Экспорт людей - важная статья доходов
Казахстанские чиновники наживаются на сокращении населения страны

Эл. почта, 18 декабря 2000 г.

Олег ТАРАСОВ

Еще в прошлом веке германский посол в России Швайнитц сказал: “Как приятно жить в стране, где злоупотребления властью столь масштабны”. Отслужила свои века Российская империя, бесславно, не оплаканная “прогрессивным человечеством”, ушла в историю империя советская. Прошлое всегда расценивали как тяжелое духовное наследие и предавали анафеме. Но кочует из одной общественной формации в другую, бережно передаётся по наследству просто фанатичная любовь к власти. Из осколков империй клеят свое будущее “новые русские”, “молодые барсы”, “азиатские тигры”, коммунисты-демократы, банкиры, воры и бандиты, сутенеры, политики, вышедшие из слоев нищей народной интеллигенции. Все, кому не лень, стремятся к власти. Ибо власть - это нечто заветное, вожделенное. Власть - вне закона. Власть - это и есть закон.

Эти уродливые принципы насаждались и утверждались во все времена. Швайнитц несколько заблуждался, говоря о злоупотреблении властью. Вольно или невольно, он все же мерил многие понятия на свой, западный аршин. Ни в тогдашних империях, ни в сегодняшних суверенных постсоветских государствах властью не злоупотребляли и не злоупотребляют. Ею пользовались и пользуются, как кому заблагорассудится. Миллионные орды чиновников не знают законов, и знать не желают. Они - власть! Разница лишь в том, что у кого-то её много, а у кого-то - меньше. Милиционер на улице -власть, таможенник - власть: суд, прокуратура, юстиция, всевозможные комиссии и инспекционные инстанции -власть, законодательные, исполнительные органы - власть; начальник тюрьмы - власть, рэкетир - власть, служащий захудалого ведомства - власть. Захочет - шлёпнет печать, не захочет - не снизойдет. Бывшая партийно-советская номенклатура, прибравшая к своим рукам заводы, фабрики, нефтегазовые промыслы и прочую мелочь, - тоже власть. Народу оставили то, что власть взять побрезговала. Даже робкая попытка защитить собственную честь, своё человеческое достоинство, голос, поданный в защиту справедливости, расцениваются как покушение на власть, на её незыблемые основы. Запускается механизм санкций и дискредитации. Диву даёшься, как ловко всё устроено. Четко распределены сферы влияния. “Нарушителей конвенции” карают строго, вплоть до кровавых разборок.

Вывести формулу общественного бытия не сложно - правит бал “власть насилия” или “насилие власти”, здесь уж кому какое сочетание понравится. Суть-то не меняется. И, конечно же, говорить о правах человека, рассуждать о правовом поле на суверенных просторах развалившейся державы, неуместно. Все мы прекрасно понимаем: повлиять на ситуацию в целом мы не в состоянии. Даже правительства стран СНГ, имея в своем подчинении мощные силовые структуры, проигрывают в единоборстве с криминалом, мафиозными группировками, олигархическими объединениями, коррупцией и прочей дрянью. Но, мы можем и должны обозначить наши проблемы: проблемы людей, решивших выехать на постоянное место жительства в Германию.

Я бы выделил три стадии, на которых переселенцы подвергаются насилию и находятся в совершенно бесправном положении.

Первая, самая ранняя...

Немец? Следовательно, рано или поздно он должен уехать. И, сам того не подозревая, он находится под пристальным вниманием различных проходимцев, любителей поживиться за чужой счет. К нему приходят и вежливо говорят, мол, если надумаешь уезжать, дом и всё хозяйство продашь нам и никому другому. Если, конечно, не хочешь стать погорельцем или калекой. Называют смехотворную цену. “Джентльменский” набор, арсенал вымогателей, шантажистов и откровенных уголовников неисчерпаем и циничен.

