“Казахский цирк” на Капитолийском холме
Вашингтон, 19 июля 2001 года
Невероятным дипломатическим скандалом закончились
слушания в Конгрессе США, которым было дано душераздирающее название - “Молчание в Центральной Азии: голоса диссидентов”. Посвященные нарушениям свободы слова и гражданских прав в Казахстана, слушания шли в соответствии с отлаженной десятками лет процедуре, в соответствии с которой свидетели и эксперты выступали один за другим. Неожиданно председательствовавшая на слушаниях республиканка от штата Флорида Илеана Рос-Летинен прервала выступление очередного свидетеля и взволновано объявила, что только что представители казахстанского посольства попытались в здании Конгресса США вручить судебную повестку Акежану Кажегельдину, лидеру оппозиции, бывшему премьер-министру Казахстана. В зале поднялся невероятный шум. Сопредседатель слушаний конгрессмен-демократ Бен Гилман назвал этот инцидент “непростительной попыткой использовать в Конгресс” в низких целях, потребовал прервать слушания и вызвать полицию.В этот момент сидевшие в зале многочисленные казахстанские дипломаты, почти все одетые в одинаковые черные костюмы, ринулись к выходу. Навстречу им в зал вошли вооруженные полицейские, которые встали у дверей и рядом с Акежаном Кажегельдиным, для того, чтобы защитить его от возможных провокаций. Члены Комитета по международным делам, юристы Конгресса, Акежан Кажегельдин и представители полиции собрались в комнате совещаний комитета для того, чтобы выяснить и зафиксировать обстоятельства происшедшего.
Руководитель аппарата комитета по иностранным делам пояснил присутствующим, что согласно законам США даже американские власти не имеют права вручать повестки и проводить следственные действия на федеральной территории, которой являются здания Конгресса. Охрану порядка здесь осуществляет специальная полиция. Именно ее сотрудники были призваны на охрану порядка.
В общей сумятице Берик Садыков, начальник консульского отдела посольства Казахстана в США, который проводил эту “спецоперацию”, незаметно скрылся, поэтому объясняться с конгрессменами пришлось Кайрату Умарову, советнику посольства. Конгрессмен Гилман потребовал его выйти к микрофону. Высокопоставленный дипломат начал бормотать что-то невнятное про то, что казахстанским властям трудно найти Акежана Кажегельдина и про то, что в посольстве не знают про законы США.
Эти объяснения никого не удовлетворили, и конгрессмены Питтс и Исса отправились звонить по телефону послу Канату Саудабаеву, который, как известно начинал свою государственную карьеру директором алма-атинского цирка. Вернувшись в зал, конгрессмены сообщили, что посол чрезвычайно огорчен происшедшим и приносит свои глубокие и искренние извинения Акежану Кажегельдину, председательствующему и всем конгрессменам. Под хохот понимающих русский язык один из журналистов прокомментировал это сообщение словами: “Посольство дико извиняется, потому что и все остальное делает дико”.
Продолженные после часового перерыва слушания проходили под впечатлением этого невероятного события. Касандра Ковано, представлявшая организацию “Хьюмен райтс уотч” отметила, что имевшие место события наглядно демонстрируют ситуацию с правами человека и позиции, которых придерживается правительство президента Назарбаева. Конгрессмен Векслер, в начале слушаний выступивший с кратким сообщением, в котором были отмечены “некоторые позитивные моменты” в политике правительства Назарбаева, после перерыва занял довольно жесткую позицию и поставил ряд вопросов, сама формулировка которых носили критический по отношении к правящему режиму характер.
Представители Государственного департамента, присутствовавшие в Конгрессе и дававшие показания, сделали свои выводы из “циркового представления”, устроенного казахстанскими дипломатами. Как стало известно в Вашингтоне, уже подготовлена нота протеста, которую руководители Государственного департамента намерены вручить послу К. Саудабаеву, вызванному для официальных объяснений.
Вопрос о дальнейшей судьбе Берика Садыкова, взявшего на себя неблагодарную роль курьера при передаче повестки, будет решен в скором времени. Эксперты полагают, что конгрессмены могут потребовать от Госдепартамента высылки на родину горе-дипломата. Возможно, что не дожидаясь этого унижения казахстанский МИД сам уже отзывает Садыкова. После такого “прокола” этого чиновника вряд ли захотят видеть в своих столицах демократические государства, и ему в лучшем случае будет уготовано место в консульском окошке казахстанского посольства в Ашхабаде или Бишкеке.
Если, конечно, Астана не постарается сделать из этого мелкого исполнителя чужих приказов полноценного “козла отпущения”, как это случилось с тем офицером погранвойск, который по приказу КНБ конфисковал паспорта у отправлявшихся на слушания в Вашингтона Амиржана Косанова и Ермурата Бапи. После развернувшегося
международного скандала, если верить письму все того же посла Саудабаева, именно этого офицера, а не руководителя алма-атинского КНБ Рахата Алиева, уволили со службы.Под впечатление происшедшего и в порыве неожиданно нахлынувшего мужества Олег Квятковский, директор медиа-холдинга “31 канал”, сделал публичное предложение Акежану Кажегельдину выступить в телевизионном эфире и гарантировал, как его полноценный и суверенный руководитель, что такая программа выйдет в республиканский эфир.
За всем происходящим в зале с изумлением
наблюдали члены официальной казахстанской делегации, которые приехали в Вашингтон, чтобы отстаивать заслуги президента Назарбаева. Азат Перуашев, высокопоставленный функционер Гражданской партии, от которого все ожидали экстравагантных выступлений, сидел таким же подавленным, как и его “товарищи по несчастью”. В кулуарах он сокрушался, что приходится защищать такую тупую власть, которая не способна ни на что позитивное. Прилетевший вместе с группой поддержки Назарбаева главный раввин Казахстана Коэн Иешай, который почти не говорит по-русски, зато хорошо понимает по-английски, всем своим видом выражал глубокое сожаление. Дай бог, чтобы в своих молитвах попросил небо вразумить президента Назарбаева и его подручных, как с дипломатическими паспортами, так и без них. Потому что известно, что Бог отнимает разум у тех, кого хочет покарать.Вашингтон, 19 июля 2001 года