He нары, а Лира
Экс-премьера Казахстана А. Кажегельдина приглашают вернуться на родину

"Российская газета", 15 ноября 2000 года

Юрий КИРИНИЦИЯНОВ

В Казахстане стремительно прогрессирует газета "Республика-2000" с весьма симпатичной "шапкой" - "Казахстан должен стать надежным, добрым, уютным домом для всех его жителей". Газета выходит на русском и казахском языках одновременно, что само по себе примечательно. Ее издатель и главный редактор Лира Байсеитова ранее не была замечена на журналистских тусовках. Совсем наоборот. Эта решительная и не лишенная обаяния бизнес-вумен занималась нефтяным бизнесом, пока ее пути-дороги не пересеклись с Акежаном Кажегельдиным. Г-жа Байсеитова была одной из его ярых сторонниц, даже возглавляла алма-атинское отделение кажегельдинской Республиканской народной партии.

Но бурный политический роман завершился громким скандалом. Лира Максутовна вышла из партии, что называется, хлопнув дверью. На пресс-конференции она обвинила кажегельдинское окружение в "политической близорукости" и "финансовой нечистоплотности". Позже она пыталась пройти в парламент. Не получилось...

А вот пробиться в казахстанскую журналистику ей, похоже, удалось.

Казалось бы, г-жа Байсеитова должна была метать громы и молнии в адрес своего бывшего шефа. Такие публикации во властных структурах Казахстана восприняли бы с пониманием.

Но хрупкая миловидная женщина не поддалась искушению потоптаться на партийном пепелище и лишний раз пнуть оппозиционного вождя. По-прежнему не давая спуску его некоторым сподвижникам, г-жа Байсеитова призвала Акежана Магжановича прибыть в родные пенаты для диалога с горячо любимой властью и лично Нурсултаном Абишевичем...

Наверное, призыв этот можно было списать на чисто женскую эмоциональность и политический наив. Уж кому-кому, а бывшему чекисту Кажегельдину известно не понаслышке, как умеют добиваться следователи "правдивых и искренних показаний". Кроме того, вполне вероятно, что дискутировать экс-премьеру пришлось бы не с лидером государства за чашкой чая, а с товарищами по камере, законченными рецидивистами. Кто может поручиться за их политкорректность? Такой сценарий развития событий вполне вероятен. Официальная Астана по-прежнему считает бывшего главу кабинета министров, кавалера высокой государственной награды "Парасат" закоренелым преступником. (По иронии судьбы слово "парасат" означает "мудрость"). Генеральный прокурор республики Юрий Хитрин по-прежнему обвиняет бывшего "человека № 2" в казахстанской политиерархии. "Букет" преступлений стандартен для политика, находящегося в бегах: легализация незаконно нажитых средств, хранение оружия, злоупотребление служебным положением…

Казахстанская Фемида не бездействует. Эта дама обладает суровым нравом и хочет во чтобы то ни стало дотянуться до своей жертвы.

Первый раз Кажегельдина задержали в Шереметьеве. Тогда, как поговаривали в Алма-Ате, его освободили по звонку высокопоставленного кремлевского чиновника, чуть ли не всемогущего Пал Палыча. Теперь в Кремле другие порядки, оттого-де Кажегельдин в первопрестольную ни ногой...

Второй раз немало шуму наделала итальянская история. Экс-премьера снова задержали и опять отпустили. "Хотя Генпрокуратура успела представить все документы", - прилюдно сокрушался по ТВ Юрий Хитрин.

Так, может быть, исчерпав все свои возможности и уловки, власть поставила на женщину, недостаточно искушенную в большой политике? Кстати, именно это ей пытаются "пришить" многие отечественные демократы.

Но, как мне кажется, дело в другом. Мелкий бизнес, все еще задавленный налогами и чиновничьими поборами, потихоньку обретает силу. И уже недоволен своим положением - на задворках общества. Как неоднократно утверждали оппоненты Назарбаева, крупные компании (нефть, сахар, водка, средства массовой информации) контролируют окружение президента и членов его семьи. Им экс-премьер не нужен. Мелкий же собственник надеется извлечь из приезда опального политика кое-какой навар. Помнится, Кажегельдин развил бурную деятельность в Союзе промышленников и предпринимателей после своей отставки с поста премьера: "пробил" антитуберкулезную программу, хлопотал о кредитах для отечественного бизнеса, и они уже пошли. Если б не президентские выборы и размолвка с Назарбаевым.

Самое интересное, что большая часть общественности не воспринимает всерьез эту ссору и не понимает, какая кошка пробежала между первым президентом и третьим премьером. Масштабы якобы нахапанных миллионов и гневные филиппики г-на Хитрина как-то не впечатляют. Суда-то не было... Тем более, что политические взгляды бывших единомышленников весьма близки. И Назарбаев, и Кажегельдин за рыночные реформы, за суверенитет, за союз с Россией...