Власть денег, жажда легкой наживы затмевают все разумное, истребляет все человеческое. Людей терроризируют в открытую, не боясь последствий. Годами нажитое добро идет с молотка за бесценок. Сопротивляться бесполезно. Десятки тысяч людей попадают в правовой вакуум - они ещё не граждане ФРГ, юрисдикцией Германии не защищены. Но уже отрезанный ломоть России, Казахстана, Киргизии и т.д. В сложившейся ситуации они становятся жертвами. Государство предало целый народ, который служил ему верой и правдой, и отдало его на откуп победителей - власти насилия.

Приведу лишь один пример из многочисленной почты. Суть такова... У Якова Бухмиллера, который создал своё крестьянское хозяйство и назвал его “Нойес Лебен”, работники милиции угнали скот - 70 голов крупного рогатого скота (по мелочам не работают). Произошел этот разбой в 1994 году в Каратальском районе Алма-атинской области. Бухмиллер подал заявление в суд, и по факту угона скота было возбуждено уголовное дело. Волокита с “коровьим делом” длится 4,5 года. Не стану описывать подробности затянувшейся тяжбы, так как не хватит, честно признаюсь, и моих сил это сделать, и места во всем “Восточном экспрессе” (Выходящая в ФРГ газета на русском языке). Могу отдать лишь должное мужеству и настойчивости этого человека, который прошел все круги бюрократического ада: начиная с районного суда и кончая ООН. Каков же итог замыслов, надежд фермера, решившего начать “новую жизнь”?

В конце января 1999 года Я. Бухмиллер получил официальный ответ от прокурора Алма-атинской области господина Утибаева. Привожу его дословно:

“Ваше обращение о необъективном рассмотрении уголовного дела в отношении Куракбаева И.М. всесторонне рассмотрено в областной прокуратуре. Уголовное дело по обвинению Куракбаева в совершении преступления, предусмотренного ст. 327 ч. 1 УК РК, постановлением суда Каратальского района от 29 мая 1998 г. прекращено в свят с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности.

Данное решение суда признанно законным, и оснований для его опротестования нет, о чем Вам неоднократно сообщалось.

В части возмещения ущерба сообщаю, что решением суда Каратальского района от 27 июля 1998 г. в Вашу пользу взыскано 322000 тенге. В настоящее время, в связи с отсутствием имущества у должника Куракбаева, решение суда Департаментом судебных исполнителей не исполнено”.

Вот так. Обобрали человека как липку при всем честном народе, пригрозили расправой и прислали издевательское решение суда. Как ему жить дальше? Ведь дело не только в коровах...

Но, по сравнению с тем, что произошло в Есике, Яков Бухмпллер, можно сказать, легко отделался. Семью Александра Виндхольца, получившую решение о приёме в ФРГ, зарубили топорами. Зверски расправились с отцом, матерью, бабушкой и сестрой. Несомненно, что убийцы требовали деньги. Эта трагедия произошла в 1997 году. Оставшийся в живых Александр (в эту кровавую ночь он был у друга) получает угрозы “дорасправиться”.

В Темиртау в 1996 году убили Андрея Брема. Затолкали в мешок и бросили в озеро. Следствие по делу не ведётся. Траурный список можно продолжить.

Вторая стадия - чистилище. Только не душ в общепринятом библейском понимании, а кошельков. Это - таможня. Здесь изощрённо, профессионально опустошают карманы, а вместе с ними - и души отъезжающих на свою историческую родину. Люди с узлами и чемоданами, старики и молодые, больные и здоровые, все они - добыча, лакомый кусок для паразитирующего служащего таможни. Таможня сегодня - это хорошо организованная и вовсе не законспирированная государственная организация, занимающаяся поборами. Что за всем этим стоит? Займемся простой арифметикой.

