Свидетелю угрожает смерть!
Казахстанская служба РC/РСЕ, 21 августа 2001 года
Вторник, 21 августа, стал пятым днем судебного разбирательства по делу Акежана Кажегельдина. Бывший премьер-министр Казахстана Акежан Кажегельдин обвиняется в уклонении от уплаты налогов, злоупотреблении служебным положением и незаконном владении оружием. Сегодня на слушании давали свидетельские показания Владимир Малышев, Рамазан Тлеухан, Сатжан Ибраев, Олег Мариниц и другие.
На сегодняшнем заседании рассматривались эпизоды, связанные с предполагаемой дачей взяток Акежану Кажегельдину в виде джипов "Тойота" и "Лэнд Крузер", автомобилей "Мерседес", а также обвинениями в незаконном ремонте квартиры и незаконном владении оружием. Бывший руководитель компании Итал-АВТО Александр Клебанов подтвердил, что являлся владельцем двух сейфов, в которых было найдено оружие, предположительно принадлежавшее Акежану Кажегельдину. Однако он сказал, что не имеет понятия, кому принадлежало содержимое его сейфов.
Владимир Малышев - исполнительный директор Балхашского металлургического завода - заявил сегодня в зале суда, что в 1997 г. по приказу президента компании Кима для завода было приобретено 5 автомобилей. Малышев также показал, что все эти новоприобретенные автомобили были занесены на баланс предприятия, но фактически на заводе остался только один из них. По словам Малышева, он не имеет представления о местонахождении автомобилей. Он также сказал, что автомобили были куплены у компании Бридж Лайн,
которой руководил человек по фамилии Качурин. "За машины, которые впоследствии исчезли, было заплачено в общей сложности около 57 тысяч долларов", - сказал Малышев. Однако из показаний не было ясно, были ли автомобили переданы Акежану Кажегельдину.Еще одним человеком, дававшим сегодня свидетельские показания в зале суда, был Сатжан Ибраев. Ибраев был доставлен на судебное разбирательство из знаменитого лагеря в Центральном Казахстане, где он в настоящее время отбывает тюремное наказание. Он был обвинен в незаконном владении оружием и его продаже в начале 1999 года. Майор Комитета национальной безопасности Казахстана Ибраев в свое время был телохранителем Акежана Кажегельдина. Как он рассказал сегодня суду, в декабре 1997 года он и его коллега Петр Афанасенко помогали перевозить некоторые вещи, принадлежавшие Акежану Кажегельдину, однако среди перевозимых вещей не было никакого оружия. Сатжан Ибраев также сказал, что в 1997 году давал паспорт своим коллегам Афанасенко и Башиеву, чтобы они могли зарегистрировать на него новый автомобиль "Мерседес". По словам Ибраева, он являлся владельцем автомобиля всего три дня, а потом он был куда-то отправлен, куда - он не знает.
Сатжан Ибраев сделал также заявление. Он заявил, что в этом году во время отбывания им срока в тюрьме № ВК-3 в Петропавловске, Северный Казахстан, была предпринята попытка его убийства. После чего Ибраев попросил тюремное начальство поместить его в одиночную камеру. "В случае если я умру, я хочу, чтобы все знали, что за мою смерть ответственны руководители министерства юстиции и тюремного ведомства!" - сказал Сатжан Ибраев. Судья Бектас Беназаров обещал передать это заявление должностным лицам министерства юстиции.
Олег Мариниц, также приглашенный для дачи показаний, являлся старшим инспектором налоговой полиции министерства финансов Казахстана. Он рассказал суду, что в 1997 году получил информацию от своих коллег в Москве, что жена Акежана Кажегельдина Наталья Кажегельдина, возможно, приобрела собственность в Бельгии. После чего, по его словам, он послал запрос в Москву, но не получил на него абсолютно никакого ответа. Хотя, добавил он, его московские коллеги могли прислать ответ, но на имя его руководителя - Берика Имашева. По словам Мариница, его начальник Берик Имашев спрашивал его впоследствии о цели посланного им в Москву запроса.
Судебное разбирательство продолжится завтра, 22 августа. Оно проходит заочно.
Казахстанская служба Радио Cвобода/Радио Свободная Европа, 21 августа 2001 года