом! Никто никуда ни одной копейки, кроме фиксированного строительства объектов и государственной казны, не денет. Я лично даю такую гарантию!О РАБОЧИХ
Мне иногда в областях люди задают вопросы: "Вот вы говорите: нефть, нефть, раз у нас такая нефть, почему у нас такая низкая зарплата?". Во-первых, что такое нефть? Нефть лежит на глубине пять тысяч метров. Только для того, чтобы поднять на четыре миллиона тонн добычу нефти на Тенгизе, американцы вместе с нами вложили два миллиарда долларов. Для того, чтобы получить ту нефть, на которую мы рассчитываем, минимум надо вложить 20 миллиардов долларов в год. А в этом году деньги появились не из-за того, что нефть пошла, а из-за того, что цены на нее подскочили с девяти долларов до тридцати. А кто мне даст гарантию, что завтра баррель снова не будет стоить девять долларов? Давайте сегодня пенсии и зарплаты поднимем, а потом, когда цены упадут, снова уменьшим. Кто это позволит? Мне-то приходится думать несколько иначе, чем простому гражданину! Я должен думать, как моему гражданину жить и завтра, и послезавтра, и через три года. И чтобы это повышение было стабильным. А не так, что когда будет плохо, мы вообще перестанем платить! Самое главное - это тенденция: была минимальная пенсия три тысячи, в прошлом году добавили пятьсот тенге, в этом году добавляем еще пятьсот.
Хочу информировать население: Казахстан затратил в прошлом году 92 млрд тенге на выплату пенсий. А в бюджете следующего года заложено 105 млрд. И вообще 43 процента всего бюджета идет на социальные нужды, это самая социалистическая экономика у нас получилась.
О КРЕСТЬЯНАХ
Сельское хозяйство, я думаю, интересует всех. Двухтысячный год мы завершили неплохо, как и девяносто девятый. В прошлом году наши фермеры рассчитывались с долгами, в этом году вся прибыль будет у них. Наконец крестьянин понял, что он хозяин того товара, который взрастил. И он не продешевит. Это то, что надо!
Могу кое-кому не понравиться, но у земли должен быть хозяин. Сидеть на ней по принципу собака на сене нельзя. Бурьян не смотрит, кому эта земля принадлежит, государству или нет! В конце концов мы должны прийти к частной собственности.
Сейчас закон о земле будет приниматься! Там будут соответствующие изменения. Самые низкие налоговые ставки сегодня именно у наших земледельцев. Я добился, чтобы у фермеров был один налог, долги мы им списали, другие налоги отсрочили. Надо работать.
ОБ ОТНОШЕНИЯХ С ДАЛЬНИМИ ДРУЗЬЯМИ
99-й год был посвящен азиатскому направлению. Это Япония и Китай, если вы помните. При помощи японского правительства мы получили очень выгодные, мягкие кредиты на 30-40 лет с так называемыми десятилетними каникулами. Это значит, что первые 10 лет мы ничего не будем платить. А затем по два процента в год. Это огромная помощь, за счет которой построен мост через Иртыш в Семипалатинске, расширяется станция Дружба и строятся автомобильные дороги, которые пойдут с запада в центр. А также другие объекты Астаны.
В этом году обратили внимание на Европу, потому что нам необходимо было до конца довести наши договоренности по торговле с государствами Европейского союза. Мы добились признания Казахстана государством с рыночной экономикой. Это дало нам очень хорошие преференции для продвижения продуктов легкой, металлургической, рыбной промышленности на международные рынки. Это очень важно! Все должны знать, что мы уже открыли этот рынок. Я уже не говорю о продаже стали, урановых изделий.
Удачные переговоры прошли с правительством Испании. Нам выделили мягкий кредит для того, чтобы ввести в 2001 году скорый поезд между Алматы и Астаной, когда мы будем доезжать из одного пункта в другой за семь-восемь часов. Это очень необходимо для того, чтобы связать наши две столицы. К концу года, надеюсь, мы уже будем видеть эти поезда. С правительством Великобритании мы договорились о создании центра по ремонту авиационной техники, а также предприятия по выпуску радаров для закрытия неба Казахстана.
ОБ ОТНОШЕНИИ С ЛУЧШИМ ДРУГОМ, ТО ЕСТЬ С РОССИЕЙ
Скажем прямо, во главе России стоит энергичный, деловой, дееспособный человек. С Путиным за его короткий срок пребывания на посту президента я встретился восемь или девять раз. Мы имели длительные беседы: и формальные, и неформальные. Опираясь на это, я могу судить, что отношения наши будут еще лучше. Об
этом говорит и то, что во время первого официального визита Путина в Казахстан мы подписали декларацию, которая подтверждает соглашение, подписанное с Ельциным по Каспийскому морю. И что мы именно в Астане создали ЕвразЭС, что мы создали по моему предложению антитеррористический центр. Все это говорит о большом продвижении двусторонних отношений.Мы ведем сейчас разговор о большом совместном проекте в Павлодаре с РАО "ЕЭС". Мы ведем переговоры с российскими нефтяниками и "Газпромом", которые продвинут наши отношения.
