Мухтар Аблязов: основная черта новой промышленной политики - прагматизм

 

Данным материалом газета "Босс" открывает диалог между Министром энергетики, индустрии и торговли Мухтаром Аблязовым и предпринимателями на тему новой промышленной политики. Задавайте свои вопросы по телефону 68-40-40

Государство должно прекратить рассматривать реальный сектор экономики только как налогооблагаемую базу и начать поддерживать его в конкурентной борьбе с иностранными производителями и в развитии производства!

Такое требование выдвигалось представителями национально ориентированной буржуазии с самого начала перехода к рынку. Но только в 1998 году их позиция нашла отражение в государственном документе и, главное, стала реализовываться нашим правительством.

Речь идет о новой промышленной политике (НПП), разработанной Министерством энергетики, индустрии и торговли. Предприниматели давно ждали такого документа. Но и сама новая промышленная политика, и первые шаги правительства по ее воплощению в жизнь вызывают много вопросов.

Сегодня на некоторые из них отвечает ее идеолог - Министр энергетики, индустрии и торговли МУХТАР АБЛЯЗОВ.

- Как правило, авторы программ широко рекламируют свои труды, почему мы не видим текста НПП в печати? Или это секретный документ?

- Разумеется, в этом нет никакого секрета. Текст разошелся в тиражах по государственным учреждениям, раздавали его депутатам и бизнесменам. Все дело в том, что НПП носит концептуальный характер и была рассчитана на прочтение специалистами. Но, судя по вопросам, пора довести НПП до широкой аудитории. Скоро появятся программы по конкретным отраслям промышленности. Их мы будем предлагать к обсуждению в средствах массовой информации, чтобы в итоге принять наиболее оптимальное решение. А сам текст НПП есть в министерстве, и любой желающий может с ним ознакомиться. Мы готовы разослать текст ассоциациям и другим объединениям бизнесменов.

- В чем суть новой промышленной политики?

Во время разработки новой промышленной политики мы пришли к более глубокому пониманию экономических процессов, происходящих в мире. Стало ясно, что полностью открытой либеральной экономики нет нигде. В США, Европейском союзе, Японии уже давно разработан комплекс мер по защите своего внутреннего рынка. На пути импортных товаров, в особенности из развивающихся стран, возведены высокие барьеры. Надо пройти десятки процедур, чтобы получить право продавать продукцию на Западе.

С развалом СССР в Казахстан хлынул огромный поток товаров. Прилавки магазинов стали заполняться импортной продукцией, зато опустели цеха отечественных предприятий. Они не выдержали конкуренции с производителями других стран. Вывоз валюты в прежних объемах ("челночный" импорт ежегодно оценивается приблизительно в 4 миллиарда долларов США) приносит серьезный ущерб товаропроизводителям республики. Российский кризис показал, насколько опасна зависимость страны от импорта. Поэтому единственный рецепт оздоровления национальной экономики - создание внутреннего конкурентоспособного производства.

Мы подошли к задаче подъема отечественного производства как бизнесмены: не строим теоретических схем, а анализируем и на основе анализа предлагаем комплексное решение. Оно включает и изменения в законодательстве и нормативных документах, и финансово-экономическую сторону и, самое главное, учитывает условия реального рынка. Делается не то, что написано в какой-то теории или рекомендуют авторитеты. А то, что нужно, чтобы конкретное производство заработало, восстановило объемы и увеличило мощности, приняло дополнительных людей. То есть основная черта НПП - прагматизм.

- Каким образом можно поднять отечественное производство? Что об этом говорит новая промышленная политика?

Основные идеи НПП - в подъеме отечественного производства с помощью импортозамещения, защите внутреннего рынка и национального производителя от недобросовестной конкуренции, восстановлении отраслей с помощью гибкой налоговой и инвестиционной политики.

Если говорить конкретно, экономические реформы перемещаются в реальный сектор экономики и ее главное звено - промышленность. Продукция отечественных производителей должна быть востребована, и государство поможет тем, кто начнет производство импортозамещающих товаров. Прежде всего речь идет о кредитах.

- Кредиты выделялись и раньше. Где гарантия того, что в этом случае они будут использованы по назначению? Есть ли механизм прозрачности и контроля?

- Да, такой механизм есть. Во-первых, все заявки предприятий изучаются нашими экспертами и к рассмотрению допускаются только эффективные проекты. Решение принимает не один человек, а комиссия, при этом проводится сравнение проектов. Сами же проекты будут финансироваться через коммерческие банки, которые выступают гарантами возврата средств. Элемент субъективности, конечно, остается, но пока лучшего механизма человечество не придумало и введенные нами процедуры общеприняты в рыночно организованных странах. Существенную роль, как мне кажется, здесь может и должна сыграть пресса, информируя общественность о нашей работе.

Кредиты будут предоставляться отечественным производителям, при этом отечественными являются и предприятия с участием иностранного капитала, расположенные у нас в стране.

