Куда уходит казахское общество?
Джаныбек СУЛЕЕВ
Римейк-версия статьи "Чересчур азиатские лица" из газеты "451 градусов Наличие в поведении неприятия, неприязни, враждебности по отношению к себе подобным в науке называется агонистицизмом. К примеру, в Америке среди чернокожих американцев считается предательством по отношению к своей расовой общине уже одно только выпрямление вьющихся волос химспособом.
Майкл Джексон, давший превратить себя из славного и жизнерадостного негритянского юноши в холодно-отчужденную куклу, но белую. Игра, видимо, стоила свеч: он стал мировой звездой первой величины...
Что же касается ситуации у нас, она, конечно же, тоже возникла не на пустом месте. Казахская элита выходит из казахской гущи. Примеров неприятия ею своих соплеменников полным-полно, причем, сие определенным образом формирующееся явление отнюдь не следует воспринимать как признаки, присущие исключительно новым казахам, как стереотипы поведения. Агонистицизм среди казахов появился не вчера. Явление это достаточно распространено среди казахов в целом и проявляется оно
тем сильнее, чем тверже человек стоит на ногах и чем увереннее себя чувствует. В психологии казаха агонистицизм как элемент самоутверждения играет исключительную роль.В царское время казахская элита играла третичную роль. Пределом административных амбиций честолюбивых казахов из весовых семей была должность переводчика при уездном начальнике. На руководящую должность на этом уровне, не говоря об областном и уж тем более губернском, они никак не могли претендовать. В советское время эта роль во многом была
вторичной. А главное, она, по большому счету, практически не имела веса в экономической жизни республики. На нее была, главным образом, возложена ответственность за нематериальную сторону жизни казахско-язычного населения. И казахская культура, литература, журналистика, казахскоязычное образование и т.п. - одним словом, весь комплекс общественной казахскости и казахскоязычия пребывал, во всяком случае внешне, в благополучии. Все разом поменялось, когда элита с обретением независимости выдвинулась на первые роли. Тут сложилась новая реальность. Если в советский период административная элита составляла неразлучный тандем вместе с казахской культурно-творческой и общественно-научной, то теперь место последней занял порожденный и взлелеянный властями класс новых казахов. Чем дальше уходит страна по пути независимости, тем самоувереннее становятся новые верхи казахов и тем более высвобождается саморазрушительнаяная энергия традиционной казахской спеси, направленная исключительно внутрь нации. Она, эта энергия, вышибла дух, практически, из всех общественных форм существования казахского языка и казахской духовности.Одно название осталось от государственного языка, казахскоязычных образований, прессы, телевидения и т.д. Теперь же действие энергии переносится наличности собственно казахов. Только и всего. Удивительно другое. Элита, подавая сплошь и рядом примеры высокомерия ко всему казахскому, более того, вытирая, образно говоря, об него ноги при каждом случае в целях самоутверждения, кажется, никак не замечает того
, что простые казахи усердно усваивают преподносимые уроки. Множество их, вчерашних аульчан, добившись всего лишь скромной стабильности и достатка, спешат отказаться, по возможности, оттого, что представляется казахскостью. Они переводят своих детей из казахских школ в русские сами переходят с казахского языка на русский. При этом не преминут заметить с самодовольством, что казахских газет не читают и телепередач не смотрят. И это - чистейшая правда. А из нее вырастает другая правда. Масса живущих в относительной сибильности казахов (а тем, кто находится ниже этого уровня, не до понятий, о которых идет речь) стремительно освобождается от положительных казахских стереотипов, заменяя их российскими, европейскими, узбекскими, турецкими и т.п. Ныне средний казах уже не имеет (его подрастающие дети - тем более) политических, общественных, эстрадных и других личностных идеалов с казахским лицом. Даже если они у него и есть, то занимают место отнюдь не в первом ряду его героев и кумиров. Таким образом, по большому счету, средний казах более не является социальной базой казахской элиты. Ибо он тоже в свою очередь ориентирован на неприятие азиатского типа. А если его поставить перед необходимостью выбирать только из казахов, как это чаще всего и бывает в условиях политической реальности Казахстана, он скорее всего отдаст предпочтение тому, у кого наименее азиатские черты лица. Реальная политика не может не учитывать такой фактор.А как поступает казахская элита, будучи вынужденной допустить, хотя лишь отчасти, появление партийной формы политической борьбы за власть и поставленной, в свою очередь перед необходимостью создать общественно привлекательную проправительственную партию?! Она выдвигает на место лидера этой партии такого человека, внешность которого один к одному
соответствует классическому казахскому выражению "шойын кара" или "шомбал кара" (что переводится как чугунно-черный и ни в малейшей мере не может восприниматься как обидное определение). При этом черты лица отнюдь не тонкие. Так что же, он теперь считается, очарует казахские массы?! Имеется в виду Азат Перуашев - первое лицо в Гражданской партии Казахстана. Как заявили ее организаторы, роль их идейного лидера будет предложена ныне действующему президенту. Значит, она создается под главу государства. Под него же создавался СНЕК, впоследствии превратившийся в ПНЕК. Она и сейчас есть. И возглавляет ее вот уже несколько лет обаятельнейший Ахан Бижанов, куда более близкий к личности президента и с куда менее азиатской внешностью. Возникает вопрос - почему не он?.. Но нам остается только гадать, отчего в этом случае стереотип не сработал.Боюсь, что они ошибаются. Вот послушаем человека, который утверждает, что казахские массы считают его совестью казахской нации. Его зовут Алдан Аимбетов. А говорит он следующее: "Участвуй я в выборах, то автоматически обладал бы уже одним несомненным преимуществом: я фотогеничнее, чем Кажегельдин и Назарбаев, вместе взятые". Круто, ничего не скажешь! Но что дает основание почти 70-летнему человеку тщедушной комплекции, который выглядит ничуть не моложе своего возраста, быть уверенным в том, что он смотрится лучше, чем 46-летний цветущий экс-премьер и 58-летний действующий президент в расцвете сил?! Ответ прост. Он, будучи выходцем из являющегося с давних времен казахстанским Вавилоном Туркестана, уверен, что у него более индоевропейская внешность. И что это бесспорное преимущество. Таков взгляд самого казахского казаха, что уж тут говорить об остальных? А главное, никто, даже самые рьяные сторонники президента, не спускающие никому ни одного выпада против него, и не думают возражать.
