Экономика Казахстана напоминает корабль без руля и ветрил.
Валентин МАКАЛКИН
Она движется не к объявленной в "стратегии-2030" цели, а от нее
Как нас известила "Казахстанская правда", получающая информацию почти из первых властных рук. Правительство Казахстана собирается (или уже собралось?) разработать программу развития республики на 1999 - 2001 годы. Для кого-то такая информация и в утешение: все-таки двигаться будем не "куда глаза глядят" или "куда кривая выведет", а осмысленно. Правда, памятливые досадливо вспомнят: сколько их было - программ! И в бытность премьер-министром С. Терещенко
, и в бытность премьер-министром А. Кажегельдина. Однако ни одна из них так и не была выполнена. Исключение составляет разве что приватизация. Да и здесь не столько была исполнена программа, сколько реализован УМЫСЕЛ! Который, надо справедливо признать, благородством целей (например, "на благо всего народа" - см. Конституцию РК, п. 1 ст. 1) не отмечен.В принципиальном плане, по моему мнению, и, думаю, со мной будут согласны большинство читателей, программа развития страны нужна. Ибо, как еще отметил классик, даже для того, чтобы построить сортир, надо сделать его проект. И если не на бумаге, то хотя бы в голове. А здесь ведь речь... о стране. И - немалой. Особенно - по площади. Как-никак, а треть Австралии, или - четверть Европы.
Одно вот только изумительно для тех, кто мало-мальски знаком с управлением и программированием (планированием): нарушена последовательность действий! Ведь прежде чем начать что-либо делать, надо все-таки составить какой-никакой план или программу. А здесь: Правительство уже приступит к весьма активным и решительным действиям. (Например, обрезанию социальных статей бюджета). План же - программу действий - только собирается разрабатывать.
А вообще-то (хотя я и помню: непрошеному советчику - первый кнут) вновь избранному Президенту РК можно было бы и предложить бросить клич: "Стратегия до 2030 года есть! Но двигаться к обозначенной в ней цели можно разными путями. На многом мы уже "обожглись". Чтобы не обжечься еще раз, прошу до августа 1999 г. разработать программу развития Казахстана на 2000 - 2004 гг. Программа, признанная лучшей Президентом и парламентом, будет принята к реализации. Реализовывать ее будут авторы. Авторским коллективам необходимо до 1 апреля 1999 г. подать Президенту РК заявку с (приложенной к ней) концепцией программы
. Авторам одобренных концепций будут обеспечены доступ к информации и разумное финансирование".Однако пока такого клича нет, давайте, как лица заинтересованные, попробуем совместными усилиями сформулировать желательные требования к концепции программы.
Куда же нам идти?
Сформулированная цель - полдела, а разделенная народом - гарантия ее достижения. Размышляя о прямых и обратных связях между целями и средствами (путями) их достижения, мне не раз и не два приходила следующая мысль Максима Горького:
"Если к правде святой мир дорогу найти не сумеет, честь безумцу, который навеет человечеству сон золотой". Здесь - глубокая вера, великий скепсис. Вера, что "Святая правда" есть. Святая правда, как высокая духовность человека и человечества. К которой звали и Заратуштра, и Иисус Христос, и Гаутама Будда, и Мухаммед. Путь, который пытались определить и повести по нему и Хаммурапи, и Хуан-ди, и Моисей. И еще немало Великих из людей мы найдем как среди тех, кто пытался определить, что есть "Святая правда". Так и среди
тех, кто пытался повести по пути к ней. И немало среди них тех, кто думал, что именно он нашел истинный Путь. И... ошибались.Что породило Великий скепсис Великого писателя: а возможно ли вообще найти тот путь, который ведет к "Святой правде"? А если и есть этот путь, то достанет ли у людей сил, чтобы одолеть его тяготы? Причем самое большое препятствие на этом пути - сам человек. Со своими слабостями. С борениями в нем доброго и злого начал. А это сулит не только победы на пути к "Святой правде", но и горьчайшие поражения. И сомнения, а хватит ли у людей мудрости и мужества, чтобы не разочароваться, не впасть в грех уныния и тоски? Если силы зла в какой-то момент обретут тотальную власть.
Следует отметить достижение высокой духовности - "Святой правды" - Великие Учителя человечества видели посредством (преимущественно) двух путей индивидуального нравственного самоусовершенствования (Иисус Христос, Будда) или разумного устроения общества (Хаммурапи, Хуан-ди). При этом творцы идеи разумного устроения общества
не отвергали и путь индивидуального нравственного саморазвития. Они лишь полагали: разумное общественное устройство в значительной мере парализует (нейтрализует) силы зла внутри самого человека и облегчит ему путь духовного развития.Изжили ли себя социалистическая идея?
