"Лужу, паяю, имидж починяю!"
Артель президентских консультантов за работой

Эл. почта, 9 февраля 2001 года

Александр АЛЬБРЕХТ, Ганновер

Старики рассказывали, что в Алма-Ате много лет назад были ремесленные артели - жестянщиков, утильщиков, точильщиков. Рекламы тогда в помине не было, поэтому артельщики ходили по дворам, оглашая их протяжными криками: "Лужу, паяю, тазы починяю!" Или - "Старье собираю, утиль покупаю!" В артельщики шли те, кого даже при страшной нехватке рук на заводы уже не брали. В отличие от нормальных рабочих, пили артельщики не только по вечерам, но и белым днем. Соответственно и качество их работы "оставляло желать".

К чему это я? Отвечу: к выходу книги американского журналиста Александра Гранта "Оборотень", посвященной беспощадной критике Акежана Кажегельдина.

Американский ужастик

Не будем разбирать эту книжку по существу. Во-первых, потому что этого существа там очень мало. В основном автор, (вопрос о котором остается открытым - прямо как в случае с "Тихим доном"!), перепечатывает статьи из казахстанских газет правительственной ориентации, документы с сайтов "Евразия" и "Компромат", связывая их он короткими вставками от себя. Чувствуется, что автор много читал. Но мы-то все это тоже читали.

Во-вторых, потому что автор сам мало что понимает в написанном-переписанном. Одна глава о металлургии может свести читателя с ума. Кем приходятся братья Черные братьям Рубеным? Они за Сосковца или за Назарбаева? Машкевич здесь при чем? Или при ком? При Тайванчике с Япончиком? Добровинский - это как Березовский или как Лучанский?.. Много вопросов - один глупее другого - ставит книга перед вдумчивым читателем. Не стоит тратить на них время.

Действительно ли автор так не любит Кажегельдина? Поначалу кажется, что да. Он ставит своему герою в вину даже место рождения, фамилию и все без исключения виды деятельности. Александр Грант возмущен тем, что Кажегельдин служил в КГБ и одновременно - тем, что он ушел из "конторы" в бизнес. Грант не доволен поддержкой Кажегельдина Россией и тут же - его поддержкой на Западе. Он пеняет ему за тесное сотрудничество с президентом Назарбаевым в годы премьерства и за критику того же Назарбаева в годы оппозиции. Но чем больше этих упреков, обвинений и обличений накапливается от страницы к станице, тем отчетливее слышится за ними: "Лужу, паяю, книжки сочиняю!" Халтурное сочинение вышло из-под пера иностранного автора.

Чего можно было ожидать от репортера маленькой нью-йоркской русскоязычной газеты, давно уехавшего за океан, никогда не бывавшего в Казахстане? Он много лет пишет о происшествиях в этом городе - забастовке водителей, поломке канализации, ограблении овощного магазина. Все это вещи конкретные, понятные. А тут - Казахстан, Кажегельдин, Назарбаев, приватизация методом передачи в доверительное управление с последующим выкупом… Ужас! Но заработок журналиста в эмигрантской газете невелик, поэтому приходится немножко подрабатывать. Тут, судя по всему, заказ показался простым: вставить все старые тексты из разных источников и обругать героя как можно сильнее, чтобы заказчику понравилось.

Может быть, Александру Гранту повезло, и ему не пришлось сочинять всех этих ужасов самому. В редакциях казахстанских газет достаточно "заточенных перьев", специализирующихся на разоблачении оппозиции вообще и Кажегельдина - в особенности. Тогда их коллеге с Брайтон-Бич осталось только пройтись по тексту рукой мастера и поставить свою фамилию для пущей важности. Потому что заказчикам кажется очень солидным, что у них автор - из Америки. Ему не могут не поверить.

Око за око

О заказчике книги "Оборотень" можно было бы спорить, если бы не ее обложка. Она выдает его, что называется, с головой. Обложка "Оборотня" - почти точная копия обложки нашумевшей в прошлом году книги "Казахгейт", посвященной коррупции в высших эшелонах казахстанской власти. Только в одном случае ("Казахгейт") на читателя смотрят глаза Нурсултана Назарбаева, то в другом ("Оборотень") - глаза Акежана Кажегельдина.

Выходит, что в окружении президента уверены, что за книгой "Казахгейт", как и за всем скандалом со взятками президента Назарбаева и его партнеров, стоит Кажегельдин. И ему надо отомстить. Любой ценой, но желательно подешевле. Поэтому, хотя и было объявлено, что книга Гранта выходит в Америке и Швейцарии, напечатали ее в Москве.

Живо представляешь себе, как на стол президенту кто-то из приближенных кладет "Оборотня". Вот, мол, в самой Америке написали. Нурсултан Назарбаев даже не взглянул на книжку, но лишь только посетитель вышел, достал из ящика стола "Казахгейт" и придирчиво сравнил: формат такой же, и обложка, и толщина книги. Смешно и жутко, какими простыми оказываются на поверку люди, которые считаются государственными деятелями.

