Письмо в 32 адреса
Бигельдин Габдуллин из Вашингтона о "Казахгейте"

Эл. почта, 8 апреля 2001 года

Главный редактор запрещенной алма-атинской газеты "XXI век" Бигельдин Габдуллин, обратился из Вашингтона к своим коллегам - политикам, журналистам и правозащитникам, вместе с которыми он написал и направил в Конгресс США знаменитое "письмо 33-х". В нем речь шла о "Казахгейте", ведущемся в Америке уголовном расследовании, в ходе которого выяснилось, что сотни миллионов долларов были выплачены нефтедобывающими компаниями в виде взяток руководителям Казахстана, в том числе и президенту Назарбаеву.

Среди адресатов письма из Вашингтона Серикболсын Абдильдин, Геннадий Беляков, Ирина Савостина, Амиржан Косанов, Сейдахмет Куттыкадам, Петр Своик, Владимир Чернышев, Исахан Алимжанов, Тагир Сисинбаев, Сахип Жанабаева, Бахытжамал Бектурганова, Каришал Асан ата, Тамара Калеева, Евгений Жовтис, Нурболат Масанов, Сергей Дуванов, Ермурат Бапи, Уак Аркен, Нури Муфтах, Алихан Рамазанов, Нурымжан Мауытов, Юрий Храмов,

Алексей Пугаев, Роза Акылбекова, Розлана Таукина, Владимир Сорокин, Виктор Михайлов, Рашид Нугманов.

ИАЦ "Евразия" стал известен текст письма Б. Габдуллина, которое он направил депутатам парламента, лидерам политических партий и движений, журналистам и активистам демократической оппозиции. Приводим его без изменений.


Уважаемые коллеги!

Прошло три месяца с того дня, как мы подписали нашумевшее на весь мир обращение к Конгрессу США, так называемое “Письмо 33-х”. Я искренне благодарен Вам за поддержку этой инициативы Республиканской народной партии Казахстана. Мы с Вами попали точно в “десятку”: наше слово упала на благодатную почву, было услышано по всему миру, опубликована во многих зарубежных издания, в том числе, в газете Конгресса США.

Иначе и быть не могло, потому что письмо выразило протест миллионов казахстанцев, решительно настроенных бороться за искоренения коррупции в высших эшелонах власти. Официальная Астана не может простить нам этот поступок. Оно называет его “демаршем, имеющии целью дестабилизацию обстановки в стране, провоцирующим решение сложных международных и внутренних проблем, борьбу с коррупцией неправовыми и нецивилизованными методами”. Так выразилось руководство пропрезидентской партии “Отан”.

Казахстанская власть завела уголовные дела сразу против троих из 33-х, против главных редакторов газет оппозиционных газет Ермурата Бапи (“СолДАТ”), Виктора Михайлова (“Лад”) и меня (“ХХI век”). Тяжелое дыхание власти за спиной ощутили практически Вы все, начиная с депутатов парламента, кончая рядовым членом РНПК. Власть добивалась от Вас покаяния. Но вместо этого ей самой скоро придется держать ответ перед американским правосудием.

Наша инициатива не пропала даром, она жива, и с каждым днем притягивает к себе все больше граждан, ратующих за возврат нефтяных денег законному владельцу – народу Казахстана.

Как Вы знаете, сейчас я вынужден находиться в США. Помня о своем долге перед Вами и перед народом Казахстана, я продолжаю здесь работу, которой занимался и на родине. Мне удается встречаться с конгрессменами, чиновниками Госдепартамента США, правозащитниками, журналистами и другими влиятельными людьми с целью разъяснения политической ситуации в Казахстане. Таким образом мы готовим американскую общественность к предстоящим слушаниям в Конгрессе США по поводу международной коррупции.

Наше с Вами заявление ценно не только тем, что может дать практический результат в виде возврата денег. Своим выступлением мы доказали миру наличие в Казахстане здоровых демократических сил и таким образом изменили представления о стране.

Да, наш народ доверчив и не требователен к своим избранникам, неинтересно ему изучать, скажем, биографию будущего депутата или кандидата в президенты, его платформу. Мы – люди настроения. В этом наша вина и беда. Под хорошее настроение - после выдачи задержанной на несколько месяцев зарплаты и пенсий в день выборов, мы проголосуем хоть за дьявола, на которого укажет власть. Но винить народ глупо. Способность к самоорганизации после истребления целых классов и социальных групп восстанавливается не сразу.

Тут, бесспорно, народу нашему необходима помощь, нужен идейный толчок и просвещение. Сам Бог велел взяться за это благородное дело интеллектуальной демократической элите – политической, художественной и научной интеллигенции. На то и даны элите повышенные дозы интеллекта, знаний и культуры, чтобы в трудной ситуации нести ответственность за себя, за страну, за народ, подчинять себе ход событии.

Я уверен, что в Казахстане есть все для нормальной и счастливой жизни. У нас вдоволь территории, несметные природные ресурсы, достаточно умных голов. Государству не так уж трудно поставить перед нацией четкие, но понятные цели. Не забыв покаяться перед этим в грехах. Только так можно изменить имидж страны с вороватым и непредсказуемым диктаторским режимом.

Если Казахстан осознает себя государством подлинно демократическим, то сами масштабы страны не позволят ему затеряться в мире, если его политика, его поступки дома и на международной арене будут под стать этому масштабу. Это случится, если мы сами почувствуем себя независимыми. Восстанавливать Казахстан надо без всякой натужности, без театральной позы. И тогда наш голубой флаг, наш гимн, день 25 октября - из постсоветских декорации превратятся в подлинные образы восстающего из праха Казахстана. Иного способа победить нет, и иного пути строительства родной страны тоже нет.

Вот к чему мы призывали и призываем своим примером демократическую общественность. Надеюсь, не зря.

Успехов вам, дорогие мои коллеги!

Бигельдин Габдуллин
Вашингтон, 6 апреля 2001 г.

 

Эл. почта, 8 апреля 2001 года