В новое время, начиная, скажем так, с XVIII века, наиболее последовательными сторонниками разумного общественного устройства проявили себя творцы и адепты социалистической идеи. Причем само теоретическое обоснование возможностей реализации социалистической идеи эволюционировало с развитием общества и производительных сил. На первом этапе главным средством (инструментом) реализации социалистической идеи виделось совершенствование общественно-политического устройства (общества, государства). И лишь как их следствие - трансформация экономических отношений.
Карл Маркс и его адепты реализацию социалистической идеи видели как историческую закономерность, обусловленную прогрессом в развитии производительных сил. Причем производственные отношения, существующие в обществе, рассматривались как фактор торможения или стимулирования развития производительных сил. В трансформации производственных отношений виделась и главная задача системы общественно-политического устройства общества, государства. Социалистическая идея оказалась великим движителем в направлении разумного поступательного развития человечества. И, несмотря на зигзаги в общественно-политическом развитии мира, ее конструктивный потенциал далеко не исчерпан. Более того, ему нет разумной альтернативы. Самое парадоксальное было в том, что реформы экономических (производственных) отношений и общественно-политического устройства начались в стране не с самым высоким уровнем развития производительных сил. Особенно в сельском хозяйстве. Что породило стремление решать экономические проблемы политико-административными мерами. А это привело к тому, что быстрое развитие экономики сопровождалось значительными нравственными издержками. Путь к нравственному оказался усеянным нарушениями нравственности. Сие нанесло громадный моральный ущерб самой социалистической идее.
В то же время многие развитые страны Запада, используя конструктивные начала, заложенные в социалистической идее, немало преуспели. И объективно эволюционируют в экономических отношениях и общественно-политическом устройстве в направлении реализации социалистической идеи. В странах же, образовавшихся на руинах СССР, их лидеры - духовные и политические - развернули социально-экономическое развитие на 180 градусов. И повели в прошлое. Прикрываясь словоблудием о демократии, общечеловеческих ценностях. Хотя мало что сделали и для становления подлинно демократических начал в общественном устройстве, в уважении социально-экономических и гражданских прав членов общества - своих сограждан. Почти во всех странах установились автократические режимы. Возникла резкая социально-экономическая дифференциация: общество разделилось на обнищавшее большинство и на разбогатевшее меньшинство. Производство валового внутреннего продукта сократилось более чем на половину. Материальное производство деградирует.
Общество и государство стоят перед выбором: куда и как двигаться дальше? Продолжать ли прежний курс или внести в него существенные коррективы? При этом следует отметить: страны - бывшие республики СССР, гордившиеся наибольшей продвинутостью реформ, - оказались едва ли не в сложнейшем положении. В то же время республики, не шарахавшиеся столь резко из стороны в сторону, не допустили ни таких размеров падения производства ВВП, ни падения промышленности, ни - сельского хозяйства. И уже набрали хорошие темпы экономического роста. Так, прирост ВВП в Белоруссии в 1998 г. составил 8%. Это очень даже приличный показатель.
Любопытно отметить: самым "любимым" объектом критики так называемых "демократических" средств массовой информации является именно Белоруссия. Хотя и политический режим там не более автократичен, чем в странах, не пользующихся столь пристальным вниманием "демократов". Что бы это значило? Особенно усердствуют в этом направлении демократические" СМИ России. Готовые
уже записать в красно-коричневые и премьер-министра Е. Примакова. Не знаю уж, по какой "статье своей классификации" они "проведут" лауреатов Нобелевской премии по экономике В. Леонтьева и Дугласа Норта, которые выступают также за активную роль планового государственного управления. И не противопоставляют рыночные и плановые отношения, а считают их взаимно дополняющими. Леонтьев, например, образно выражаясь, заметил: план и рынок - не враги, а надежные партнеры. Рынок и частная инициатива - ветер в парусах, а план, планирование - руль, направляющий корабль экономики к достижению цели.Будет ли ветром в паруса экономики Казахстана углубление приватизации?
Мне уже доводилось писать, что рыночные отношения и частная собственность отнюдь не синонимы; ускорителем развития является не частная собственность, как таковая, а наличие конкурентной среды. Монополист-частник гораздо хуже государственного монополиста.
Но надо считаться с тем, что миф о приватизации, как ускорителе экономического развития, весьма устойчив. И, в частности, его верными адептами являются высшие власти Казахстана. По уровню приватизированных предприятий, да и вообще находящихся в частной собственности, Казахстан уже обогнал и Германию, и Францию, и Англию, и Италию, и Швецию, и т. д. И, видимо, имеет целью выйти на уровень США. Но то ли ветер не в парус, то ли паруса дырявы, но корабль экономики Казахстана движется не к объявленной в "Стратегии -2030" цели, а от нее. Экономика Казахстана больше напоминает корабль без руля и ветрил.
Россию и Казахстан "демократы" числили и числят наиболее "продвинутыми" по части реформ. Не знаю, является ли в их глазах уровень приватизации показателем продвинутости. Но то, что Россия и Казахстан "продвинуты" в части приватизации, - это точно. Особенно - Казахстан.