В той же "Республике-2000" читаем: противостояние двух титанов ни к чему хорошему не приведет. Бизнес, большой и малый, кровно заинтересован в справедливых правилах игры. Тандем "президент - экс-премьер" может поставить на место любого зарвавшегося олигарха или целый суперклан. Для "верхов" связка "Нурсултан Назарбаев - Акежан Кажегельдин" - гарант соблюдения баланса интересов...

Нет. Вовсе не случайно газета "Республика-2000" стремительно набирает авторитет и тираж. Ей удалось нащупать нерв общественных настроений, брожение в среде предпринимателей.

Тем более что оппоненты и так уже наговорили и сделали много лишнего. Казахстанские сыщики "откопали" в Бельгии несколько замков, принадлежащих высокопоставленному эмигранту. Кажегельдин решительно отмежевался от всякой недвижимости. И в свою очередь намекнул о швейцарских счетах казахстанского президента и его семьи. Более того, через Интернет был запущен слух о высокопоставленном американском чиновнике, который за огромные взятки казахстанской верхушке устраивал нефтяные контракты.

Все эти обвинения не лучшим образом сказываются на имидже государства и его обитателей.

Да, Кажегельдин в своей жизни наделал немало ошибок. Но увы, это реальный лидер оппозиции, а не "дурилка картонная" - вроде записных критиков президента. Самое главное - не различие в политических платформах президента и экс-премьера, а их сходство: и за одним, и за другим огромный политический опыт. И немалые средства. Без них никакой политической "каши" не сваришь.

Конечно, Кажегельдин понимает, что его образ вечного странника и обличителя "жестокого режима" начинает всех утомлять - от американских конгрессменов до собственных однопартийцев. Его сподвижники, в прошлом госфункционеры, больше привыкли к просторным кабинетам, чем к тесным камерам. К тому же, как ни романтически это звучит, нельзя сбрасывать со счетов тягу к дому: в Восточном Казахстане у него родители, причем отец Магжан-ага весьма уважаемый аксакал...

Но и власть не от хорошей жизни вынуждена посматривать в сторону Лондона. Сегодня Назарбаеву очень бы не помешала консолидация собственного общества.

Возьмем отношения с северным соседом: они стали суше и прагматичней. Хотя во время последнего визита в Москву оба лидера произнесли все приличествующие моменту слова о вечной дружбе и интеграции, былой теплоты и сердечности нет. Тем более, что и в ближайшем окружении казахстанского президента царит разброд по главной теме - российской. Не так давно премьер-министр К. Токаев весьма в жесткой форме потребовал прекратить сопротивление казахстанско-российскому деловому сотрудничеству. От кого бы вы думали? От руководителей президентской администрации.

Второй, не менее важный стратегический партнер - США. На первый взгляд, Америка "простила" казахского лидера. Во всяком случае, посол США в Казахстане Ричард Джонс заметил в недавнем интервью: "Соединенные Штаты критиковали недостатки государственной политики и методы работы по ряду проблем. И станут критиковать в дальнейшем, если таковые будут иметь место. Но мы не должны недооценивать того, что с момента обретения независимости был достигнут важный прогресс в сфере политических и экономических реформ.

Но не Россия, не Америка ~ главная головная боль Нурсултана Назарбаева. Зловещее дыхание исламистов все ближе. Они свободно разгуливают по Киргизии, чуть было не прорвались к Ташкенту. В казахстанском приграничье, как утверждает местная пресса, уже обнаружили лазутчиков, которых власти поспешили выдать за "нищих" и "бродяг". Однако для нищих те были слишком хорошо экипированы, имели сытых, откормленных лошадей... Нет сомнения, что в ближайшем будущем режим Назарбаева попробуют на прочность.

Как поведет себя мощная и практически закрытая чеченская диаспора? Сделают ли правильный выбор оралманы - так называют переселенцев из Монголии, Китая, Ирана и Афганистана? Среди них много бедных, обездоленных людей, не понимающих, зачем, собственно, их позвали. Они живут в нищете, промышляют поденщиной, а то и воровством. Да и среди соотечественников разные разговоры идут: бедность и безработица на юге Казахстана достигли угрожающих пределов.

А. Кажегельдина можно обвинять в чем угодно, но не в симпатиях к "Талибану" и ваххабизму. За ним не только деньги, но и серьезные связи - в США, в Европе и России. Неразумно ими пренебрегать. Хотя, понятно, Назарбаеву будет нелегко переступить через свою гордость и амбиции.

Мне кажется, Лире Байсеитовой уготована роль парламентера. И даже представителя некоей "третьей силы", которая хотела бы примирить два враждующих клана на пороге серьезных испытаний. Бывшая "кажегельдинка", ныне беспартийная, владелица газеты и глава Форума содействия развитию негосударственных учреждений, наконец, просто симпатичная женщина, для такой роли идеально подходит.

Я не берусь утверждать, конечно, что она получает инструкции из Астаны и Лондона одновременно. Но то, что Лира Максутовна взялась сократить расстояние между ними, - несомненно. Иначе не построишь тот самый надежный, добрый и уютный дом.

"Российская газета", 15 ноября 2000 года