Начался суд над бывшим премьер-министром Казахстана
Радио Свободная Европа
/ Радио Свобода, 15 августа 2001 годаБрюс ПАННЬЕР
Сегодня в столице Казахстана Астане начался суд над бывшим премьер-министром страны Акежаном Кажегельдиным, который обвиняется в коррупции. Судебное разбирательство получило широкий международный резонанс, но сам Кажегельдин в зале суда не появится. Он не был в стране уже более двух лет. Наш корреспондент рассказывает о политической карьере Кажегельдина и о том, как он оказался в сегодняшней ситуации.
Прага, 15 августа 2001 (РСЕ/РС) - Сегодня Верховный Суд Казахстана приступил к слушанию по делу бывшего премьер-министра страны Акежана Кажегельдина.
Кажегельдина нет ни в здании суда, ни даже вообще в Казахстане. Человек, который возглавляет одну из ведущих оппозиционных партий Казахстана, не был в стране уже более двух лет и, вероятно, в ближайшее время там не появится.
Судья Верховного Суда Бектас Бекназаров, председательствующий на заседании, запретил присутствовать в зале суда с камерами и записывающими устройствами.
Корреспондент РСЕ
/РС Сагат Батырхан сообщает из здания суда: "Впервые в истории Казахстана судебное разбирательство проводится заочно. Рассматривается дело бывшего высокопоставленного чиновника Казахстана - Акежана Кажегельдина, который [проживая вне страны] по-прежнему является гражданином Казахстана. Представители обвинения заметили, что в деле не содержится секретной информации, за исключением двух моментов, которые квалифицируются как государственная тайна, и согласились на проведение открытого судебного процесса. Как стало понятно в ходе слушаний, причиной для возбуждения дела стали заявления ряда предпринимателей, которые сказали, что Кажегельдин вымогал у них взятки".Кажегельдину предъявлено сразу несколько обвинений в преступлениях, которые он совершил во время своего пребывания на посту премьер-министра в период с 1994 по 1997 гг., включая незаконное присвоение денег, получение взяток, уклонение от уплаты налогов и незаконное владение огнестрельным оружием. Дата судебного разбирательства по делу была назначена после того, как в прошлом месяце Кажегельдину, участвовавшему в слушаниях в Конгрессе США, наконец была вручена судебная повестка.
Кажегельдин стал сначала премьер-министром временного правительства Казахстана в 1994 году, когда премьер-министр Сергей Терещенко, обвиненный в финансовых нарушениях, ушел в отставку. Кажегельдин, к тому моменту уже проявивший себя как успешный бизнесмен, оставался на посту главы правительства и после парламентских выборов, состоявшихся годом позже, вплоть до 1997 года.
Во время пребывания Кажегельдина в должности премьер-министра страны был сделан особенно сильный упор на приватизации. Многие основные производства были выставлены на торги. Электростанции, сталеплавильные заводы, нефтяные месторождения, угольные шахты и другие предприятия распродавались инвесторам, которых обычно обязывали выплатить все задолженности по зарплате и модернизировать производства, но которым также предоставлялись большие налоговые льготы. Многие из таких налоговых послаблений сейчас пересматриваются как возможно невыгодные для Казахстана. Большинство обвинений в растрате и взяточничестве, предъявляемых сейчас Кажегельдину, происходят из тех приватизационных сделок. Даже в то время ходили слухи о взятках на миллионы долларов, которые выплачивались компаниями за получение возможности заключить крупную сделку, а положение Кажегельдина давало ему тогда уникальный шанс приумножить свои капиталы.
Политика Кажегельдина по продаже контрольных пакетов акций казахстанских компаний иностранным инвесторам не пользовалась популярностью среди казахстанских предпринимателей, которые полагали, что такие сделки ставят иностранных покупателей в привилегированное положение.
Звезда премьер-министра начала закатываться в 1997 году, когда он отказался повысить расценки на электроэнергию, как этого требовала бельгийская компания, взявшая в управление Алматы Энерго. Эта компания отвечала за снабжение теплом и электроэнергией г. Алматы, в то время столицы страны. Когда некоторое время спустя чиновники объявили о переводе столицы к северу из Алматы в Астану, Кажегельдин отказался переезжать. К осени 1997 года пресса начала кампанию против Кажегельдина: она ополчилась не только на его политику, но и на него самого. Он ушел в отставку в октябре этого же года по "состоянию здоровья " и отошел от участия в политической жизни.
Кажегельдин вновь оказался в центре всеобщего внимания в 1998 году, когда объявил о выставлении своей кандидатуры на президентских выборах против президента Нурсултана Назарбаева. Позже его отстранили от участия в выборах: суд признал его виновным в административном правонарушении за участие в несанкционированном митинге. Несколько месяцев спустя после выборов
Кажегельдин организовал Республиканскую народную партию Казахстана и объявил о своем намерении баллотироваться на выборах в парламент в октябре 1999 г. Весной этого же года он выехал за пределы Казахстана, предположительно чтобы представить новую партию иностранным правительствам. С тех пор в страну он больше не возвращался.Странные обстоятельства, окружающие отъезд Кажегельдина, а также выдвигаемые против него обвинения заставили многих как внутри Казахстана, так и за его пределами прийти к заключению, что эти обвинения носят политический характер. Дважды - в сентябре 1999г. в Москве и июне 2000 г. в Риме - Кажегельдин задерживался на основании официального запроса Казахстана, распространенного через Интерпол. Однако Генеральный прокурор Казахстана никогда особенно не добивался его выдачи.
К 24 августа Верховный Суд Казахстана должен закончить заслушивать показания свидетелей по делу.
Радио Свободная Европа
/ Радио Свобода, 15 августа 2001 года