Камо грядеши, Казахстан?

Большинство политических обозревателей придерживаются того мнения, что перенос президентских выборов в Казахстане с 2000 года на январь 1999 связан с надвигающимся экономическим кризисом. В 1999 году правительству Казахстана придётся столкнуться с двумя главными проблемами: во-первых, с угрозой бюджетного дефолта, а во-вторых, с возможностью резкого падения национальной валюты - тенге. Спустя 8 лет после провозглашения независимости испытание на прочность политического фундамента страны показывает, что вместо движения по пути построения правового государства и внедрения системы строгой финансовой отчётности, без чего невозможно привлечение иностранных инвестиций, в Казахстане возник "туземный" капитализм, при котором президент и его окружение расхищают национальное достояние, не предпринимая попыток построения новой системы. По мнению экономиста Петра Свойка, "все решения принимаются в интересах класса людей, представляющих партию власти".

В настоящее время наблюдается появление возрастающего культа президента Назарбаева. Громадные суммы денег были потрачены на издание книг и фильмов о его правлении. На одном из рекламных плакатов времен предвыборной кампании Назарбаев держит на коленях школьников - декорация, пользовавшаяся популярностью у диктаторов. На другом известном плакате можно увидеть президента, стоящего посреди пшеничного поля на фоне голубого неба. Реклама гласит: "Мир и добрая воля на этой Земле!", что звучит весьма иронично в стране, где каждый четвертый сегодня является безработным. Хотя в целом номенклатура советских времён была заменена на некую новую специфическую систему, наследие прошлого до сих пор является очевидным. Так например, на фотографии, опубликованной на первой полосе "Казахстанской правды" от 26 ноября 1998 года (период активной предвыборной кампании), Назарбаев запечатлён во время визита на завод в Павлограде. Президента окружает толпа льстиво улыбающихся женщин средних лет, а на заднем плане можно видеть лозунг: "Стратегию 2030 года - в жизнь!" (ссылка на назарбаевскую экономическую программу) - картина, вызывающая чёткие воспоминания о культе личности Брежнева.

Все назначения - в Парламенте, в Прокуратуре и в органы исполнительной власти,- делает Президент. Это также относится и к акимам - представителям исполнительной власти всех уровней, и к мэрам городов. По сути, исполнительные органы власти как таковые сегодня не существуют. Президентская административно-командная вертикаль не являет собой непрерывную цепочку органов власти, а скорее напоминает русскую матрёшку. С тех пор как акимы стали меняться каждые два или три года, они всё больше заботятся о своих собственных или же клановых интересах. Это в большей степени относится к построению акимами собственной цепочки подчинённых. Несмотря на тот факт, что вся власть сосредоточена в одних руках, согласно Конституции, являющейся по сути лишь декларативным документом, Президент тем не менее не несёт ответственности за какие-либо должностные преступления. Никто из занимающих официальные посты не заинтересован в принятии чётко сформулированных законов или соответствующей политической системы, поскольку при существующем порядке есть безграничные возможности для взяточничества. Не может быть и речи о привлечении зарубежных инвестиций, а также о передаче технологий, что не менее важно, в то время, как при нынешнем инвестиционном климате с 1991 года наблюдался отток капитала в огромных масштабах. Арифметика в данном случае проста: чем больше ресурсов покидают страну, тем меньше существует возможностей для инвестиций.

С 1993 по 1997 год Казахстан привлёк инвестиций на общую сумму 7 миллиардов долларов. Комментирует Петр Свойк: "Можно предположить, что сам Казахстан за этот период ценой своих собственных "резервов" как минимум в трое или четверо больше этой суммы "проинвестировал" зарубежные банки". Небольшое количество секторов экономики почувствовало приток иностранных инвестиций: согласно данным Государственного Инвестиционного Комитета с1993 по 1997 год самая большая часть прямых инвестиций - 49% - была направлена в нефтегазовую отрасль; 24,5% - в металлургическую промышленность, а остальное распределилось по другим секторам, среди которых пищевая промышленность получила 4%. Сельское хозяйство, которое фактически разрушалось с 1991 года, не получило вообще никаких иностранных инвестиций.

За годы реформ Казахстан потерял более 60% своего экономического потенциала. Если взять за основу 1990 год (100%), то в 1997 году доля промышленного производства составила 48,7%, причём заметные изменения произошли в удельном весе некоторых отраслей экономики. В частности, в 1997 году доля нефтегазовой отрасли в экономике страны возросла с 4,1% до 17,7%; доля химической промышленности упала с 6,3% до 2,1%; а доля лёгкой промышленности упала с 15,6% до 2,1%. Эти показатели, равно как и данные по другим отраслям, где с 1991 года наблюдался промышленный спад, чётко демонстрируют пример превращения страны в экспортёра сырья.