В 1997 году из Казахстана выехали 74000 переселенцев. В среднем каждая семья состоит из четырех человек. 74000 делим на 4. Получается -18500 семей. И если каждая выложила на таможне по 200 марок (а требуют 300, 400. 500, 600 и более - и выкладывают), получается, что только за 1997 год на таможне осело 3.7 миллиона марок. Вот и вся философия братства. Гадать и строить догадки, в чьи карманы попадают ли миллионы, не берусь. Зато берусь смело утверждать: такие, с позволения сказать, “взаимоотношения” оскверняют наши добрые отношения с казахским народом. Периодическая чистка таможен проводится. Но проку от этого мало. Корни зла не выкорчёвывают. Как в армии: солдаты приходят и уходят, а “дедовщина” остается. Неудивительно, что любители порыться в чужих сумках и чемоданах лидируют по количеству поступающих на них жалоб. Не так и не то ищут, видимо. Меня поразило одно письмо. Поразило своей наивностью, простотой и благородством, неуспокоенностью людей, не желающих погружаться в безнадежное ожидание перемен к лучшему. Дословно, без редакторской правки:

“Вашингтон, Президенту Соединенных Штатов Америки Биллу Клинтону от бывших советских немцев.

Мы бывшие советские немцы вынуждены обратиться к президенту Америки. Мы чувствуем, что президент Америки заботится о людях “сего мира. У нас есть очень много фактов грабежа, воровства и взяток на таможнях бывшего Союза.

Мы просим президента Америки, чтобы Ваша пресса вмешалась в чаши проблемы, может быть это дойдет до руководства бывшего Союза. Мы уже обращались во все общественные организации Европы. Вообще на наших бывших советских немцев никто внимания не обращает. Мы все доказательства прикладываем к нашему письму.

18.12.1998 г.” Много подписей.

Письмо почти свежее. Жаль, только не ко времени оно было Клинтону. Своих проблем хватало: Моника Левински, импичмент. А то бы он навел порядок на СНГ-вских таможнях.

Если серьёзно, письмо наводит на грустные мысли. Обратились не в Землячество, не к Уполномоченному по делам переселенцев Йохену Вельту, не к переселенцам-юристам, журналистам и т.д., а за океан. Значит, разуверились (а может, никогда и не верили), что мы можем сами что-то сделать для себя, защитить свои права, честь, достоинство.

Как ни горько признать, но такой вывод вполне закономерен. Когда таможенники довели Наталию Блюм до истерики, и женщина стала кричать во весь голос: “Не дам!”, никто за неё не вступился, не возмутился, не воспротивился преступным действиям вымогателей. Каждый думал о себе, лишь бы его не тронули. Более того, женщину принудили подписать бумагу, что претензий к таможне она не имеет. Зал молчал. Тонка кишка у наших людей, если позволяют так с собой обращаться. Благородство же авторов письма я вижу в том, что они беспокоились не о себе, своё они уже получили (вернее, отдали). У них болит душа за тех, кому предстоит неизбежная встреча с таможенным хамством, с таможенной гильотиной, которая вместе с деньгами отсекает у человека ею уважение к стране. Они хотят уберечь наших земляков от душевных волнений и горьких разочарований. Эти люди живут в ладу со своей совестью. Стыдно, господа! Стыдно за всех нас. За многие годы мы ничего не создали, чтобы активно противостоять этим “гусанос”. Давно назрела острая необходимость предпринять конкретные меры по пресечению царящего беспредела.

И третья стадия насилия власти: выход из гражданства. Передо мной “письмо-просьба”...

“Мы, жители города Мунхунгладбаха, бывшие жители Казахстана, в настоящее время проживаем в Германии. Просим правительство Германии помочь нам Международным судом избавиться от больших поборов выхода из подданства Казахстана. Это большие нарушения прав человека. Мы никому ничего не должны, почему мы должны выкупаться из рабства.

Во-вторых, мы просим помочь вернуть людям деньги, забранные на таможне при выезде из Казахстана на постоянное место жительства в ФРГ. Нам не выдали приватизационных купонов, на которые мы имели право. Есть и другие факты: выгоняют немцев из Казахстана, убивают ради наживы. Многие при выезде не получили 6-месячную пенсию. Мы поддерживаем статью адвоката Виктора Шульца. В чем и расписываемся”. 23 подписи.

