Неоконченная монетарная "пьеса"

(Продолжение. Начало в № 19, 1998 г.)

Внеся в парламент корректировки бюджета, правительство признало тем самым, что не может выполнять свои обязательства по социальной защите населения, причем не только основной его массы, но и по отношению к льготникам - самой незащищенной его части. Фактически это также означает банкротство правительства и в финансовом, и в политическом смысле.

Для полного исполнения своих обязательств по социальным льготам правительству необходимо Т28 млрд. Как признался сам премьер-министр, в таком объеме этот показатель вряд ли когда-нибудь исполнялся и тем более не может быть исполнен сегодня. Взамен льгот "команда" г-на Балгимбаева предлагает так называемую их "монетизацию".

Льготников, по официальным данным, в стране более 2 млн. человек, они представляют 47 категорий граждан.

Суть "монетизации" льгот, предлагаемых правительством, настолько абсурдна, что видна даже неспециалистам - взамен льгот государство, в казне которого денег нет, предлагает... выплачивать специальное пособие. За счет последнего бывший льготник теоретически будет оплачивать все свои потребности в полном объеме и по рыночной цене наряду со среднестатистическим налогоплательщиком. По предварительным официальным оценкам, участник Великой Отечественной войны сможет получать ежемесячно Т2,4 тысячи (примерно $30 по текущему курсу). Таким образом, в год он сможет получить не более $360 - максимум, на что ему хватит такой суммы - это на отдых и лечение в санатории средней руки, причем стоимость проезда ему придется оплачивать самому. Как будет оплачиваться все остальное - амбулаторное и стационарное лечение, лекарства, квартплата и т.п. - остается загадкой.

Предлагая лишить льготников положенных им привилегий и перейти на их "монетизацию", правительство, по сути, намерено сократить свои расходы и облегчить положение республиканского бюджета. Об этом говорит и предлагаемое распределение категорий на республиканский и местный бюджеты в рамках политики "разделизма". Интересно, что на содержание местных бюджетов предложено передать граждан, имеющих государственные награды, депутатов парламента, сотрудников налоговой полиции, судов и прокуратуры, жертвы политических репрессий и ряд других льготников. Однако вопрос о том, как смогут оплачивать эти льготы те местные бюджеты, которые до сих пор получали субвенции из центра, остался без ответа.

Логично предположить, что, например, Алматы, где проживает достаточно много льготников, вправе потребовать теперь от центра увеличить долю оставляемых бывшей столице общегосударственных налогов. Пока известно, что местным бюджетам будет оставлено 50% подоходного налога с юридических лиц и по 100% подоходного налога с физических лиц и социального налога. С согласия правительства местные бюджеты смогут брать кредиты (они делали это и раньше - правда, не очень удачно - достаточно вспомнить шумную историю взаимоотношений руководства Павлодарской области со своими кредиторами).

Еще ТЗ млрд. правительство хотело бы сэкономить за счет замены пособия по безработице на "активные формы занятости". Иными словами, примерно 380 тысячам официальных безработных Казахстана может быть предложено выполнять некоторые общественные работы (какие именно, пока неизвестно) и, соответственно, получать за них некоторую форму оплаты труда. Абсурд и здесь очевиден - платить за общественные работы должно будет государство, а у него денег нет.

Следующая группа населения может не рассчитывать ни на "монетизацию", ни на "разделизм" и ни на какие-либо "активные формы занятости". Речь идет о незадачливых пенсионерах, которым их же государство некоторое время тому назад назначило высокие пенсии, а теперь отказывается наотрез платить более 75% от средней заработной платы (этот предел составляет сейчас примерно Т8000). Исключение составят лишь участники и инвалиды ВОВ, военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, бывшего ГСК и члены некоего списка № 1. Цинизм такого предложения особенно хорошо смотрится на фоне довольно молодого по составу Кабинета министров, в котором в ближайшие лет десять-пятнадцать никто не собирается на пенсию (премьер-министр, например, пересек 50-летний рубеж лишь недавно). Поскольку пенсионеров, получающих пенсии свыше Т8000, насчитывается порядка 76 тысяч, то нетрудно подсчитать, что за счет ограничения размера выплат по пенсиям правительство получит еще несколько миллиардов тенге.