В соответствии с государственной программой приватизации предполагалось, что продажа ключевых отраслей экономики с привлечением больших объёмов иностранного капитала способна оживить больную экономику страны. Однако широкомасштабная коррупция, процветающая "благодаря" отсутствию четко сформулированных законов, привела к продаже за бесценок национальной промышленности и к обогащению ответственных за это чиновников. Продажа иностранным "инвесторам" предприятий по производству хрома, алюминия, железной руды и т.п. привела к уменьшению поступлений в бюджет и лишила правительство возможности привлечения стратегических инвесторов. "Иностранные инвесторы" получили лучшие предприятия с аннулированными правительством в процессе продажи долгами, что являлось прямым нарушением закона и создало дополнительно огромный объём задолженностей по выплатам долговых обязательств.

Существующий в настоящее время высокий уровень задолженности является главным фактором нынешнего кризиса. Он включает в себя не только внешний долг объёмом приблизительно в 6 миллиардов долларов и негативный платёжный баланс . В июне 1998 года долги предприятий и государственных организаций составили 1,267 триллионов тенге, или 75% ВВП 1997 года. Ожидается, что этот показатель вырастет до 100% к концу 1998 года. По состоянию на 1 декабря 1998 года долги по зарплатам на государственных предприятиях и организациях составили 50 миллиардов тенге, из которых более 50% приходится на долги рабочим, пенсионерам и учителям, не получавшим зарплату по 3 и более месяцев. Дальнейшее увеличение задолженности означает сокращение в будущем расходов на образование, здравоохранение и социальные нужды. В сельской местности, где проживает более 80% населения Казахстана, кризис развивается наибольшими темпами и многие дети не имеют возможности посещать школу.

Макроэкономические проблемы, стоящие за этим объёмом взаимных задолженностей, очевидны: они включают в себя сокрытие предприятиями своих оборотных средств, приостановку деятельности предприятий или убыточность их деятельности; низкий уровень собираемости налогов несмотря на мощный нажим со стороны налоговой полиции; криминализацию экономики; слабую банковскую систему и отсутствие системы кредитования. В действительности кредиты размещаются исходя не из разумных экономических принципов, а в условиях формирования клановых групп, контролирующих целые сектора экономики.

На сегодняшний день ухудшение ситуации заметнее всего проявляется на уровне провинции. Так, например, упадок экономики Карагандинской области подчёркивается данными, приведёнными в журнале "Панорама" от 15 января 1999 года. Там, в частности, говорится, что за 1998 год в Караганде зафиксировано 278 банкротств, а 25 предприятий было ликвидировано. Для большинства людей условия жизни существенно ухудшились, и по всей видимости эта тенденция сохранится и в ближайшем будущем. Безработица, очень маленькие пенсии и зарплаты (которые в реальном исчислении сократились по некоторым данным до 10% от доперестроечного уровня),которые к тому же не выплачиваются месяцами, перебои в водоснабжении, отоплении, а также частые отключения электричества в домах, нехватка пищи и прочее при полном безразличии власти к судьбе собственного народа привело к тому, что как коренные, так и русскоязычные жители страны оказались в одинаково отчаянном положении. Все, кто имел средства или же родственников в России уже уехали из страны: с 1991 года более 2 миллионов русских, немцев и украинцев, лучшие специалисты, покинули Казахстан. Ожидается, что ещё 500 000 русских последуют их примеру в 1999 году.

На сегодняшний день представители лишь одной национальности контролируют материальные и финансовые ресурсы страны, причём приватизация лишь усиливает эту тенденцию. Конституционные гарантии постоянно нарушаются, что проявляется, в частности, в виде дискриминации по национальному признаку в самых разных сферах жизни общества. Несмотря на тот факт, что население Казахстана представлено более чем 100 разными национальностями, русские, составляющие примерно 45% населения и другие национальные меньшинства имеют ограниченные возможности при отстаивании своих интересов в представительных органах власти, так как более 80% депутатов Парламента и чиновников регионального уровня являются лицами казахской национальности. Процесс продвижения по службе, известный как "казахизация", наиболее заметно проявляются на уровне таких важных институтов, как Министерство иностранных дел, налоговая полиция, таможня, а также на уровне органов государственного управления, районных администраций и органов местного самоуправления.