Замечу, писем на эту и другие темы очень много. Обращаются и ко мне, каков же результат от моего послания президенту Казахстана Н.А. Назарбаеву. Отвечу коротко: письмо до президента дошло. Его опубликовали в “Казахстанской правде”, президент дал поручения разобраться с таможней. Посольству Казахстана в ФРГ предложено обсудить с представителями общественных организаций переселенцев темы, затронутые в письме. Что и было сделано. Содействовать налаживанию культурно-экономических контактов между нашими странами, вовлекая в этот процесс немцев-переселенцев. Работа в этом направлении ведется. Но в одночасье все проблемы не решить, уж слишком резко суверенные государства стартанули в капитализм, видя перед собой только один ориентир - благосостояние. А оно наживается честным трудом, в защиту которого здесь запущен сложный, демократический механизм “власти Закона”, а не “закона Власти” в силках которого находятся все постсоветские государства.

Адвокат Виктор Шульц в своей статье “Выход или выкуп?” (ВЭ, 6(42) 1998) дал исчерпывающую правовую и нравственную оценку действу выхода из гражданства. Добавить нечего. Я поддерживаю его предложение создать инициативную группу не только из юристов, но и из журналистов, активистов общественно-политических организаций переселенцев в Германии, чтобы добиться отмены непомерных пошлин.

Но предлагаю расширить диапазон действий и не замыкаться только проблемой выхода из гражданства. Нужна не группа, а постоянно действующий общественный комитет, который бы и занялся изложенными проблемами, и не только ими. Дел хватает. Определить гуманитарные функции комитета.

Это важно: любое наше действие должно быть основано на нравственных критериях. Защищая себя, всегда помнить о том, что зло идет не от народа в целом, народ не несет коллективной ответственности за творящиеся в стране безобразия. Он сам является заложником “власти насилия”. Не забывать и о тех, кто еще не уехал. Простой пример - мы представляем в Европейскую комиссию по правам человека факты нарушения прав человека, допустим, в Татарстане. Комиссия возьмется за Татарстан, начнёт давить на европейских инвесторов: мол, там не все ладно с правами человека, немцев обижают и т.д. Всегда найдутся профессиональные интерпретаторы, и все беды свалят на проживающих там немцев, переведут проблему в плоскость национальных разногласий. Это очень опасно. Но я уже забегаю вперед...

Вопрос в том, кто возьмет на себя смелость и инициативу начать эту работу. Землячество? “Восточный Экспресс”? Или кто-то другой.

Виктор Шульц подсчитал: выход из гражданства принесет России, Казахстану, Киргизии и другим республикам бывшего СССР более 2 млрд. марок. Интересно, знает ли правительство ФРГ, что, в принципе, это деньги немецкого налогоплательщика, и уходят они в карманы широких штанин “ хитроумных и ненасытных чиновников. Данные 1998 года:

Хочется поблагодарить президента Узбекистана И. Каримова за его высокую порядочность, честность и подлинное уважение к людям, которых он не стал облагать оброком, потому что помнит и ценит их труд на хлопковых плантациях, строительстве поселков в голодной степи, на заводах, фабриках, в сферах науки, культуры, искусства. Спасибо вам, господин президент.

Виктор ФОГТ

Эпилог

Мы обращаемся ко всем честным людям мира, кому небезразлична судьба этого простого крестьянина, вступившего в неравную схватку с насквозь коррумпированным государственным аппаратом Казахстана: Окажите, пожалуйста, содействие, возможную финансовую помощь, а так же моральную поддержку этому несгибаемому борцу за правду, за справедливость. Ведь даже только ваши добрые слова поддержки ему сейчас очень нужны.

Его адрес:
Германия – Deutschland
Riesengebirgestr. 10
35285 Gemьnden/W
Jakob Buchmiller
Teл. извне Германии: 8-10-49-6453-64038
Тел. в пределах Германии: 06453-64038