Казахстанизация казахского общества
То, чего казахская административно-предпринимательская элита добивалась (впрочем, сама в том не отдавая себе отчета) столь долгое время, в конце концов начало сбываться. Я имею в виду победу с подавляющим преимуществом кандидата коммунистов на президентских выборах именно в наиболее казахских областях и районах страны. Едва ли С.Абдильдин с тех пор, как возглавил Компартию республики, имел возможность бывать в тех самых
местах и проводить там с людьми агитационно-пропагандистскую работу. Более того, в глубинке (а именно там находится большинство казахского населения) до недавнего времени просто не подозревали, что в Казахстане все еще есть коммунистическая организация. Такова была объективная реальность в самый канун скоропалительных выборов. Тем не менее, результаты коммунистического лидера оказались более чем весомыми именно в отдельных уголках республики и именно в местах наибольшей концентрации казахов.Все это наталкивает меня на следующие выводы, с которыми сторонники С.Абдильдина, допускаю, могут не согласиться. Вывод первый: люди в данном случае голосовали не столько за идеологию домашней выпечки, сколько за режим власти, бессознательно ассоциирующийся главенством и патерналистской ролью Москвы. Другими словами, их, очевидно, устраивает такая ситуация, когда формально руководят казахи, а фактически - русские. Вывод второй: политическая сила, являющаяся аналогом крупнейшей политической партии России, в Казахстане для казахов куда более привлекательна, чем для русских. Об этом свидетельствует преимущество, которое получил С.Абдильдин в Атырауской области, которая является самой казахской по духу и языку областью Казахстана (кстати сказать, там даже в областном центре русские свободно изъясняются по-казахски). Об этом же свидетельствуют результаты выборов в Костанайской области, где в областном центре (преимущественно населенном русскими и украинцами) коммунистический кандидат набрал всего 37 процентов голосов, а в Аркалыке (преимущественно населенном казахами) - целых 80 процентов ("ХХ1 век", № 5, 99 г.). Те же 80 процентов получил он в Сарысуском районе (населенном исключительно казахами) Жамбылской области... Вывод третий и, пожалуй, самый главный: подоспел-таки именно
из гущи народной казахской ответ высокомерию казахской элиты ко всему казахскому и ее вызывающе еврофильской эмансипации. Куда более достойный и мудрый ответ. Коренные казахские массы явно начинают отворачиваться от казахской действующей административно-предпринимательской элиты.И это - самая существенная реальность в общественно-политической жизни сегодняшнего Казахстана. Тем международным политическим и экономическим деятелям, которые работают с нашей страной, сейчас есть над чем задуматься, ибо нынешнему истеблишменту отказала в доверии и прослыла "красным поясом" отнюдь не депрессионная Атырауская область (более того, там ведь наибольшая концентрация иностранных инвестиций!). Ситуация представляется еще более удручающей с точки зрения интересов властей
, если вспомнить, что им никак не помогло в ходе выборов то, что родом из Атырау является нынешний премьер-министр Н.Балгимбаев и председатель Таможенного комитета Г.Касымов (еще один номенклатурный кандидат в президенты).Власти, кажется, только теперь начинают осознавать чреватость складывающейся ситуации. С самых высоких трибун зазвучали слова о необходимости сохранять единство казахов. Проправительственная газета "Жас алаш" с умилительном пиететом дает на первой полосе дружественные шаржи, показывая народу такую картину: министры-казахи взялись дружно за "Элшпе" (казахский "Букварь"). И это на десятом году после объявления казахского языка государственным и на восьмом году государственной независимости страны. Вспомним в связи с этим незабвенного Геннадия Колбина, который приехал в республику извне и сразу же заявил, что берется за изучение казахского. А казахи все равно не верили этому и не полюбили его.
Так за что и как им теперь верить своим министрам и любить их?! Боюсь, что властьпредержащие опоздали с реверсными ходами. Но как бы там ни было, а в среде казахского населения также пошел в ход и теперь вовсю будет развиваться процесс казахстанизации. Говоря по-иному, казахи эволюционируются в казахстанцев. То есть включаются в большое казахстанское сообщество на основе русской (а то и российской) политической, социально-экономической и общей культуры.
"XXI век" 25 февраля 1999 года
TNSE