Мадлен Олбрайт смягчилась
Визит в Центральную Азию изменил взгляды Мадлен Олбрайт

"Вашингтон Пост", 4 мая 2000

Джим ХОГЛАНД

Во время своей поездки по странам Центральной Азии, Мадлен Олбрайт время от времени ловила себя на ощущении, что она читает колонку частных объявлений, напечатанных этими бывшими советскими республиками. "Эти страны чувствуют себя одинокими", - вспоминает она. "Это как бы объявления из раздела "Ищу…" - они ищут контактов между собой и с нами". Помолчав, г-жа Олбрайт продолжила свой рассказ о поездке, во время которой она посетила также и Украину. В ее голосе слышится смесь сопереживания и юмора. Ее повествование позволяет не только составить представление о странах, которые она посетила, и людей, с которыми она встречалась, но и приоткрывает завесу над ее взглядами на мир и ее собственную роль в работе Администрации Клинтона в оставшиеся месяцы.

Это более зрелый взгляд, чем ожидалось, особенно акцент, который она ставит на необходимость терпения и видения перспективы.

Мадлен Олбрайт пользуется репутацией человека действия, способного мобилизовать генералов и президентов и побудить их отбросить излишнюю осторожность. Год назад пресса окрестила кампанию НАТО в Косово "Войной Мадлен", которая обеспечила ей враждебное отношение со стороны коллег по Администрации и Белграда.

Беспокойный студент и преподаватель истории по профессии, Мадлен Олбрайт сделала историческим тот день, когда она стала первой женщиной - Госсекретарем США. Однако она хочет оставить после себя более значительный след в истории. По иронии судьбы путь к этой цели лежит через уже начавшуюся переоценку ее собственных устремлений и устремлений Администрации.

При Олбрайт основное внимание Администрации было переведено из области риторики о важности построения демократии во всем мире на конкретные действия с целью поддержать государства в их длительном и трудном переходе от коммунизма к демократии.

Во время своего недавнего визита г-жа Олбрайт обратила особое внимание на такую важную задачу, как помощь молодежи этих стран в получении доступа к Интернет. Ею также были выделены по 3 млн. долларов каждой из центрально-азиатских стран в качестве помощи пограничным службам в борьбе с контрабандой наркотиков и терроризмом. При этом она оказывала давление на лидеров этих стран, чтобы они прекратили "криминализацию" своих политических противников. "Мы все ошиблись в расчетах относительно того, как быстро люди смогут освободиться от коммунистического менталитета", - сказала она во время разговора, состоявшегося на следующий день после возвращения из поездки по Казахстану, Кыргызстану, Узбекистану и Украине. Она также сообщила о настороженной реакции России на свою поездку.

"Мы переоценили энтузиазм по поводу распада Советского Союза и решили, что он сам по себе способен помочь этим странам преодолеть серьезные проблемы", - продолжает она. "Нам надо быть терпеливыми. За одну ночь изменить людей невозможно. Мы должны показать людям, что не оставим их во время этого длительного перехода".

В ответ на этот визит Мадлен Олбрайт, Президент России Владимир Путин пообещал назначить своего специального представителя по делам Центральной Азии. Олбрайт убеждала Путина воспринимать ее поездку как "про-демократическую, но не анти-российскую" и отмела предположения о том, что новый лидер Кремля пытается восстановить влияние на своих ближайших соседей:

"Главная проблема Путина сейчас в том, чтобы определиться, что делать с Россией. У него много проблем, связанных с оздоровлением экономики, а также надо понять, что делать с Чечней. У него много забот".

Поездка г-жи Олбрайт, похоже, вызвала недовольство русских. Они помнят ее активную поддержку применения силы на Балканах, ее восприятие политики только как "черное и белое" в духе Холодной войны, ее критические выступления против кампании в Чечне. Непохоже, что они могут купиться на то, более выдержанные взгляды Мадлен Олбрайт могут послужить служить катализатором в международной дипломатии.

Однако и теперь Мадлен Олбрайт не чувствует достаточной уверенности в отношении своей роли в Администрации Президента, на которую так часто покушались. Она предпочитает сосредоточиться на нескольких больших проектах и работе возглавляемого ею Департамента, а не бороться за влияние на Белый Дом и Президента, который не уделяет достаточного внимания внешней политике и весьма избирательно прислушивается к ее советам.

Основное внимание в работе Государственного Департамента она сосредоточила на помощи четырем переходным странам – Колумбии, Индонезии, Нигерии и Украине – в деле упрочения в них стабильности и демократии.

Мадлен Олбрайт также проявляет большой интерес к развитию событий на Балканах. Она выступает против предложений представителей Конгресса и Пентагона о существенном сокращении американского присутствия в регионе. "Это не шоу. Это вопрос нашего видения того, каким должен быть мир в XXI веке", - считает Мадлен Олбрайт.

Время нынешней Администрации уходит, а по ряду серьезных направлений она также находится в состоянии поиска. Сосредоточение внимания на проблемах, которые могут быть решены с помощью американского вмешательства, может стать важной частью наследства Олбрайт и ее коллег.

"Вашингтон Пост", 4 мая 2000