В России сейчас непростые времена. Произошло ослабление властной вертикали из-за противостояния Думы, президента и правительства. К счастью, мы этого не допустили, сохранили дисциплину и порядок в стране. И ход реформ продолжался. Но с приходом Путина эти вопросы стали решаться гораздо быстрее. Я могу только приветствовать такие шаги.
Являясь стратегическим партнером России, соседом, имея общую границу, я надеюсь, что мы будем жить в согласии, как это делали наши предки. По крайней мере, я сделаю все для этого.
О СОСЕДЯХ И ИНТЕГРАЦИИ
В идеале для блага всех народов Средней Азии хорошо было бы создать единое экономическое пространство. Мы должны идти по пути других государств. Возьмите государства Бенилюкса: Бельгию, Нидерланды, Люксембург. Или союз, куда входят Аргентина, Бразилия или Перу.
Я давно подсчитал, что если мы объединимся, нас будет 55 миллионов человек. Если мы уберем внутренние границы, если мы откроем торговые пути, мы будем иметь рынок, достаточный, чтобы никуда не выходить. Смотрите, Центральная Азия полностью обеспечивает себя энергоресурсами, Центральная Азия не нуждается в продовольствии, Центральная Азия будет иметь покупательскую способность. Мы не будем никого просить покупать наши товары, мы здесь же их и продадим. Вы представляете, какие выгоды нам это сулит? Нет языкового барьера, общая культура и взаимодополняемая экономика.
Я надеюсь, в начале января будет встреча президентов по этому поводу. Я ставлю на повестку дня вопрос о создании четырех консорциумов - транспортных, энергетических, продовольственных и топливных ресурсов. Я считаю, что наш путь такой, и эту инициативу всегда высказываю. Надеюсь, что такое же понимание есть у наших соседей.
Ну а в обыденной жизни всякое бывает. Дураков и с той, и с этой стороны границы хватает. Кто-то в воздух выстрелил, что-то сказал. Ой, что случилось, теперь все… Есть бытовые вопросы. Надо всегда смотреть шире и укреплять межгосударственные связи.
ОБ ЕВРАЗЭС И ЕЩЕ РАЗ ОБ ИНТЕГРАЦИИ
В двадцать первом веке без интеграции жить невозможно. А нам, постсоветским государствам, которые имеют очень много общего, создав независимые государства, теперь необходимо думать, как нам помочь друг другу. Помогать мы сможем только в том случае, если будем интегрированы в экономике, в человеческих отношениях и так далее. Я думаю, что при поддержке нового руководства России нам удалось выйти на создание международной организации ЕвразЭС. Надеюсь, она будет зарегистрирована в Организации Объединенных Наций.
Мы хотим, чтобы у нас были общие таможенные тарифы, чтобы была общая таможенная граница, чтобы вместе продвигались во Всемирную торговую организацию. А дальше? Дальше надо смотреть, как развиваются другие объединения.
О БЕЗОПАСНОСТИ
Вопрос о безопасности состоит из двух частей. Безопасность обеспечивается хорошей внешнеполитической деятельностью, то есть необходимо наладить отношения с соседями. Во-вторых, вхождение Казахстана в военно-политические группировки типа Договора о коллективной безопасности. И третье - это получение Казахстаном после ликвидации ядерного оружия гарантий нашей безопасности от ядерных держав, подписанных 5 декабря 1995 года в Будапеште главами Соединенных Штатов, Великобритании, России и Франции. Это вещи дипломатические!
Уважают такого соседа, который силен. Если мы независимое государство, мы должны иметь собственную нормальную внутреннюю безопасность. Для этого начиная с этого года мы стали выделять один процент внутреннего валового продукта на вопросы безопасности. Это значит, что фактически в два раза увеличивается финансирование армии.
Наше вооружение старое, советское, нам надо перевооружаться. Наверное, надо продолжать ориентироваться на российское вооружение. Если возникнут какие-то проблемы, можно ориентироваться и на другие вооружения тоже. Но наши договоренности с Россией предусматривают, что оружие для стран - участниц коллективного договора о безопасности будет продаваться по той же цене, по которой оно реализуется для самих российских военных.
Для реорганизации вооруженных сил создается четыре военных округа. Южный округ с центром в Таразе, Западный округ с центром в Актобе, Центральный округ - в Караганде или Астане и Восточный округ с центром в Семипалатинске. То есть мы рассредоточиваем войска. Раньше все они дислоцировались на востоке, когда Советский Союз готовился воевать с Китаем.
Мы должны иметь нормальное ополчение на местах, вооружение и сборы наших резервистов. Поскольку опасения вызвали те нападения, которые произошли на юге Узбекистана и Кыргызстана, мы усиливаем южные рубежи. Наш народ это видит. В западном направлении мы усиливаем свои позиции в связи с Каспийским морем и всем его богатством. Потому что там кое-кто может захотеть поиграть в войну, поэтому мы должны быть готовы к этому.
Я считаю, что подготовленность наших войск, наличие авиационной и наземной бронетехники обеспечивают всю необходимую безопасность. В бюджете следующего года выделяется достаточно средств не только для вооруженных сил, но и для Комитета национальной безопасности и внутренних войск.