Ложь "на коротких ногах"
Рецепты "Идрисовской демократии по-казахстански" шокируют Вашингтонский политический истеблишмент

Вашингтон, 4 мая 2001 года

Эрик КАРТМЕН

Визит Казахстанского Министра Иностранных дел Е. Идрисова в США уже принёс как минимум один положительный результат – теперь в Вашингтоне точно знают причину развала демократического строя в Казахстане. Оказывается все дело в плане.

Министр Идрисов поделился этой тайной на двух встречах, которые прошли на Радио Свобода и в Фонде Карнеги 2 Мая 2001 г. Министр с нескрываемым возбуждением поведал собравшимся о том, что в 1998 году был принят специальный план по демократизации. Сколько за разработку этого плана было заплачено западным консультантам, он не упомянул, но, по Вашингтонским слухам, одна из влиятельных американских газет уже подробно изучает этот 2х томный план-отчёт, который был написан несколькими консультантами т.н. группы “Пи” и за который не ведающие того казахстанские граждане отвалили несколько миллионов долларов со счетов ныне замороженных в Швейцарии. Интересен тот факт, что копии этого плана появились в распоряжении американской газеты в процессе журналистского расследования счетов, хранящих замороженные казахстанские деньги – президентский советник Джим Гиффен приложил руки не только к казахской нефти, но и к казахской демократии.

Западные наблюдатели прекрасно осведомлены обо всех “победных вехах” выполнения этого плана: парламентские и президентские выборы проведённые по стандартам даже близко не соответствующим международным нормам, полный разгром независимой прессы, террор против оппозиционных партий и общественных организаций; политические заключённые и патологическая коррупция. Министр Идрисов развеял даже самые маленькие сомнения в том, что планы в его стране не расходятся с делами.

Быть главой внешнеполитического ведомства такой страны как Казахстан не просто. Несомненно, что такие качества как профессионализм и интеллигентность могли бы стать хорошим подспорьем на этом нелёгком посту. К сожалению хамский, безапелляционный и провинциальный стиль Г-на Идрисова вызвал у Вашингтонской публики лишь ностальгию по его предшественнику, как минимум интеллигентному К. Токаеву.

В речи Министра и в ответах на вопросы на орехи досталось всем, включая даже очень влиятельную газету “Вашингтон Пост”, “осмелившуюся” напечатать редакционную статью об американо-казахских отношениях. Невдомёк только было маленькому провинциальному Министру, что редакционная статья "Вашингтон Пост" - это не критика режима Назарбаева, этот этап уже давно позади. На самом деле это прямоe выражение мнения политического истеблишмента Вашингтона по отношению к возможным контактам администрации Буша с коррумпированным и реакционным режимом Назарбаева. Американская политическая элита советует Президенту Бушу найти новых и порядочных друзей в Казахстане - тех кто борется за новое будущее своей страны.

Отрицать факт политического преследования Петра Афанасенко и Сатжана Ибраева, публично оценённого таковым ОБСЕ, Государственным Департаментом США, местными и зарубежными правозащитными организациями для Министра по меньшей мере глупо, но именно так он отреагировал на вопрос из аудитории. Можно пытаться говорить, что чёрное это белое, но Министр явно переоценил свои ораторские способности, если надеялся, что его пустое заверение будет иметь больше веса, нежели мнение влиятельных международных организаций и правительств.

Похоже, и со знанием дел в стране у Г-на Идрисова дела обстоят неважно. На вопрос о том будет ли он, также как и Президент Назарбаев осенью 2000 г., просить Государственного Секретаря США о немедленном прекращении уголовных расследований по “Казахгейту”, Министр ответил, что Казахстан не доволен нарушением суверенитета, выразившимся в замораживании казахстанских денег и сказал, что хотел бы чтобы США заняли позицию Швейцарии в этом вопросе. Однако же невдомёк Г-ну Идрисову был факт решения Верховного Федерального Суда Швейцарии, признавшего, что оспариваемые деньги, лежащие на 11 различных счетах, принадлежащих Нурсултану Назарбаеву, Динаре Кулибаевой (заморожен счёт её компании, кстати, трогательно названной “Алтай” – в честь любимого сына), Нурлану Балгимбаева (аж 4 разных счёта!), Самал Балгимбаевой (почему то жительницы г. Ньютон, дорогого пригорода Бостона) и счетов американского советника, в конце концов не были признаны “суверенными”. Теперь каждому владельцу, включая Президента Назарбаева, придётся лично отвечать за содержимое этих счетов. Очевидно, что Министра Идрисова не посвящают в перипетии адвокатских битв за деньги Семьи и её прислужников, но в таком случае не нужно делать утверждений, не соответствующих действительности.

На самом деле визит Министра Идрисова явно обозначил одно – с надвигающимся развитием “Казахгейта”, когда повестки и ордера на задержание или даже арест казахстанцев полетят по миру, Казахстанское дипломатическое ведомство не готово к профессиональному выполнению своих обязанностей. Хочется верить, что в Астане всё же найдутся талантливые и одарённые дипломаты, готовые справится с такой сложной задачей.

Домой Ерлан Идрисов поедет не с пустыми руками – 2 Мая 2001 года на заседании Комитета по Международным Делам Палаты Представителей Конгресса США, обсуждавшем Законопроект H.R. 1646, было принято решение исключить Казахстан из списка стран, которые получат дополнительную военную помощь (so-called “excess defense articles”) в бюджете на следующие 2 финансовых года (календарные 01 Октября 2001 г. – 30 Сентября 2003 г.). В часы, когда Идрисов пытался изображать из себя политика международного масштаба встречаясь с конгрессменом не имеющим никакого влияния на международные вопросы (в Вашингтоне такие встречи называются vanity meetings – встречи тщеславия), Председатель Комитета по Международным Делам Палаты Представителей Конгресса США Генри Хайд (Респ.; Иллинойс) одним росчерком пера удалил Казахстан из списка акцепторов щедрых американских вливаний в оборону. Во время обсуждения Законопроектa H.R. 1646 многие конгрессмены сказали всё, что думают о Назарбаеве и его режиме. Особенно жёстким было выступление Конгрессмена Даны Роребахера (Респ.; Калифорния). Припомнилось всё – и крокодиловы слёзы по поводу т.н. исламских террористов, и коррупция, и разгром свободной прессы.

Давать деньги коррумпированному и реакционному режиму Конгресс счёл неэтичным. Кстати другой страной, лишившейся щедрой американской подачки, стала Молдова – денег коммунистам Конгресс давать тоже не стал. Конгрессмены не могут допустить двойных оценок, и во многом сделать этот шаг им помогла редакционная статья "Вашингтон Пост”.

В силу технических причин анонсированные слушания в Конгрессе по поводу свободы слова в Казахстане и Центральной Азии несколько задержались – свидетелей от нового состава Госдепартамента пока просто нет – руководители нужных департаментов не утверждены Сенатом. Но ждать осталось недолго. То же самое и со слушаниями по “Казахгейту”. Хочется верить, что к тому времени Казахстан подготовится и поймёт, что ложь и пустословие не являются общепринятыми дипломатическими нормами, а хамство и невежество найдут себе подобающее место не в МИДе, а где-нибудь в картофельных рядах Зелёного Рынка Алма-Аты. Хотя покупателей тоже жалко...

Вашингтон, 4 мая 2001 года