По оценке экспертов ежегодные убытки, понесённые в результате коррупции, составляют 10-20% ВВП. За первые 8 месяцев 1998 года уголовные дела были заведены в отношении 30 акимов по результатам проверки их деятельности, а также в отношении более 200 сотрудников правоохранительных органов и около 100 других государственных чиновников. 43% нарушений связано со злоупотреблением служебным положением, 19%- со взяточничеством, 17%- с превышением полномочий, 21%- с другими преступлениями (журнал "Панорама" от 18 сентября 1998 года).

По данным исследования, проведённым С.Глинкиной и Российским Центром Восточно-европейского института международных отношений и политики "коммерческие структуры тратят от 30% до 50% прибыли на содержание "своих людей" в государственных структурах" -уровень, характерный в равной степени как для Казахстана, так и для России.

Сферы, где процветает коррупция, связаны с инвестициями, нецелевым расходованием бюджетных денег, а также средств государственных и негосударственных пенсионных фондов; с приватизацией, государственными материальными ресурсами, нефте- и газопереработкой, производством зерна, а также с банковским и кредитным секторами. По результатам исследования, проведённого экспертами группы VIProblem ("Панорама" от 2 октября 1998 года), наиболее часто коррупция возникает в процессе предоставления кредитов отечественным компаниям- 65%, при передаче управления предприятиями иностранцам- 55%, при проведении широкомасштабной приватизации- 50%, при формировании правящей элиты на государственном и местном уровнях- 34%, при выдаче лицензий в сфере малого бизнеса- 17%.

В Казахстане насчитывается 122 тыс. предприятий среднего и малого бизнеса с общим числом работающих в этой сфере приблизительно 1,2 миллиона человек ("Панорама" от 2 октября 1998 года), а также около 200 тысяч занятых индивидуальной трудовой деятельностью. По данным организации по поддержке малого бизнеса, государственные контролирующие органы проводят в год в среднем не менее 9 проверок деятельности предприятий, относящихся к этому сектору экономики. Как результат, от 56% до 70% предпринимателей платят взятки налоговым органам, от 53,2% до 68%- таможне; от 47% до 62%- милиции. Много нарушений происходит на уровне местной исполнительной власти, и большинство жалоб предпринимателей касается произвола региональных чиновников- акимов и их подчинённых. Так например, при каждой местной администрации существует специальный фонд для "добровольных" пожертвований. Подобные фонды создают самые благоприятные условия для выбивания денег за выдачу разрешений на создание своего предприятия, открытие киоска и т.п.

В демократическом обществе пресса должна была бы выступать против таких должностных преступлений. К сожалению, за последние несколько лет любые телевизионные и радиостанции, а также газеты, не являющиеся про-назарбаевскими, прекратили свою деятельность во всех городах. В 1996-97 годах руководство страны начало закрывать независимые телевизионные станции, такие как "ТОТЕМ" и "Мир", а также радиостанции путём объявления тендеров на право вещания. Устанавливая начальную цену на уровне $140 000, правительство окончательно похоронило независимое радиовещание и телевидение. В дополнение к этим мерам с февраля 1996 года было прекращено вещание российского телевидения на Казахстан. Очень небольшое количество программ, в основном мыльные оперы и им подобные шоу, транслируются по несколько часов в день. На сегодняшний день оппозиционная пресса также задавлена - в прошлом году газеты: "Центр" (Астана), "Сорока" (Караганда), "Дат" (Алма-Ата), "Регион-Юг" (Тараз), "Проспект" (Павлодар) - были закрыты.

Что касается политических партий и движений, то одно время их число было значительным. Однако на сегодняшний день существующая в Казахстане политическая система по всем признакам является однопартийной. Любые политические партии или движения, не имеющие проназарбаевскую ориентацию, не могут быть зарегистрированы. Такими, в частности, являются: общественное движение "За свободные выборы", которое не может зарегистрироваться с сентября 1998 года, "Орлей" - с ноября 1998, представительство региональной организации "Союз казаков степного края" в городе Темиртау - с 1 декабря 1998 года, Республиканская Народная Партия Казахстана - с 19 января 1998 года, и другие политические движения.

Казахстан сегодня пал жертвой господства тирании, где деспоты грабят, а слова о демократии и её проявлениях, таких, как равенство всех перед законом, о деятельности правительства, направленной на повышение благосостояния граждан, являются пустым звуком. В беседе со мной заместитель редактора газеты "Центр" (Акмола) Иван Куренков: "В США люди могут строить планы на завтра, а в мы Казахстане живём одним днём, поскольку в свете нынешнего правительственного курса будущего у нас нет."

12 февраля 1999

АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