Рвутся "ремни" безопасности?

Николай ДУДКИН

Внешне в Казахстане спокойно воспринято решение Узбекистана не продлевать свое членство в Договоре о коллективной безопасности СНГ, ставшее мировой сенсацией. Напомним, главный военно-политический документ стран Содружества был подписан президентами этих стран в Ташкенте в мае 1992 года. Казахстан последним в 1994 ратифицировал этот договор, выйти из которого любой участник может через пять лет после подписания. Следовательно, наш ближайший сосед воспользовался вполне законным правом, что не вызывает возражений. Но это - по форме. Что касается существа дела, то неожиданный выход Ташкента из, казалось бы, непререкаемого и безальтернативного договора о коллективной безопасности возымел разное толкование. Многие аналитики в Казахстане считают, что амбициозный Ислам Каримов выбрал не лучший момент для демарша против не всегда продуманной и предсказуемой политики Москвы в Центральноазиатском регионе и особенно в Таджикистане. К сожалению, какой-либо официальной реакции Астаны по поводу нежелания Узбекистана участвовать в обеспечении коллективной безопасности СНГ, пока нет. Видимо, и правительство, и МИД РК ожидают скорого возвращения Нурсултана Назарбаева из краткосрочного отпуска, который, как подписант упомянутого договора и один из гарантов его выполнения, может дать какую-то оценку происходящему.

Сложность прецедентной ситуации дополняется тем, что Ташкент выразил мнение: из всей Центральной Азии военнослужащие РФ должны уйти. В самом Узбекистане уже давно нет ни одной военной "точки" московского командования и ни одного российского солдата.

Как видим, в Центральноазиатском регионе происходят существенные военно-оборонные изменения. Узбекистан, пересматривая вектор своих приоритетом, явно тяготеет к сотрудничеству с НАТО, выражает готовность разместить на своей территории базу миротворческих сил, предоставить для нее один из своих самых современных в техническом отношений военных аэродромов. Ташкент не скрывает, что желает, чтобы аналогичным образом поступили его партнеры по Союзу "3+…", т.е. Казахстан и Кыргыстан.

Приемлемо ли это для РК? Скорее нет, чем да, считают аналитики. Казахстан, как и Кыргыстан, намерен пролангировать главный военно-политический документ СНГ. Хотя это Содружество дало уже не одну трещину, однако независимо от его судьбы, Казахстану не обойтись без военно-оборонного партнерства с Россией. Как известно, Узбекистан не граничит с ней, а граница Казахстана с Россией имеет протяженность около 7 тысяч километров и остается прозрачной. РК продолжает предоставлять РФ военно-испытательные полигоны системы "Капустин Яр", хотя они и причиняют природе, а также населению республики большой экологический вред. В свою очередь Россия оказывает содействие южному соседу в модернизации оборонного комплекса. Так, РФ передала РК в соответствии с договоренностями четыре боевых самолета "СУ-27". В дальнейшем, как предусмотрено межправительственным решением, в Казахстан еще будут направлены 12 таких истребителей-перехватчиков и зенитно-ракетный комплекс "С-300", считающийся одним из лучших в мире. После того, как он заступит на боевое дежурство близ Астаны, противовоздушная оборона столицы усилится.

В рамках военно-стратегического партнерства в Российской военной Академии проходят обучение кадры из Казахстана.

Следует отметить, что Казахстан продолжает участвовать в выполнении межгосударственных договоренностей о совместной охране внешних рубежей СНГ на таджикско-афганской границе, а Узбекистан от этогодавно отказался. В настоящее время завершается плановая замена личного состава отдельного сводного стрелкового батальона РК, находящегося в Таджикистане. По сообщению официального источника, численность личного состава батальона остается прежней - около 500 человек. В нем несут дозор военнослужащие сил охраны государственной границы, сил общего назначения и внутренних войск. Они выполняют свой долг по прикрытию таджикско-афганской границы, сдерживают нарушителей, пресекают попытки их переправы через пограничную реку Пяндж, изымают у лазутчиков огнестрельное оружие и наркотические вещества.

Может ли как-то сказаться на Казахстане выход Узбекистана из договора о коллективной безопасности? По мнению аналитиков, Астане, видимо, придется присматриваться к тому, как Узбекистан станет обеспечивать свою безопасность, что за база миротворческих сил будет создана здесь и какие формирования НАТО продвинутся сюда. Естественно, это будет подталкивать на принятие адекватных оборонных мер как РК, так и РФ.

Россию не может не беспокоить, что через Казахстан проходит канал миграции в РФ афганцев. Наша республика, как известно, не граничит с Афганистаном. Значит, в Казахстан они пробираются через третьи страны, в том числе через Узбекистан. По сведениям Федеральной пограничной службы РФ, только в прошлом году на российско-казахстанской границе было выявлено более 770 мигрантов, причем в основном граждан Афганистана. Если не усилить заслон, их может стать много больше. Однако граница с Узбекистаном остается открытой, а это около 1000 километров. Не исключается, что Россия может предложить Казахстану усилить дозор и контроль на границе.

Нельзя не сказать, что Казахстан в рамках Союза "3+.." связан с Узбекистаном договором о совместной обороне, который обе стороны обязаны выполнять. В этом в новых обстоятельствах могут возникнуть некоторые нюансы. Но решение проблем, естественно, будет зависеть от воли президентов, которые одновременно являются главнокомандующими своих стран.

"Нет наименования издания" 8 февраля 1999 года

TNSE