Власть любит играть в молчанку и в жмурки
Призывы быть честной и открытой до нее не доходят

Республика-2000, 23 августа 2001 года

Ахмет АКБАР

Этот пестрый и непонятный мир

Мой сегодняшний упрек и недовольство снова адресуются власти.

В последние дни Интернет в буквальном смысле слова взорвался от обилия информации. Дело в том, что инсценировав заочный судебный процесс над экс-премьером, власть в очередной раз вызвала огонь критики на себя. В этой ситуации нам, простым потребителям информационной продукции, очень трудно сориентироваться. Что означают действия власти и какую цель она преследует при этом? Как относится к высказываемой в свой адрес критике? Почему бы не поставить ей точки над "i" и дав исчерпывающие, аргументированные ответы всем "оппонентам", не заткнуть им рты?

Вот высказывания некоего Брюса Панньера на Радио Свободная Европа. "Причиной для возбуждения дела стали заявления ряда предпринимателей, которые сказали, что Кажегельдин вымогал у них взятки", - говорит он. Но, позвольте, где были эти предприниматели, когда сегодняшний подсудимый возглавлял правительство и вымогал взятки? Или хотя бы в то время, когда президент сделал его своим советником и награждал высшим орденом Казахстана? Если они долгое время молчали и в соответствующие органы не сообщали о совершенных экс-премьером преступлениях, не является ли это уголовно наказуемым деянием? Можно ли их сегодняшние признания или заявления считать смягчающими вину обстоятельствами?

Нет ответа на эти многочисленные вопросы. Как нам в обстановке безмолвия властей относиться к той и другой стороне: назвать Кажегельдина преступником или нынешние власти - врунами и преследователями своих противников?

Много вопросов вызывают и высказывания директора Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности Евгения Жовтиса и заместителя председателя партии Национальный конгресс Казахстана Гульжан Ергалиевой. "Начало подобного судебного заседания - позор для страны, - говорит Е. Жовтис в своем заявлении. - Наличие материалов уголовного дела без обвиняемого лица, без очных ставок, без контраргументов - это правовой нонсенс... Ситуация курьезна и тем, что по действующему законодательству РК суд не может вынести приговора, потому что обвиняемый не может высказаться... А самое потрясающее, что в качестве свидетелей выступают высшие должностные лица правительства, которые, судя по информации, все в полном составе следовали законам РК, а премьер Кажегельдин оказался единственным "козлом отпущения". Придется поставить под сомнение профессиональный уровень таких служб, как КНБ, органов ВД, прокуратуры, совета безопасности, которые в течение 3-х лет премьерства Кажегельдина ничего не установили".

Прав ли Е. Жовтис? Будь я представителем власти, мог бы с ним поспорить и привести свои доводы. Власть, которая не может защитить свою страну и наказать нарушителей закона, это уже не власть. Но когда мои оппоненты доказывают, что закона, позволяющего заочный суд над обвиняемым, нет в мировой практике, я не могу им ответить, потому как на этот счет не владею информацией. Если принявший поправку в УПК парламент владеет такой информацией, почему бы ему не разъяснить своим гражданам, что, мол, такие-то страны, скажем не изгои, и страны даже не третьего мира, а развитые и демократические страны имеют законы, позволяющие судить преступников заочно и что это обычная практика в мировой юриспруденции?

И упрек Е.Жовтиса в адрес высших должностных лиц, выступающих в суде свидетелями обвинения, не лишен логики. Где они были тогда, когда работали вместе с Кажегельдиным? Почему они лишь сегодня прозрели? Казалось бы, если даже сегодня они не отвечают перед законом наравне с экс-премьером, по логике должны бы уйти в отставку? Все эти вопросы требуют ответа со стороны власти.

Невозможно проигнорировать и мнение Г. Ергалиевой. "Если судить премьеров за их деятельность в Казахстане, - говорит она, - то надо начинать с Сергея Терещенко, который повесил на народ безвозвратные кредиты в полтора миллиарда долларов, разворованных первой волной бизнесменов, потом Нурлана Балгимбаева, чье имя упоминается в связи с арестованными счетами в Швейцарии и исчезнувшими деньгами от нефти". Я лично присоединяюсь к мнению Гульжан, потому что оно логично. Нелогичны действия властей, которые в упор не видят находящихся рядом экс-премьеров, а гоняются за "призраком".

Как мне кажется, прав и Петр Своик, который говорит о грядущих незапланированных президентских выборах. Если это не так, надо ответить со всей откровенностью, мол, это выдумка "неудачника". Но надо доказывать свою правоту не традиционным методом: сам дурак. И тем более представителям власти следовало бы быть осторожными в высказываниях. Вот сообщают из Астаны, что выступая перед судом, представитель обвинения Г. Утибаев заявил, что "уведомление было вручено Кажегельдину в Конгрессе США, но он отказался расписаться в его получении". Но мы-то знаем, что попытка вручения повестки в суд во время слушаний в Конгрессе США провалилась и вызвала бурю негодования мировой общественности. Даже высокопоставленный сотрудник посольства Казахстана в США вынужден был извиниться перед конгрессменами и уверял, что документ, который пытались вручить экс-премьеру, вовсе не повестка в суд. Об этом сообщали все казахстанские газеты и телеканалы... Кто же лжет: генерал юстиции или дипломат? Опять нет ответа.

Хотелось бы обратить внимание и на высказывания эксперта вашингтонского фонда "Наследие" Ариэля Коэна, который не смог скрыть своего удивления. "Если Кажегельдина обвиняют в том, что он принимал постановления, которые были незаконны, - задался он вопросом, - то где был в это время президент? Где были его юридические советники? Был целый аппарат президентской администрации, который должен был прийти к президенту и спросить: Нурсултан Абишевич, что здесь происходит? Почему этот человек принимает такие постановления?"

Логично? Очевидно. Но если есть другое мнение, высказывайтесь смелее. Не держите население в неведении. К сожалению, наши подобные призывы быть честной и открытой до власти не доходят. Наша власть любит играть в молчанку и жмурки. Ведь никто не сможет нас переубедить, что власть не видела письмо А. Кажегельдина, адресованное Г. Ергалиевой в связи с начавшимся судебным процессом. "В эти дни вспоминается лето 1997года, объявленного тогда "Годом национального согласия и примирения", - пишет экс-премьер. - ... Выступая на митинге, президент Назарбаев дал клятву, что никогда не допустит нарушения прав человека и беззакония в независимом Казахстане. Горько признавать, что он нарушил эту клятву".

Я не помню, был ли такой случай? Если это действительно так, надо бы объяснить, с чем связано нарушение клятвы? Потому что мы хотели бы видеть нашего президента честным не только в помыслах, но и в действиях...

http://respublica.boom.ru

Республика-2000, 23 августа 2001 года