Серый кардинал
“Центральноазиатский бюллетень”, 6 марта 2001 года
Ф. Кириллов
В авторитарном и коррумпированном государстве, каким является Назарбаевский Казахстан, одним из наиболее важных институтом государственного управления является такая категория лиц как “разводящие”. Из всех скромных героев режима наиболее преуспел на этом поприще Булат Утемуратов, жизненный путь которого мы постараемся осветить.
Булат Джамитович Утемуратов родился в ноябре 1947 года в Гурьеве (ныне – Атырау). Никаких точных данных о его родителях или происхождении (классовом или родовом) нам, к сожалению, неизвестно. В 1981 году наш герой закончил Алма-Атинский институт народного хозяйства и в течение года работал в нем же преподавателем. Обретя положенные знания Утемуратов в 1982 году оказался в системе торговли – инспектором (причем, старшим) управления торговли Алма-Атинского горисполкома. Начальником упомянутой конторы в то время был Сыздык Абишев, который взял на себя заботу о молодом специалисте.
При Абишеве Утемуратов сделал стремительную карьеру – через год стал заместителем директора, а потом директором гастронома “Юбилейный”. Вскоре он возглавил Ауэзовский райпищеторг, а затем стал заместителем председателя Ауэзовского райисполкома по торговле. Объясняется это тем, что благодетель Абишев рассказал о смышленом экономисте своим кураторам – министру торговли Николаю Танцюре, а главное, заместителю председателя Совета Министров КазССР Султану Жиенбаеву. Утемуратов быстро нашел с ними общий язык – излишне говорить, какие могут быть отношения между начальством и подчиненными в системе советской торговли.
В начале 1990 года Назарбаев, недавно избранный первым секретарем ЦК Компартии Казахстана, принимает решение о создании в республике Государственного комитета по внешнеэкономическим связям. Председателем становится все тот же Сыздык Абишев, который до перевода в Алма-Ату много лет работал с Назарбаевым в Караганде. Абишев не забыл своего протеже – Булат становится начальником отдела, затем начальником управления Государственного комитета, а затем Министерства по внешнеэкономическим связям.
В 1992 году руководство ставшего независимым Казахстана решило открыть на Западе и на Востоке ряд торговых домов для продвижения казахстанских товаров (в особенности, сырьевых ресурсов) на международные рынки. На освоение Австрии направили нашего героя. Быстро развернувшись на новом месте Утемуратов сразу взял верный тон в отношении высшего руководства Казахстана: большая часть прибыли перекочевала либо в виде чемоданов – “венских презентов”, либо осела на номерных счетах в Швейцарских банках. Офис Казахского
торгового дома в Австрии находился в одном здании с офисом компании “Nordex”, учрежденной небезызвестным Г. Лучанским (об истории их взаимоотношений, а также об Австрийской кредитной линии, шедшей через Утемуратова, см. “Казахгейт”, М., “Спутник”, 2000).Исполнительность была замечена и отмечена; Утемуратова возвращают в Алматы на пост замминистра МВЭС – куратора всех торговых домов и внешнеэкономических связей в целом. На хозяйстве – в Вене – он оставил Абдукалыка Налибаева, полковника юстиции и зятя тогдашнего генпрокурора Жармахана Туякбаева.
С преобразованием МВЭС в Министерство промышленности и торговли Утемуратов стал первым заместителем министра (В. Костюченко, затем Г. Штойка). Одним из первых занятий Булата Джамитовича стало трудоустройство зятя своего бывшего протеже Жиенбаева – Гани Касымова на пост торгового представителя республики во Франции.
Весной 1995 года Утемуратов на паях с голландским банком “Mees Person” учреждает Алматинский торгово-финансовый банк. При подборе кадров на руководящие посты был сделан идеальный выбор – совет директоров и кредитный комитет возглавил Тимур Кулибаев, муж Динары Кулибаевой (если быть точным, то Динары Нурсултановны Назарбаевой). Основной функцией Кулибаева стал перевод счетов “крупных контор” в банк. К концу
1995 года в АТФБ обслуживались счета “Казахойла”, “Хабара”, “Акцепта”, “Зангара”, “Казтрансойла”, “Алтын-Алмы” и т.п. Через год, отстегнув Утемуратову хорошие отступные Кулибаев выкупил банк в свою собственность.В конце 1995 года наш герой переходит на дипломатическую работу – послом по особым поручениям, а затем послом в Швейцарии, где он прозябал до начала 1999 года.
В тот же период Утемуратов близко сошелся с американским бизнесменом Марком Ричем…
“Марк Рич Корперейшн”, переименованная в “Glencore International AG”, вскоре оказалась на казахстанском рынке. Компания приобрела ряд крупных, союзного значения предприятий в Восточном Казахстане и образовала на их базе холдинг “Казцинк”. Впоследствии Рич был замешан в целом ряде самых экзотических скандалов, вместе с небезызвестным Гайдамаком торговал оружием и алмазами в Анголе, снабжал разным необходимым имуществом Фиделя Кастро и Саддама Хусейна, наконец, был осужден американским судом к 300 годам заключения, но помилован и отпущен.
