Центральная Азия: cкептический взгляд на сезон выборов
В.Б.
Этот год должен стать урожайным для выборов в республиках Центральной Азии.
Граждане республик данного региона придут на избирательные участки, чтобы отдать свои голоса на выборах самого различного уровня: от муниципальных и региональных, вплоть до общереспубликанских выборов в законодательные органы власти.
Сезон выборов достигнет своего пика, когда в Узбекистане, Киргизстане и Туркменистане будут проводиться общереспубликанские парламентские выборы. Предполагается, что в этом году (точная дата еще не установлена) парламентские выборы будут проведены даже в Таджикистане, опустошенном завершившейся в 1997 году пятилетней гражданской войной, но окончательно вставшем на путь мирного развития.
Данные выборы представляют собой своевременную возможность для руководителей республик Центральной Азии попытаться продемонстрировать, что обвинения касательно недемократического режима в этих республиках несостоятельны. Однако события последнего времени дают основания предполагать, что власти постараются по мере возможности держать выборы под своим контролем.
Проводившиеся в начале этого месяца (10 января) президентские выборы в Казахстане могли послужить прецедентом для выборов аналогичного характера в регионе. На этих выборах пребывающий в должности главы государства Нурсултан Назарбаев встретил слабую оппозицию после того, как его сильнейший соперник вынужден был сойти с дистанции. Нурсултан Назарбаев легко выиграл выборы.
Согласно официальным данным, за Н. Назарбаева проголосовало 78.3 процента избирателей. Кандидат в президенты лидер Коммунистической партии Казахстана Серикболсын Абдильдин получил 13.5 процента голосов избирателей. Два других претендента глава Таможенного комитета Гани Касымов и сенатор Энгельс Габбасов получили 4.3 процента и 1 процент голосов соответственно. Однако единственно достойному кандидату после Н. Назарбаева, бывшему премьер-министру Акежану Кажегельдину было отказано в официальной регистрации в качестве кандидата в президенты после вынесения судебного обвинения в октябре прошлого года по поводу инкриминированного ему участия в несанкционированном митинге.
Правительства западных стран и международные организации либо восприняли результаты президентских выборов в Казахстане с разочарованием, либо никаких комментариев с их стороны не последовало. Западные организации защиты прав человека выдвигали возражения против проведения выборов в январе месяце, так как изначально предполагалось провести их в 2000 году. Они аргументировали занятую ими позицию тем, что в результате досрочных выборов политические оппоненты президента имели в своем распоряжении слишком мало времени, чтобы развернуть достаточно эффективную предвыборную кампанию.
Однако сейчас, когда результаты выборов окончательны, новый семилетний срок президентских полномочий Назарбаева определен до 2006 года.
Узбекистан намерен придерживаться аналогичной практики контроля при проведении выборов в декабре месяце. Законодательная власть, мажилис, выдвигает кандидатов от ряда партий, но практически все партии основаны сторонниками президента Ислама Каримова.
В декабре прошлого года на политической сцене появилась новая про-каримовская партия, а именно Фидокорларская национальная демократическая партия (Партия сторонников самопожертвования или бескорыстных людей). Она объявила о своей готовности бороться за демократию и социальное развитие в республике, что сходно с лозунгами лидирующей Народно-демократической партии (НДП), которой пророчат победу на предстоящих выборах.
Невысок процент вероятности того, что новая прокаримовская партия сможет составить какую-либо весомую конкуренцию лидирующей партии или президентству самого Каримова, даже будучи в объявленной оппозиции НДП. Другие основные партии Узбекистана также основаны сторонниками президента. К ним относятся: партия "Уатан Тараквияти" (Партия прогресса Родины), основанная в 1992 г.; социал-демократическая партия "Адолат" (Справедливость), основанная в 1995 г., и демократическая партия "Милли Тикланиш" (национального возрождения), также основанная в 1995 г.
До сих пор остается неясным, будут ли допущены к выборам несколько партий, которые не являются сторонниками Каримова. Хотя лишь немногие ставят под сомнение тот факт, что руководители республик Центральной Азии намерены сохранить за собой посты в ближайшей перспективе, тем не менее некоторые сочтут весьма курьезным желание властей, по крайней мере, соблюсти официальный ритуал выборов и оставить за собой право создания оппозиционных партий.
Однако это имеет смысл лишь в том случае, если выборы захотят использовать не только в рамках политической конкурентной борьбы, но также и для символического узаконивания режимов. Некоторые лидеры республик Центральной Азии могут попытаться возразить, что проведение выборов на регулярной основе является доказательством наличия процессов демократизации в их республиках. К 2000 году все республики Центральной Азии проведут, по крайней мере, два раунда выборов в законодательные органы, а к 2002 году аналогичное можно будет сказать и о президентских выборах.
Таким образом, несмотря на то, что даже обозреватели из Соединенных Штатов и Западной Европы или эксперты таких международных организаций, как Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, выражают свой скептицизм по поводу происходящих событий, руководители центральноазиатских республик продолжают уверять своих сограждан в том, что их политические системы воистину свободны и справедливы, т.к. власти регулярно проводят выборы.
Когда критики делают намеки на то, что проводимые в Центральной Азии выборы явно отличаются от выборов на Западе и приводят в качестве примера Казахстан, где имело место устранение кандидатов за административные правонарушения, то руководители, в свою очередь, выдвигают контраргументы, пытаясь объяснить несоответствия. Несколько президентов сослались при этом на "азиатскую" или "центральноазиатскую" специфику их республик. С их точки зрения, для достижения таких высоких целей, как "стабильность", возможно официальное санкционирование лишь "оппозиции", одобренной правительством в рамках контролируемой социальной обстановки.
По всей вероятности, в этом году наибольший интерес будут представлять выборы в Туркменистане. Несмотря на слабо выраженную тенденцию по созданию оппозиционных партий, правительство тем не менее настаивает на том, чтобы эти выборы были открытыми и конкурентоспособными
. Вместо выдвижения 50 кандидатов на имеющиеся в наличии 50 мест в мажилисе, как это имело место в 1994 году, предполагается выдвинуть гораздо большее число кандидатов.По аналогии с другими республиками Центральной Азии, скорее всего, любая официально зарегистрированная в Туркменистане оппозиционная партия вынуждена будет заручиться согласием президента Сапармурата Ниязова, а результаты выборов окажутся в достаточной мере предсказуемыми.
Но тогда и этого достаточно, если президенты республик Центральной Азии во главу угла ставят лишь соблюдение установленного ритуала предвыборных кампаний и процесса голосования, сохраняя за собой при этом государственную власть.
"Время по Гринвичу" 2 февраля 1999 года
TNSE