Следующая группа расходов, за счет которой правительство намерено поправить бюджет, представлена гарантиями по обязательному социальному обеспечению, оплата по которым производилась из фонда социального страхования. В данном случае правительство предлагает перенести все бремя расходов на работодателей и в порядке компенсации отменить сбор с них на социальное обеспечение в размере 1,5% фонда оплаты труда, поступающего ныне в республиканский бюджет. Взамен работодателям предлагается самостоятельно оплачивать пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам своим работникам согласно действующему законодательству. Эти расходы будут относиться на вычеты при налогообложении в пределах 1,5% фонда оплаты труда.

При этом правительство забывает, как минимум, о двух моментах: во-первых, не у всех работодателей есть средства даже на выплату зарплаты своим работникам и налогов, не говоря о пособиях; во-вторых, любой работодатель не заинтересован в наличии среди его персонала беременных, родивших и временно нетрудоспособных граждан - такова жестокая реальность юного казахстанского капитализма, пока еще далекого от стандартов цивилизованных стран.

Госучреждениям правительство предлагает выплачивать упомянутые пособия в пределах средств, предусмотренных на ... заработную плату. При этом забывается, что р. результате постоянного сокращения численности госслужащих соответственно уменьшается и объем выделяемых средств на зарплату.

Выплату пособий на погребение и рождение ребенка центр предлагает передать местным бюджетам, а помощь на оздоровление работающих граждан осуществлять за счет свободных денежных средств предприятий (?!).

Реакция на предложения правительства последовала незамедлительно и в жесткой форме.

В своем обращении к главе государства Федерация профсоюзов Казахстана расценила действия правительства как поспешные, не содержащие комплексных антикризисных мер и неприемлемые для большинства, трудящихся и профсоюзов. При этом профсоюзы решили напомнить Нурсултану Назарбаеву, что в день принесения присяги членами нового правительства на верность служения народу и президенту страны он поставил задачу обеспечить граждан Казахстана работой, зарплатой и пенсиями, сохранить социальные гарантии.

По мнению профсоюзов, меры правительства имеют не временный, а долговременный характер и ликвидируют большинство конституционных социальных гарантий. Профсоюзы считают, что перекладывание большинства обязанностей по социальной поддержке граждан только на местные власти и работодателей станет для них непосильной ношей, внесет полный хаос в систему социального обеспечения и усугубит проблемы бедности и нищеты.

Кроме того, профсоюзы обращают внимание главы государства и парламента на то, что правительство намерено игнорировать распоряжение президента страны об усилении режима экономии бюджетных средств и пытается удержать на прежнем уровне административные расходы на содержание своего аппарата и центральных органов, их материально-технической базы. Поданным профсоюзов, правительство даже планирует увеличить эти расходы на Т1 млрд.

Федерация профсоюзов сформулировала свои обвинения в адрес правительства довольно ясно - его действия идут вразрез с провозглашенным в Конституции принципом построения Казахстана как социального государства, нарушают зафиксированные в Основном Законе страны права граждан на социальные гарантии, противоречат к тому же целям Международного года пожилых людей и объявленного главой государства в Казахстане Года единства и преемственности поколений.

Иными словами, в адрес правительства выдвинуто обвинение в нарушении Конституции - по этой причине свое слово должен сказать генеральный прокурор.

Почти одновременно с профсоюзами в адрес правительства начали звучать предупреждения из парламента о возможном вынесении вотума недоверия "команде" Нурлана Балгимбаева. Единственный, кто пока воздерживается от критики правительства, - это президент страны. Предположить, что он склоняется не в пользу поддержки ставшего крайне непопулярным и негибкого с политической и финансовой точки зрения Кабинета министров, позволяют себе пока лишь отдельные наблюдатели. Во всяком случае, видимых признаков недовольства главы государства после недавнего короткого отпуска действиями правительства пока не проявлялось.

Продолжение следует

Эрик ЖУНУСОВ, Берик КЕНЕСОВ

“Деловая неделя”, 19 февраля 1999 года, № 7 (335)