"Зоны субдукции" на Каспии

Айнур АУЕСХАНОВА

ЧТО общего между двумя, на первый взгляд, совершенно не связанными между собой понятиями -нефтью и землетрясениями? Казалось бы, ничего. Однако результаты научных исследований азербайджанских ученых говорят об обратном.

Как показал анализ распространения крупнейших нефтяных месторождений мира, подавляющее большинство из них расположено в зонах, подвергающихся сильным землетрясениям, как в настоящее время, так и в геологическом прошлом. При этом более 90% сильных землетрясений происходит в тех зонах, где сталкиваются гигантские плиты земной коры и происходит погружение одной плиты под другую. Эти зоны называют "зонами субдукции", а обнаруживаются они по концентрации сильных землетрясений, очаги которых образуют наклонную плоскость, погружающуюся в недра Земли. Именно по этой плоскости и происходит погружение одной литосферной плиты под другую. Основателями этой теории, носящей название "тектоники литосферных плит", считаются американцы.

Между тем на протяжении многих лет "тектоника литосферных плит " не признавалась официальной советской геологией, что не только наносило вред развитию теоретических основ наук о Земле, но и сдерживало дальнейшие поиски нефтегазовых месторождений.

Зоны субдукции - это настоящие "фабрики нефти", так как в их пределах происходят сложнейшие термодинамические процессы, существенно ускоряющие период образования и скопления нефти и формирования крупных нефтяных месторождений. Наверное не стоит пояснять, насколько важно обнаружение подобных зон для нефтяной промышленности.

Еще в 1982 году Эльчин Халилов, доктор геолого-минералогических наук из Азербайджана, ныне президент Международного научно-технического комплекса "Интергео-Тетис", впервые опубликовал результаты научных исследований, доказывающие фактическое существование зоны субдукции в Каспийском море и в пределах Большого Кавказа. Принимаемое в штыки на протяжении многих лет открытие, по его мнению, сейчас уже трудно опровергнуть, ибо как геофизические, так и геологические данные неопровержимо доказывают существование зоны субдукции на Каспии.

Эльчин Халилов считает, что именно сейчас, когда вопрос о потенциальных запасах каспийской нефти, как никогда, актуален, правильное направление дальнейших поисково-разведочных работ возможно исключительно с учетом признания факта существования зоны субдукции на Каспии и в пределах Большого Кавказа. По его словам при осмотре космического снимка прикаспийской части Азербайджана, где обозначен разрез верхнего слоя Земли -литосферы, можно увидеть движение на северо-восток южной части Каспия и погружение литосферы Южно-Каспийской впадины под литосферу Среднего Каспия. Именно к этому погружающемуся участку приурочены практически все сильные землетрясения с глубиной очагов 40 км и более.

По мнению г-на Халилова уже доказано, что Южно-Каспийская впадина, так же, как и Черное море, является реликтомчч древнего океана "Тетис", простиравшегося 150-200 миллионов лет назад от Альпийских до Гималайских гор. Океан постепенно сужался в результате сближения Евроазиатской и Аравийской литосферных плит, пока окончательно не сомкнулся. Дальнейшее движение этих плит привело к образованию гигантских горных систем - Альпийско-Гималайского горного пояса.

Проведенные Институтом геологии Азербайджана исследования позволяют установить, что процесс погружения Южно-Каспийской впадины происходит не равномерно, а рывками, которые отражаются в виде периодического усиления и последующего ослабления сейсмической активности в этом регионе с периодами от 22 до 45 лет. С этой же периодичностью извергаются и грязевые вулканы, которых на Каспии сосредоточено более половины от их общего числа на Земле.

По твердому убеждению азербайджанских геологов, основанному на сравнении этих процессов с колебаниями уровня Каспия, это не связано ни с количеством выпадаемых осадков, ни с количеством воды, привносимой в Каспий впадающими реками. Колебания уровня воды Каспийского моря прежде всего связаны с тектоническими движениями дна Каспия, доказывают они, обязанными своим возникновением неравномерно цикличному движению литосферы Южного Каспия в северо-восточном направлении.

Еще одна важная особенность периодичности дна Каспия, по мнению Эльчина Халилова, это ее влияние на периодическое изменение дебита скважин. Из чего следует, что если в определенное время дебит скважин начинает расти или падать, то через некоторое время ситуация может измениться в противоположную сторону, и без учета этих факторов нельзя достоверно судить о точных запасах нефти в месторождениях и тем более точно прогнозировать уровень ее добычи. Усиление активности тектонических движений в зоне субдукции приводит, естественно, к увеличению пластовых давлений, и, как следствие, к повышению дебитов скважин, и наоборот.

Возможно, вышеизложенные данные позволят с новых позиций взглянуть на проблему перспектив нефтеобеспеченности Каспийского бассейна и оценить прогнозы запасов нефти и газа, а также скорректировать направления поисково-разведочных работ в этом регионе.

"Деловая неделя" 5 февраля 1999 года

TNKN