Вопросы, не заданные президенту Назарбаеву
Искренне надеюсь на публичный ответ

Форум Евразии, 14 декабря 2000 года

Таир ФАРАБИ

13 декабря в течение полутора часов президент Назарбаев в прямом эфире отвечал на вопросы журналистов и зрителей. Столько же времени я набирал номера объявленных телефонов в студии и не дозвонился. Как сказал в конце эфира ведущий, поступило более 400 вопросов. И президент обещал, что ответит на все вопросы. Ловлю его на слове и передаю свои так и незаданные ему вопросы и искренне надеюсь на такой же публичный ответ.

Вы не забыли о том, что полтора месяца тому назад в своем ежегодном послании говорили об имеющейся задолженности по зарплате в бюджетных организациях в 5 млрд. тенге. Почему сегодня говорите о том, что “ мы не имеем задолженности по выплате зарплаты бюджетникам”? Что случилось в нашей статистике за месяц с лишним? Если финансовая революция, то почему мы, простые казахстанцы, этого не заметили?

Вы не устали все нынешние неудачи и промахи сваливать на своих бывших коллег-коммунистов, говоря: “кризис в сельском хозяйстве начался еще в советское время”? Какова, в таком случае, Ваша ответственность как тогдашнего члена бюро ЦК Компартии Казахстана, Председателя Совмина республики, позже - члена Политбюро ЦК КПСС?

Кто предоставил Вам данные некоего соцопроса, утверждающего: “большинство населения считает, что с коррупцией борются только президент и КНБ?” Можете ли вы показать список респондентов, участвовавших в опросе?

Почему среди осужденных за коррупционные преступления мелких сошек нет ни одного сотрудника (я не говорю о руководителях) КНБ? Может, потому что Ваш любимый зять является фактическим руководителем КНБ? Знаете ли Вы, что это ведомство после прихода туда Вашего зятя окрестили Комитетом назарбаевской безопасности?

Почему Вы считаете что, “в течение десяти лет мы построили первое казахское государство”? А чем занимались наши великие предки, и в каком государстве они жили? Не боитесь ли Вы, как простой смертный, их гнева?

Почему некоторые специфические темы Вы озвучиваете только на казахском языке? Вы действительно не знаете, что в посольстве многих стран, в первую очередь российского, имеются специалисты, переводящие Ваши казахские размышления на межнациональные темы на свои языки и тотчас передающие их по назначению?

Вы действительно утверждаете что “народ три раза избирал меня своим президентом”? Не оговорились ли? А как же Конституция, утверждающая, что “Одно и то же лицо не может быть избрано Президентом Республики более двух раз подряд” (ст. 42, п. 5)?

Заявляя: “все три приватизационные программы, начиная с 1992 года, сделал лично я, и реализованы они лично под моим непосредственным контролем”, готовы ли нести всю полноту ответственности за все коррупционные обвинения при приватизации того или иного лакомого куска экономики Казахстана?

Говоря: “это я привел в страну компанию “Шеврон”, возьмете ли Вы на себя ответственность за невыгодные (более того, наносящие вред) для нашей экономики пункты контракта, о которых, благодаря дотошным журналистам, сейчас не знает только ленивый?

Что за статус Вы определили национальным компаниям, заявив: “Они могли и не прийти в Парламент (для отчета – Т.Ф.). Это же бизнес”? Значит, ошибаемся мы, считая их сугубо государственными компаниями, что именно государство является владельцем контрольного пакета акций? Когда и по каким законам произошла их приватизация, что даже парламент не может пригласить их для заслушивания? Почему “мы должны им помочь встать на ноги”? Разве не созданы они на базе вполне процветавших направлений народного хозяйства (добыча и транспортировка нефти и газа, железнодорожный транспорт и другие)?

Если, как Вы заявляете, “никаких счетов у Назарбаева за рубежом нет”, почему бы Вам не подать в суд на влиятельнейшие западные издания (например, “Уолл стрит жорнал”, “Форчун” и др.), которые утверждают совсем обратное? И таким образом, поставить все точки над “i” в этих разговорах?

Кого Вы имели в виду, утверждая, что “2 млрд. долларов лежат в чулках у казахстанцев”: Ваших коллег чиновников или простых граждан и пенсионеров?

Имели ли Вы в виду и журналистов “Хабара”, бравших у Вас интервью, говоря, что “все журналисты покупаются и продаются”?

Господин президент! Вы не задумывались, почему в течение всей полуторачасовой передачи к Вам не поступило ни одного мало-мальски критического и неприятного вопроса? Неужели все так ладно в датском королевстве? Вы об этом не подумали, господин президент?

Для разминки задаю Вам, господин президент лишь часть вопросов, на которое общество хотело бы получить ответ именно от Вас.

Знаете ли Вы о реальном состоянии экономики страны? Не пробовали ли Вы проехаться по аулам и мертвым малым городам без сопровождения свиты?

Знаете ли Вы, как о Вас отзываются Ваши же сограждане, сидя на кухне? Слышали ли Вы хоть один из расплодившихся ныне анекдотов о себе и о членах Вашей Семьи?

Знаете ли Вы, как преследуются Ваши политические оппоненты? Знаете ли Вы, что на Вашего бывшего соратника Акежана Кажегельдина\. Которого Вы наградили орденом Вашими спецслужбами заведено около 9 уголовных и административных дел? Знаете ли Вы, что его бывшие охранники, сотрудники Службы охраны президента (то бишь, Вашей!) П.Афанасенко и С. Ибраев по надуманному обвинению сидят в тюрьме?

Читаете ли Вы оппозиционные издания, слушаете ли Вы передачи зарубежных радиостанций, где критикуется Ваша политика?

Вы действительно считаете, что Ваша супруга права, когда заставляет младенцев поголовно (без учета индивидуального состояния здоровья) окунаться зимой в ледяную воду? Действительно ли она достойна звания академика и профессора и имеет право, по телевидению на всю страну, поучать настоящих светил науки?

Вы действительно считаете, что кроме членов Вашей Семьи никто не может руководить агентством “Хабар”, КНБ и нефтяной отраслью? Вы знаете, насколько они стали одиозны в общественном сознании?

Почему Вы публично не защищаете своего советника Гиффена, который фигурирует в скандальных публикациях в западных СМИ о Ваших тайных счетах в зарубежных банках?

Действительно ли Вы являетесь автором текста скандально известной уже песенки и хотите, чтобы она стала новым гимном? Вы не боитесь Аруаха Шамши и Жумекена, песню которых народ хочет видеть своим гимном?

И последнее. Нурсултан Абишевич, откуда у Вас такая убежденность в исключительной правильности проводимой Вами политики? Действительно ли Вы верите в те благополучные цифры, которыми Вас потчуют Ваши подчиненные? Если так, то мне очень жаль Вас, как президента, и Ваших сограждан, обреченных пожинать плоды подобной политики…