Мартовские встряски
Токаев бежит в Москву?

Эл. почта, 15 марта 2001 года

Сергей КАЧАЛОВ

Как стало известно из источников в правительственном аппарате, в ближайшее время премьер-министр Казахстана Касымжомарт Токаев собирается подать президенту Назарбаеву прошение об отставке.

Беспомощность Токаева на этом месте стала заметна с момента его назначения премьером. Не имея ни аппаратной, ни олигархической поддержки, не пользуясь уважением госаппарата, Токаев старался как можно реже высовываться, чтобы не получить “по рогам”.

Единственная аппаратная опора Токаева – Канат Саудабаев, чей сын женат на племяннице премьер-министра - покинул Казахстан, вновь перейдя на “дипломатическую работу” (это с его-то цирковым образованием!).

На днях Токаев защищает докторскую диссертацию в Дипломатической академии при МИД РФ. После защиты и отставки Токаев, по имеющейся информации, вероятно, примет предложение Игоря Иванова стать его заместителем по китайско-корейскому направлению. Тем более, что супруга премьера, проживающая в Москве, прикупила большой участок земли под строительство нового особняка в дополнение к уже имеющейся пятикомнатной квартире в центре и двухэтажному особняку на Рублевке.

Последнее и фактически единственное, что Токаев смог добиться, - это перевод административного центра Алматинской области в Талдыкорган. Как известно, последние четыре года представители рода Жалайыр, вотчиной которого была Талды-Курганская область и к которому относится, в частности Касымжомарт Токаев и Мараткали Нукенов (шеф таможни), требовали перенести столицу области на Север.

Основным препятствием к переносу все это время был аким (глава) Алматинской области Заманбек Нуркадилов. Именно его “южному нраву” и обязаны своим нынешним бедственным положением жители бывшего областного центра. Собрав вокруг себя насквозь коррумпированную команду и идя на поводу своей тучной и пока еще не ставшей лауреаткой престижной премии “Grammy” жены, Нуркадилов фактически бросил область на произвол судьбы.

То, что уходящему премьеру удалось сделать хоть что-то только перед своей отставкой, является своеобразной традицией в Казахстане. В позапрошлом году, уходящий премьер Балгимбаев выторговал место спикера Мажилиса для своего свояка Жармахана Туякбая (хотя замену Марату Оспанову подбирали из числа представителей Среднего жуза – Оспанов был найманом).

Токаев также активно лоббировал “амнистию капиталов”, в которой крайне заинтересован его племянник Абай Сарсекеев, контролирующий ряд рынков южной столицы.

За место Токаева уже исподволь началась война. Наиболее очевидный претендент – нынешний первый вице-премьер Даниял Ахметов, но он не пройдет в силу своей одиозности и огромного “спутного следа”.

Неплохим премьером, в принципе, стал бы Имангали Тасмагамбетов – молодой, чрезмерно амбициозный, угодливый и профессионально грамотный комсомольский вожак (и не более), весьма тонко разбирающийся в перипетиях битвы доморощенных и пришлых с Глубокого Запада нефтяных и финансовых магнатов и все чаще примеривающий на себя мантию третейского судьи (естественно, не только из альтруистских и ура-патриотических побуждений), когда стычки между сильными мира сего превращаются в обычные до хамской пошлости бои без правил на баксовом и углеводородном рынках Казахстана. Кроме того, он представляет Младший жуз, а после ухода Балгимбаева с поста премьера “западники” лишились традиционного представительства в высших эшелонах власти (если не считать бутафорского госсекретаря Кекильбаева).

На пост премьер-министра рвутся и Зейнулла Какимжанов с Галымжаном Жакияновым – фигуры безусловно перспективные, но второго пришествия новой волны старых младотюрков и без того дышащая на ладан и уставшая от бесконечных экспериментов экономика может не выдержать. Однако Нурсултан Абишевич еще не скоро решится отдать пост главы правительства семипалатинцу – еще живуч синдром бывшего премьера, вселенского брокера, бегающего по заморским долам и весям и при этом весьма недурно огрызающегося на своего бывшего патрона.

Из этих двоих, в принципе, наиболее перспективен Какимжанов, как более прагматичный администратор и бизнесмен, “равноудаленный” от всех олигархов (которые, скорее всего, никогда больше не доверят бизнес автору нынешнего налогового кодекса). А самое интересное в том, что кроме Какимжанова никто не возьмется воплощать этот самый кодекс в жизнь. Скатертью дорога!

Скорее всего, пост премьера займет Сарыбай Калмурзаев, нынешний глава администрации президента. Калмурзаев опытен, хитер, богат, сверхинформирован, один из лучших казахских специалистов по подковерным интригам и многочисленным приватизационным проектам, обогативших кого угодно, кроме нашего многострадального народа. Его основное достоинство на современном этапе – его опыт (точнее, шлейф) как бывшего руководителя Госкомимущества. В преддверии скорых досрочных выборов президента потребуется именно специалист по работе с “недвижимостью”, что бы эта самая недвижимость в нужный момент оказалось в нужных руках. Именно Калмурзаев (а не Кажегельдин) является “нашим ответом Чубайсу”.

Как известно, осенью позапрошлого года Нуреке уже предлагал Калмурзаеву стать во главе кабинета, однако последний, зная типовую судьбу экс-премьеров и накладывая ее на “свои статьи УК” (со всеми вытекающими последствиями) на коленях вымолили отсрочку приговора.

Теперь не отвертитесь, Саке! Других в обойме все равно не осталось.

Эл. почта, 15 марта 2001 года