Все по той же простоте Нурсултан Назарбаев, наверное, сам верит, что такие международные скандалы, как этот, может инициировать один человек: газетам заплатил, с конгрессменами договорился, следователей натравил, министрам что-то пообещал. Президенту трудно поверить, что за этим не стоят какие-то темные силы, злые духи, оборотни. Отсюда и название книги, и та огромная мистическая сила, которая приписывается Кажегельдину.

Что в "Оборотне" и в статьях из газет, принадлежащих семье Назарбаева, никто не ставит под сомнение, что президент - коррупционер, что он виновен в том, в чем его обвиняет мировая пресса. Но вместо того, чтобы обелять Назарбаева все силы направляются на то, чтобы доказать, что Кажегельдин тоже плохой - не там служил, не с теми дружил, не те тендеры проводил.

В этом чувствуется отчаяние и ощущение поражения. Еще год назад президент позволял себе не поминать своего бывшего соратника вообще или даже шутить по его поводу. Скандал со взятками от нефтедобывающих компаний и арестованными счетами на Западе разрушил не только имидж президента Назарбаева, но и его психику. Теперь он готов потерять лицо, но не откажется от своего права мстить.

Не учи ученого

Бедный Александр Грант - просто жалкий "поденщик пера" по сравнению с вашингтонским лоббистом Марком Сигелом, например. Ему казахское правительство платит 3 тыс. долларов в день за консультации. Сигел далеко не единственный. В газете "Вашингтон пост" Майкл Доббс раскрыл целую сеть назарбаевских "агентов влияния" в США, которым из бюджета выплачиваются миллионы и миллионы долларов. Если добавить имиджмейкеров, лоббистов, консультантов, авторов в России и Европе, то окажется, что на Назарбаева работают десятки команд классных специалистов. И все впустую. Почему же Назарбаев проиграл развернувшуюся на трех континентах битву за спасение своей репутации лидера? Боюсь, что все потому же: "Лужу, паяю, имидж улучшаю!" Из-за халтуры, одним словом.

У меня нет оснований считать, что советники и лоббисты Назарбаева в США - люди непрофессиональные. Они просто давали ему неправильные советы. Вместо того, чтобы посоветовать ему провести честные выборы, они советовали ему как хитрее обмануть международных наблюдателей. Вместо того, чтобы посоветовать президенту предоставить прессе в Казахстане свободу, они помогали ему лгать и скрывать правду о преследованиях журналистов. Вместо того, чтобы посоветовать Назарбаеву отказаться от денег на своих счетах и раскрыть всю правду о коррупции в его окружении, они советуют ему молчать или говорить глупости. Наверное, они же посоветовали вместо национального диалога с участием Кажегельдина арестовать его.

Как можно оценить действия Джеймса Гиффена, личного советника президента Назарбаева, когда он не встал намертво против инициативы Рахата Алиева обратиться в западные спецслужбы за компроматом на Кажегельдина? Ведь Гиффен знал наверняка, что у бывшего премьера ничего не найдут, но зато у тогда действующего Нурлана Балгимбаева - сотни миллионов на счетах. Не говоря уже про самого президента! Может быть, Гиффен и отговаривал Назарбаева от облавы на Кажегельдина, но вышло как всегда. Теперь самому Гиффену грозит тюрьма, а Назарбаев с Балгимбаевым будут всю жизнь опасаться повестки от американского следователя.

Худо и добро

Легко представить себе, какие мысли породит в голове казахстанцев книгоиздательская инициатива их президента. Но нет худа без добра. И в выходе "Оборотня" при желании можно найти нечто полезное. Два года власть исключительно боролась с книгами - арестовывала, запрещала, сжигала, судила за них. Теперь она как бы признала поражение и пошла на "идеологическое соревнование". Кто его выиграет, понятно заранее. Если учесть, что на одной стороне Сагындык Мендыбаев и Виктор Шелгунов, авторы "Казахгейта" и множества других публикаций о Казахстане. А на другой - Александр Грант и подобные ему.

В январе в Москве вышла книга самого Акежана Кажегельдина "Оппозиция средневековью", в которой он рассказывает о смысле своей борьбы за справедливость и демократию в Казахстане. Сейчас она уже появилась в стране. Ее конфискуют на границе, не допускают в продажу. Можно предположить, что в скором времени президент Назарбаев выпустит в свет свой труд, в котором попытается рассказать, почему он хочет вечно быть президентом, отчего берет деньги с западных компаний и не сдает их в бюджет, как планирует изгнать из страны всех русских. Или по привычке посвятит целую книгу том, какой Кажегельдин плохой?

В любом случае об этих двух книгах станут говорить на всяком застолье, станут сравнивать, делать выводы. Хотя бы на уровне книг граждане смогут сделать свой выбор. Он практически предопределен.

Эл. почта, 9 февраля 2001 года