Но вот то ли в России новые ветры подули, то ли там, наконец, возобладал здравый смысл - во власти приватизацию там стали оценивать по-иному. А премьер-министр Е. Примаков в интервью журналу "Ю.С. Ньюс энд Уорлд рипорт" оценил ее даже так: "Приватизация не
создала рыночную экономику - как раз наоборот. Она убила любую надежду на эффективность. Но, - добавил он, - деприватизация чревата кровопролитием" (Труд", 3.02.99 г.).Не знаю уж, как российская приватизация, а приватизация по-казахстански точно скомпрометировала смешанную экономику. А ведь в ней есть и положительный потенциал. Особенно в сфере услуг. Да и мелкого производства - тоже.
Но вот вторая мысль Е. Примакова о возможности кровопролития при деприватизации - занятна. Хотя и не бесспорна. Верно лишь одно: народ в изумлении наблюдал, когда его грабили. Да когда подхваливали его за терпеливость и незлобивость. Верно также и то, что новые хозяева и хозяйчики без активного сопротивления награбленного не отдадут. Я, правда, не уверен, что они смогут развязать большое кровопролитие. Нет у них для этого широкой опоры. А то, что "постреливать" будут, - это точно. Однако они и сейчас уже стреляют. В разборках при дележе награбленного. Да и, по большому счету, нет у них уверенности в "священности" их собственности. Хотя есть желание, чтобы она была неприкосновенна.
Менять курс реформ необходимо. Но - эволюционно
Самое любопытно-удивительное у адептов социалистической идеи было расхождение хорошо отработанной теории с противоречащей ей практикой. К. Маркс отлично показал различия между сменой формаций и сменой власти. Власть можно сменить одномоментно, революционно. А формации меняются эволюционно: новое зарождается в недрах старого. И они долго сосуществуют. Административно-политическими революционными мерами формацию сменить нельзя.
Адепты марксизма не столь ученью, как К. Маркс, не раз наступали на одни и те же грабли в попытках решения экономических вопросов административно-политическими мерами. Заканчивалось это печально и плачевно. Достаточно вспомнить коллективизацию в СССР и "большой скачок" в Китае. Но, видимо, не перевелись еще любители "больших скачков". И им также захотелось наступить на "грабли". Хотя и на свои, но - на грабли. Они вознамерились так же революционно повернуть вспять от социализма к капитализму. Как заметил О. Сулейменов, один Гайдар революционно разрушал "до основания" капитализм, другой Гайдар контрреволюционно "до основания" разрушает социализм. А ведь задача-то в созидании, а не в разрушении! Хоть и не всякое действительное разумно, но разумное в действительном разрушать не по разуму. Ведь у плодоносящей яблони обрезают лишь сухие ветви. Но для того чтобы собрать плоды, неразумно срезать все дерево. Настанет момент, когда яблоня перестанет плодоносить, тогда и будет время ее срезать. Вот и сейчас, как я думаю, не вое из "сотворенного" реформаторами плохо. И еще не довод, что сотворенное большое зло-основание для разрушения всего, сделанного в период реформ. Разумное надо сохранить. Но ревизию "зерен" и "плевел" реформ провести надо. И я
не думаю, что сами "творцы" реформ не осознают не все их творения отмечены печатью мудрости. При тактичном подхода и они, как мне кажется, могут согласиться "без кровопролития" внести коррективы. Как в реформы, так и в их результаты.А первым шагом в этом направлении может стать укрепление социальной защищенности граждан. Ведь, в конечном-то счете, реформы - для людей, а не люди - для реформ. Для этого необходимо четко выделить в доходах (заработной плате) жизнеобеспечивающую и стимулирующую части. При этом минимальный доход, будь то заработная плата, пенсия, стипендия или пособие, должен быть не меньше прожиточного минимума, черты бедности.
Безнравственно и преступно унижать людей голодом и нищетой. Оставлять без работы и средств к существованию. Это уже социальный геноцид народа. Который, собственно, является единственным источником власти. По Конституции Республики Казахстан.
Кроме того, при разработке программы развития Казахстана, на мой взгляд, необходимо отказаться от нескольких мифов. В частности:
от иллюзий, что республика, подобно Арабским Эмиратам, может жить сибаритствуя, лишь продавая природные ресурсы;
от детски наивной веры, что при обилии земельных ресурсов граждане Казахстана, даже не имея работы по найму, могут жить припеваючи;
от опровергнутого практикой мнения, что при отсутствии бунтов, революционных выступлений, подавление инфляции автоматически обеспечат рост экономики;
от мало профессионального суждения, что выбраться, из системного кризиса, обеспечить рост собственного производства и занятость населения возможно без государственного управления экономикой.
“Начнем с понедельника” 24 февраля 1999 года
TNSE