Вообще-то у Булата Джамитовича убеждений нет (или почти нет), он готов торговать оптом и в розницу всем: Родиной, китайским пивом, ураном, бериллием, реэкспортировать российское оружие. Партнеры по бизнесу подстать – бухарский еврей и первый израильский хасид Лев Леваев (при помощи Утемуратова Леваев прибрал к рукам Целинный ГХК – уран), дружное семейство мирных строителей Бен Ладенов (получили подряд на генеральную застройку новой столицы Астаны), есть сведения, что именно по просьбе одного из братьев Ладенов другой брат Ладен отправлял из Казахстана в Талибан пресловутый контейнер с “ядерными элементами”, задержанный в апреле прошлого года узбекской таможней; наконец, именно Утемуратов покровительствовал продвижению сомнительных оружейных контрактов по реэкспорту ЗРК С-300. Хотя, в данном конкретном контракте Утемуратов играл не первую скрипку. Главным разводящим был Н.Абыкаев, “дипломатическое прикрытие” в Москве осуществлял посол Т.Мансуров, непосредственно повязанный отступными с своим родственником – тогда председателем Комитета по оборонной промышленности РК А.Кажибаевым.
В феврале 1999 года Назарбаев, переизбрав себя президентом Казахстана, назначает Утемуратова своим помощником по “внешнеполитическим и внешнеэкономическим вопросам”.
Вернувшись на родину Утемуратов через аффилированные компании (ОАО “Финтрейд”, ТОО “АТЕРА Capital”, “Cormoto BV”, “Reson Holding AG”) вновь приобретает контрольный пакет Алматинского торгово-финансового банка. Председателем правления остается Кайрат Сатылганов, а его первым заместителем – Серик Святов (между прочим, его брат Болат Святов является директором Аксуского (Ермаковского) завода ферросплавов, входящего в империю Машкевича – Шодиева).
Своего старого друга Абдукалыка Налибаева Утемуратов проводит в первые вице-министры транспорта и коммуникаций. Налибаев успел за последние годы проработать шефом республиканской налоговой полиции и зампредом Национального банка. Насколько известно, на Минтранскоме друзья не остановятся, новой должностью Налибаева должен стать пост председателя Агентства финансовой полиции. Сергей Кузьменко и его патрон Рахат Алиев проявляют, по мнению Утемуратова, излишнее любопытство по отношению к его структурам, а также пытались перевести кое-какие счета из АТФБ в “Нурбанк”.
В то же время под крышу Утемуратова перешел Аблай Мырзахметов – генеральный директор республиканского государственного предприятия “Казакстан Темир Жолы”. Мырзахметов, умеющий держать нос по ветру, покинул группу Тимура Кулибаева и благополучно миновал Рахата Алиева.
Рассматривается также сценарий объединения АТФБ с “Казкоммерцбанком”, что позволило бы ввести Утемуратова в число ведущий акционеров крупнейшего банка страны.
В конце 2000 года Утемуратов приобретает через подставных лиц контрольный пакет акций “31 канал” у Арманжана Байтасова. Мать Байтасова работала в 80-е директором магазина “Детский мир” и когда у сына начались неприятности с кредиторами и силовиками вывела сына на своего старого друга и коллегу по работе Булата Утемуратова. Планы последнего идеально состыковались с проблемой Байтасова, а также с интересами части высшего руководства администрации президента (Тажин, Калмурзаев).
На деньги Утемуратова Байтасов открывает свой новый проект – газету “Мегаполис” и переводит под свой контроль интернет-газету “Навигатор”. Руководители медиа-холдинга – Арманжан Байтасов, Юрий Мизинов, Петр Своик – должны выполнить функцию троянского коня в рядах оппозиции (привычная роль Петра Владимировича), а также способствовать легализации нынешнего и последующего режимов благодаря усилиям “независимых СМИ”. Своик
, будучи сопредседателем движения и партии “Азамат”, имеет выход через Мурата Ауэзова на фонд “Сорос-Казахстан”. Таким образом, власть за достаточно умеренную сумму приобретает неплохую квази-оппозиционную партию с определенной репутацией среди западных “сторонников демократии и прав человека”.Основное кредо Утемуратова – “разводящий”, один из наиболее влиятельных серых кардиналов в окружении Нурсултана Назарбаева, занимающийся отмыванием на Западе теневых капиталов Семьи. Его деловые партнеры – Лучанский, Вяхирев, Макаров, Гайдамак, Леваев. Цели группы: краткосрочные – закрытие скандала “Казахгейт”, препятствующего дальнейшей работе с Западными банками, удержание позиций в политике и экономике. Продолжение “процентования” сделок, связанных с нефтяной и металлургической промышленностью. Черный пиар для интересов Семьи и группы.
Стратегические – создание к 2004-2005 годам крупных денежных резервов для финансирования президентских выборов, создание и раскрутка квази-оппозиции “Азамат” – “31 канал” для “легализации” следующего режима.
Таково оно, “скромное обаяние” казахстанской буржуазии…
“Центральноазиатский бюллетень”, 6 марта 2001 года