Цель программы импортозамещения -увеличить производство товаров для населения, при этом одновременно достигаются две цели. Во-первых, сокращается потребность в конвертируемой валюте на импорт товаров. Во-вторых, доходы от производства остаются внутри страны.

- Правда ли, что эта программа скорее поддерживает "красных директоров", крупные предприятия, но никак не малый и средний бизнес?

Давайте сначала четко определим, что такое малый и средний бизнес. Это прежде всего сфера услуг, общественное питание и мини-заводы. Конечно, новая промышленная политика, в первую очередь, нацелена на оживление средних и крупных предприятий в основных базовых отраслях экономики.

Почему мы заинтересованы, чтобы эти гиганты заработали? Потому что на этих предприятиях, пусть это будет средний или большой бизнес, люди, получая заработную плату, будут куда-то тратить свои деньги: где-то в кафе посидеть, сходить в парикмахерскую, отдать детей в детский сад. Увеличивая доходы и заработную плату на этом предприятии, государство тем самым создает питательную среду для развития малого бизнеса. В принципе для малого бизнеса достаточно нормального платежеспособного спроса, как, например, было в Москве. Все остальное малый бизнес сделает сам.

- Новая промышленная политика предполагает предоставление льгот предприятиям легкой, химической промышленности и машиностроению. Почему только им, а остальные отрасли?

Мы предлагаем дать эти льготы там, где государство ничего не получает или получает ничтожно мало. Легкая, химическая промышленность и машиностроение - это отрасли, которые фактически "лежат". Анализ показал, что поступления налогов из этих отраслей нулевые, и в данном случае льготы имеют характер инвестиций. От того, что они эти льготы получат, бюджет ничего не потеряет. Более того, он выиграет, потому что произойдет удешевление себестоимости их продукции, значит, повысится их конкурентность на рынке, будут созданы новые рабочие места. Правительство поступит как расчетливый бизнесмен, оно подождет с деньгами, чтобы потом получить больше. Вот из этой логики мы исходили.

Список таких отраслей может быть шире, но нет смысла давать льготы отраслям, в которых уже наблюдается рост или куда уже пришел капитал. Здесь нужен более глубокий и точный расчет, чтобы понять, действительно ли они станут лучше работать в льготных условиях... Это очень сложная задача, требующая времени.

- Первый конкретный шаг правительства по реализации НПП вызвал неоднозначную реакцию. Речь идет о вводе ограничений на ввоз российского продовольствия. Разумно ли было начинать с запрета?

Мы выбрали из двух зол меньшее. Если бы не был введен запрет, то пришлось бы срочно искать источники покрытия основного импорта российских предприятий из Казахстана - доллары и другую конвертируемую валюту.

Представьте себе, что наши производители не смогут сбыть свою продукцию. Через два-три месяца еще работающие предприятия остановятся. В конце концов, завтра тотально вся промышленность может остановиться. А что это значит, вы, наверное, и сами понимаете. Потеря рабочих мест, отсутствие заработной платы, налогов, бюджетный кризис. Так что это вынужденная мера.

Ну а что касается ограничений, они коснутся не только России, но и других стран, где произошла резкая девальвация национальных валют и формирование себестоимости находится под контролем государства. Сейчас мы изучаем механизмы формирования и структуру затрат в этих странах.

- Правительство может предложить программу действий и идеологически ее обосновать. Но работают не идеи, работают люди. Чьи интересы выражает новая промышленная политика?

Она выражает интересы не какой-то узкой группы "новых промышленников", а затрагивает экономику всей республики. Что такое промышленность? Это огромный сектор экономики - это люди, которые получают зарплату, инфраструктура, которая живет за счет заказов этой промышленности, это поступления в бюджет. Если идет рост производства, принимаются на работу новые люди, увеличивается портфель заказов, государство может тратить больше средств на социальные программы - в чьих это интересах?

- Готовы ли Вы к тому, что кто-нибудь захочет внести свои предложения по промышленной политике, и как это он сможет сделать? И вообще, как будет осуществляться диалог между государством и предпринимателями?

- Мы создали уже целую структуру, организовали ряд рабочих групп, в том числе и в регионах, которые отвечают за текущую и обратную связь по секторам. У нас сложились тесные отношения с Союзом промышленников и Советом Форума предпринимателей, с Ассоциацией добровольных импортеров и производителей, другими общественными организациями. Задавая вопросы, рассылая анкеты, мы регулярно получаем отклики о проводимых нами реформах. Особый диалог строится с местными предприятиями, производящими те виды товаров, которые мы ограничили к ввозу из-за рубежа. То есть идет постоянная сверка. Короче говоря, любой предприниматель по телефону или по факсу может напрямую выйти на министерство со своей независимой точкой зрения, вопросами и предложениями, которые обязательно будут приняты ко вниманию и рассмотрены.

"Босс" 5 февраля 1999 года

TNSE